Дан (родоначальник колена Израилева)
Дан (евр. דן), 5-й сын праотца Иакова, родоначальник одного из 12 колен Израилевых, именем которого были названы территория и город в Палестине.
Дан родился от Валлы, служанки Рахили, жены Иакова, которая не могла тогда иметь детей. В соответствии с практикой того времени Рахиль усыновила Дана и нарекла ему имя (Быт 30:1–6). С опорой на библейский текст имя Дан традиционно толкуется как производное от «Даниил», что значит – «Бог судил» или «Бог – мой судья». Этимология имени раскрывается и в благословении Иакова, который объявил, что Дан «будет судить народ свой, как одно из колен Израиля» (Быт 49:16).
В генеалогических списках у Дана нет единого положения. Обычно он упоминается вместе с братом Неффалимом (Быт 35:25; 46:23–25; Исх 1:4), но иногда отдельно (1 Пар 2:2). Его имя стоит либо на 4-м (Числ 34:22), либо на 5-м (Быт 30:6; Нав 21:5, 23–24), либо на 7-м (1 Пар 2:2), либо на 11-м (Быт 46:23), либо на 12-м (1 Пар 27:22) местах, но чаще на 9-м (Быт 35:25; Числ 1:38–39; 2:25–26; 7:66–71; 10:25; 13:12; 26:42–43). В видении пророка Иезекииля «ворота Дана» упоминаются на шестом месте (Иез 48:32). Такая нестабильность в традиции, видимо, объясняется изменением религиозно-политического положения Дана в момент написания той или иной книги Ветхого Завета (по этой причине имя Дана почти полностью исчезло из 1 Пар 2:3–8:40).
Согласно книге Исход, Дан вместе со своими братьями перешёл в Египет (Исх 1:4). В Ветхом Завете упоминается имя лишь одного его сына – Хушима (Быт 46:23) или Шухама (Числ 26:42) (вероятно, расхождения вызваны метатезой консонант).
Колено Дана играло значительную роль при Исходе евреев из Египта и вхождении в Землю обетованную. Один из потомков Дана – Аголиав, сын Ахисамахов, – упоминается как участник постройки скинии, «мудрый сердцем» (Исх 31:6; 35:34; 36:1–2). После постройки скинии другой потомок Дана, Ахиезер, сын Аммишаддая, сделал богатое приношение, ставшее образцом для других колен (Числ 7:66–71).
Колено Дана – единственное, по имени которого в Ветхом Завете назван город на севере территории, принадлежащей Израилю (ныне – Тель-Дан). В 10 в. до н. э. Иеровоам I поставил в г. Дан одного из двух золотых тельцов (3 Цар 12:30; 4 Цар 10:29; ср.: Ам 8:14). В 1966 г. при раскопках под руководством А. Бирана на месте г. Дан обнаружены святилище и «высота» (ср.: 3 Цар 12:31), а в 1976 г. – двуязычная греко-арамейская надпись, в которой упоминается «бог, который в Дане» или «бог Дана», что напоминает инвективы в книге пророка Амоса (Ам 8:14) и может свидетельствовать о синкретизме религии жителей этих мест.
В межзаветной литературе тема отступления Дана от веры в единого Бога получает развитие. В «Завещании Двенадцати патриархов» говорится, что в последние дни потомки Дана отступят от Господа и будут враждовать с потомками Левия и Иуды. Более того, со ссылкой на Еноха Праведного утверждается, что князь Дана – Сатана. Однако в книгах Еноха ныне такой текст не встречается (в 1 Енох 13:7 упоминаются лишь «воды Дана» как место, где Енох получил откровение об осуждении падших стражей, возможно, в связи с этимологией имени Дана). Тем не менее потомки Дана обратятся ко Господу и будут помилованы. Негативная оценка Дана содержится в «Житиях пророков» (1 в. н. э.), где колено Дана объявляется виновным в пленении и рассеянии народа. Вероятнее всего, истоки таких представлений следует усматривать в пророчествах Иеремии: «...от севера откроется бедствие» (Иер 1:14 и 8:16–17).
В раввинистической традиции наряду с учением об апостасии Дана (Берешит Рабба 43:2 и др.) встречаются утверждения, что матерью Мессии будет женщина из колена Дана (Берешит Рабба 97:9).
Для христианской традиции особое значение имеют благословения и пророчества, связанные с Даном. Слова патриарха Иакова о том, что Дан «будет судить народ свой», традиционно истолковываются либо как пророчество о судии мира Христе (Ефрем Сирин), либо как указание на пришествие из колена Дана антихриста (Феодорит Кирский), хотя в буквальном смысле эти слова исполнились уже на Самсоне (Амвросий Медиоланский). То, что Дан называется «змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня» (Быт 49:17), указывает не только на Антихриста, но и на предателя Иуду Искариота (Амвросий Медиоланский), а также на те искушения, которые будут претерпевать верные, вставшие на узкий путь спасения во Христе (Ипполит Римский), и на их готовность со смирением переносить земные трудности, что позволяет проводить параллель со словами апостола Павла о «жале в плоти» во 2-м послании к Коринфянам (2 Кор 12:7) (Руфин). Если всё пророчество относится ко Христу, то слова о змее сопоставляются с эпизодом из книги Чисел (Числ 21:4–9) (Ефрем Сирин). Колено Даново не упоминается в Откровении Иоанна Богослова (Откр 7:4–8) среди 144 тыс. «запечатлённых», что отмечает уже Ириней Лионский, толкуя слова пророка Иеремии о Дане как о родоначальнике Антихриста. По мнению Андрея Кесарийского, оно заменено на колено Левиино. Большинство современных учёных полагают, что место колена Дана в Откровении заняло колено Манассии. Имя Дан читается в бохайрском переводе Откровения (Откр 7:6).