Инженерные сооружения

Инженерные сооружения

Аэропорты

Аэропорты
Аэропорт Кольцово имени А. Н. Демидова
Аэропорт Кольцово имени А. Н. Демидова
Аэропо́рт Кольцо́во и́мени А. Н. Деми́дова, международный аэропорт федерального значения в России. Расположен на юго-восточной окраине Екатеринбурга, в микрорайоне Кольцово. Строительство военного аэродрома на месте, где ныне действует аэропорт, началось в 1928 г., завершено в 1930 г. 22 июня 1941 г., в день начала Великой Отечественной войны, начата укладка взлётно-посадочной полосы с твёрдым покрытием длиной 1 км. В октябре того же года в Кольцово эвакуирован НИИ Военно-воздушных сил Красной армии, на территории аэродрома стали осуществляться испытания военных самолётов. В 1943 г. образован гражданский аэропорт Кольцово. В 1954 г. введено в эксплуатацию здание нового пассажирского вокзала. В 1956 г. реконструирован, обновлённый аэропорт получил возможность принимать реактивные пассажирские самолёты Ту-104. В 1993 г. получил статус международного. В 2000-е гг. проведена масштабная реконструкция мощностей аэропорта: возведены 2 новых терминала, аэронавигационный комплекс, железнодорожная станция, гостинично-деловое здание, реконструирован терминал деловой авиации. Общая площадь аэровокзала составила свыше 80 тыс. м2, пропускная способность – 8 млн пассажиров в год. В 2012 г. открыт крупнейший на Урале грузовой терминал (грузооборот 12,4 тыс. т, январь – ноябрь 2021). В 2019 г. аэропорту присвоено имя А. Н. Демидова. Осуществляются внутрироссийские и международные грузопассажирские перевозки (свыше 100 направлений). Пассажирооборот составляет 6,1 млн человек (2021).
Международный аэропорт Пулково
Международный аэропорт Пулково
Междунаро́дный аэропо́рт Пу́лково, международный аэропорт федерального значения в России. Расположен на юго-западной окраине Санкт-Петербурга. Датой основания аэропорта считается 24 июня 1932 г., когда на посадочную площадку сели два первых самолёта из Москвы. В 1936 г. заложено здание аэровокзала, его строительство прервано в годы Великой Отечественной войны, открыт в 1951 г. (в 1980 реконструирован, получил наименование «Пулково-2»). В годы блокады ленинградский аэропорт оказался на линии фронта, в связи с чем закрыт, авиаотряд аэропорта перебазирован. Работа аэропорта полностью восстановлена к 1949 г. С 1959 г. Ленинградский аэропорт начал принимать реактивные самолёты. В 1964 г. открыта вторая взлётно-посадочная полоса. В 1971 г. награждён орденом Октябрьской Революции. Два терминала открыты в 1973 и 2013 гг. В 1974 г. аэропорту присвоено название Пулково. В 2019 г. грузопассажирские перевозки осуществлялись в 163 направлениях. Пассажиропоток составил свыше 18 млн человек, произведено 153,5 тыс. взлётно-посадочных операций (2021).
Международный аэропорт Краснодар имени Екатерины II
Международный аэропорт Краснодар имени Екатерины II
Междунаро́дный аэропо́рт Краснода́р и́мени Екатери́ны II, международный аэропорт федерального значения в России. Расположен вблизи восточной окраины Краснодара. Датой основания считается 1932 г., когда образована Пашковская авиабаза, которая год спустя перебазировалась на территорию современного аэропорта. С 1934 г. осуществляются пассажирские перевозки. В годы Великой Отечественной войны аэродром обеспечивал транспортировку военных грузов на фронт. В 1959 г. сданы в эксплуатацию здание аэровокзала и бетонированная взлётно-посадочная полоса. Новое здание аэровокзала открыто в 1969 г. В 1984 г. завершено строительство 2-й взлётно-посадочной полосы (реконструирована в 2017). В 2019 г. аэропорту присвоено имя Екатерины II. Пассажирооборот составляет свыше 5 млн человек, объём обработанных грузов – 8,1 т (2021).
Международный аэропорт Сочи имени В. И. Севастьянова
Международный аэропорт Сочи имени В. И. Севастьянова
Междунаро́дный аэропо́рт Со́чи и́мени В. И. Севастья́нова, международный аэропорт федерального значения в России. Расположен в Сочи, в Адлерском районе. Построен в июле – сентябре 1941 г., во время Великой Отечественной войны действовал как военный аэродром. Передан в ведение Главного управления гражданского воздушного флота в 1945 г. как аэропорт Адлер (заменил городской аэропорт, действовавший в 1929–1946). В 1948 и 1956 гг. построены здания аэровокзала. Интенсивность пассажиропотока обеспечивалась туристической привлекательностью региона, что, в свою очередь, стимулировало расширение аэропорта: в 1964–1983 гг. построены три пассажирских павильона, гостиница на 200 мест, багажный павильон, радионавигационные и посадочные системы. С 1964 г. осуществляются международные рейсы. В 1966 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1967 г. переименован в «Аэропорт Сочи Северо-Кавказского управления гражданской авиации». В 1989 г. начато строительство нового аэропорта, замороженное в связи с распадом СССР (официально открыт в 2010, реконструкция завершена к 2013). В 2012 г. к аэропорту запущен аэроэкспресс от сочинского железнодорожного вокзала (впоследствии заменён на скоростной поезд «Ласточка»). В 2019 г. аэропорту присвоено имя В. И. Севастьянова. Действуют две взлётно-посадочные полосы. Пассажиропоток составляет 11,1 млн пассажиров (2021).
Международный аэропорт Шереметьево имени А. С. Пушкина
Международный аэропорт Шереметьево имени А. С. Пушкина
Междунаро́дный аэропо́рт Шереме́тьево и́мени А. С. Пу́шкина, международный аэропорт федерального значения в России. Крупнейший аэропорт страны по площади (свыше 570 тыс. м2), по объёмам грузовых и пассажирских перевозок (30,9 млн человек, 2021). Расположен в Московской области, на территории г. Химки, вблизи северо-западной окраины Москвы. Решение о строительстве Центрального аэродрома ВВС СССР принято в 1953 г. Первые военные самолёты приземлились в 1957 г. В 1959 г. по решению Н. С. Хрущёва аэродром передан Министерством обороны в ведение Главного управления гражданского воздушного флота. Первый гражданский лайнер Ту-104, перевозивший пассажиров из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), приземлился в аэропорту 11 августа 1959 г. Международные рейсы осуществляются с 1960 г., тогда же введён в эксплуатацию пассажирский павильон. В 1972–1974 гг. построена вторая взлётно-посадочная полоса (длина 3,7 тыс. м, ширина 60 м). В 1977 г. заложено новое здание аэровокзального комплекса «Шереметьево-2» (строительство завершено в 1980). В 2007 г. открыт Терминал C, в 2010 г. – Терминал D и Терминал E, в 2012 г. – Терминал A (предназначен для обслуживания пассажиров бизнес-авиации). В 2008 г. введён в эксплуатацию железнодорожный терминал «Аэроэкспресс» (прямое железнодорожное сообщение Москва – Шереметьево с Савёловского вокзала, с 2009 – с Белорусского вокзала). В 2018 г. аэропорту присвоено имя А. С. Пушкина. В 2012–2019 гг. построена взлётно-посадочная полоса № 3 (единственный в России аэропорт с тремя взлётно-посадочными полосами). Маршрутная сеть аэропорта составляет свыше 200 направлений, пропускная способность – 110 млн пассажиров в год, мощность грузового комплекса – 380 тыс. т (2020). Действуют 5 пассажирских терминалов, 3 терминала для деловой авиации, грузовой комплекс «Москва Карго» (общая площадь 42,3 тыс. м2, мощность 380 тыс. т грузов в год).
Международный аэропорт Новосибирск (Толмачёво) имени А. И. Покрышкина
Международный аэропорт Новосибирск (Толмачёво) имени А. И. Покрышкина
Междунаро́дный аэропо́рт Новосиби́рск (Толмачёво) и́мени А. И. Покры́шкина, международный аэропорт федерального значения в России. Расположен в г. Обь, вблизи западной границы Новосибирска. Строительство военного аэродрома с двумя взлётно-посадочными полосами произведено в апреле – октябре 1941 г.; в годы Великой Отечественной войны использовался для переброски самолётов, полученных по программе ленд-лиза и произведённых на Дальнем Востоке. В 1951–1957 гг. осуществлено строительство новой взлётно-посадочной полосы. В 1957 г. приземлился первый гражданский лайнер, тогда же введено в эксплуатацию первое здание аэровокзала. В 1958–1964 гг. построен крупнейший в Сибири авиационный ангар (площадь свыше 10 тыс. км2). Первые международные рейсы приняты в 1962 г. Спустя год введено в эксплуатацию новое здание аэровокзала. В 1987 г. начаты работы по строительству второй взлётно-посадочной полосы (заморожены в 1990-е гг., возобновлены в 2000-е гг., завершены в 2010). В 2004–2009 гг. проведена масштабная реконструкция терминалов аэропорта. В июле 2015 г. завершена реконструкция международного терминала. В 2019 г. аэропорту присвоено имя А. И. Покрышкина. Пассажиропоток составляет 6,8 млн человек, обслужено свыше 36 тыс. пассажировылетов (2021).

Тоннели

Тоннели
Инженерные сооружения

Автомобильный тоннель Фрежюс

Автомобильный тоннель Фрежюс
Автомоби́льный тонне́ль Фрежю́с, тоннель между французским регионом Овернь-Рона-Альпы и итальянской областью Пьемонт; введён в эксплуатацию в 1980 г. Проложен под перевалом Фрежюс, соединяет итальянскую коммуну Бардонеккья с французской коммуной Модан. Является одной из ключевых трансальпийских магистралей. Представляет собой двухполосную дорогу длиной 12 870 м и максимальной высотой для автомобилей 4,3 м. Въезды с французской и итальянской сторон гипсометрически расположены на высотах 1228 и 1297 м над уровнем моря соответственно; продольный профиль имеет уклон 0,54 % по направлению Франция – Италия. Проезд по тоннелю осуществляется на платной основе. Оператор объекта – компания с государственным участием – Французское общество автомобильного тоннеля «Фрежюс» (штаб-квартира во французской коммуне Модан; 1962). С ноября 2014 г. ведутся работы по прокладке второй линии тоннеля.
Инженерные сооружения

Железнодорожный тоннель Фрежюс

Железнодорожный тоннель Фрежюс
Железнодоро́жный тонне́ль Фрежю́с (другое название – тоннель Мон-Сени), тоннель между французским регионом Овернь-Рона-Альпы и итальянской областью Пьемонт (один из старейших тоннелей, проложенных в Альпах). Соединяет итальянскую коммуну Бардонеккья с французской коммуной Модан. Строительство велось с 1857 по 1871 гг. Непосредственным руководителем работы являлся итальянский инженер Ж. Соммейе. Протяжённость – 13657 м, из них 6907 м расположено под территорией Франции. Наиболее низкая точка находится на глубине 1600 м над уровнем поверхности. Перегон является двухпутным и электрифицированным (переменный ток). Тоннель Фрежюс остаётся важной транспортной артерией, соединяющей Рим и Париж через Турин и Шамбери. Властями обеих стран планируется превратить его в высокоскоростной железнодорожный тоннель, который станет частью проекта высокоскоростной железной дороги Турин – Лион.
Инженерные сооружения

Железнодорожный тоннель «Лимоне-Пьемонте»

Железнодорожный тоннель «Лимоне-Пьемонте»
Железнодоро́жный тонне́ль Лимо́не-Пьемо́нте, тоннель между французским регионом Прованс-Альпы-Лазурный берег и итальянской областью Пьемонт, проложенный через Альпы (перевал Колле-ди-Тенда) на итальянской железнодорожной линии Кунео-Вентимилья. Соединяет итальянскую коммуну Лимоне-Пьемонте с французским населённым пунктом Вьевола. Строительство велось в период с 1889 по 1898 гг. До 1947 г. сооружение находилось полностью в Италии. Протяжённость – 8099 м, из них 3732 м проложено под территорией Франции. Перегон является однопутным, электрифицированным (переменный ток). Тоннель имеет важное значение для туристов, прибывающих на горнолыжный курорт Ризерва-Бьянка, вблизи которого расположена железнодорожная станция Лимоне.