Хилле Петер
Хи́лле Пе́тер (Петер Гилле; Peter Hille) (11.9.1854, Эрвитцен, Прусское королевство, ныне район г. Нихайм, земля Северный Рейн-Вестфалия – 7.5.1904, Грос-Лихтерфельде близ Берлина, ныне в составе Берлина), немецкий писатель, литературный критик.
Сын управляющего имением. В 1860–1869 гг. учился в народных школах в Хольцбурге и Нихайме, в 1869–1872 гг. – в прогимназии в Вартбурге, в 1872–1874 гг. – в гимназии в Мюнстере (отчислен за конфликт с администрацией и неуспеваемость). В Мюнстере подружился с братьями Генрихом и Юлиусом Гарт, вместе с ними основал газету Satrebil (анаграмма лат. libertas – свобода); изучал труды К. Маркса, П.-Ж. Прудона, Л. Бюхнера, оказавшие влияние на его социально-политические взгляды. По предложению отца в 1874–1876 гг. служил секретарём в окружном суде Хёкстера, затем переехал в Лейпциг. Вольнослушателем посещал в Лейпцигском университете лекции по философии, литературе, истории искусств (1877/1878). Подрабатывал корректором в издательстве.
Писал для основанного братьями Гарт ежеквартального журнала Deutsche Dichtung. Organ für Dichtung und Kritik («Немецкая поэзия. Орган литературы и критики»), где в 1877 г. были опубликованы и первые стихотворения Хилле, затем – для сменившего это издание в 1878 г. журнала Deutsche Monatsblätter («Немецкий ежемесячник»). С 1879 г. в качестве литературного критика сотрудничал с различными периодическими изданиями в Бремене и Мюнстере, в том числе с социал-демократической газетой Bremer Tageblatt («Бременская ежедневная газета»). В центре внимания Хилле-критика – современные писатели (Л. фон Захер-Мазох, И. С. Тургенев, Б. Гарт); также его интересовало творчество Г. Гейне, Й. фон Эйхендорфа, К. Д. Граббе и др.
Получив в 1880 г. небольшое наследство, уехал в Лондон, где прожил до 1882 г., занимаясь самообразованием в библиотеке Британского музея. Благодаря опыту жизни в лондонских трущобах (район Уайтчепел) укрепился во мнении о необходимости социальных преобразований. В 1882–1884 гг. жил в Роттердаме и Амстердаме. Материально поддерживал нидерландскую театральную труппу (предположительно бродячую); разорившись в результате её провала, вернулся в Германию. В 1885 г. безуспешно пытался основать собственный журнал Die Völkermuse. Kritisches Schneidermühl von Peter Hille («Народная муза. Критическая мельница-резка Петера Хилле»); у издания нашлось лишь 2 подписчика. В 1885–1889 гг. жил в пансионе в Бад-Пирмонте (земля Нижняя Саксония), бывая в Берлине и продолжая сотрудничать в прессе. Зимой 1888/1889 г. заболел туберкулёзом и остался без средств к существованию. К. Генкель помог Хилле выехать в Цюрих, после чего писатель путешествовал по Швейцарии и Италии.
По возвращении в Германию около двух лет (1892–1893) провёл у брата в г. Хамм, с 1893 г. жил в Берлине, занимая комнату в штаб-квартире литературного (с начала 20 в. политического) объединения братьев Гарт «Новая общность» (Neue Gemeinschaft), по творческим принципам близкого к натурализму, по политическим убеждениям тяготевшего к анархизму. В 1901 г. вместе с Г. Вальденом и Э. Ласкер-Шюлер основал кабаре Teloplasma, в начале 1903 г. совместно с Э. Мюзамом, О. Ю. Бирбаумом и Э. Ласкер-Шюлер открыл «Кабаре у Петера Хилле» (Cabaret zum Peter Hille), где проводил музыкальные и литературные вечера, выступал с чтением своих произведений.
Стихотворения Хилле при жизни автора практически не появлялись в печати, за исключением отдельных публикаций в периодике; некоторые из них изданы посмертно в сборнике «Листья пятидесятилетнего дерева» («Blätter vom fünfzigjährigen Baum», 1904). Поэзия Хилле проникнута свободолюбивыми мотивами. Заглавный герой стихотворения «Прометей» («Prometheus», создано не позднее 1877, опубликовано в 1916) бросает вызов Зевсу, не смиряясь перед судьбой или чужой волей и находя счастье в борьбе, хотя и приносящей страдания. Природа в лирике Хилле, отразившей близость мировоззрения писателя к пантеизму, подобна гибкому и пластичному материалу, постоянно порождающему новые формы жизни. Силы природы нередко олицетворяются: стихотворения «Морской лик» («Seegesicht», 1889), «Зимнее море» («Wintermeer»), «Ветер» («Der Wind»; оба опубликованы в 1916). К солнцу и весне обращён цикл стихотворений-миниатюр «Майские песни» («Mailieder», опубликован в 1916). Отдельные образы восходят к античным мифам: стихотворение «Рождённая пеной» («Schaumgeboren», опубликовано в 1916) и др.
Романной прозе Хилле свойственны фрагментарность и эссеистичность, обращение к форме набросков, сценок. На автобиографическом материале построен роман «Социалисты» («Die Sozialisten», 1886), главный герой которого странствует по Германии, живёт в Великобритании и Нидерландах, знакомится с социал-демократами (под именами Бебер и Трибкнехт в романе выведены А. Бебель и В. Либкнехт).
Одна из ключевых тем романистики Хилле – красота в разных аспектах её проявления, например в губительном для личности сочетании красоты, власти и развращённости («Клеопатра», «Семирамида»; оба – 1902). Образец красоты и величия автор стремился создать в неоконченном «Романе красоты: Сапфо. Поэтесса с Лесбоса» («Roman der Schönheit: Sapho. Die Dichterin von Lesbos», сочинялся, предположительно, в 1902–1903), посвящённом Э. Ласкер-Шюлер.
Воспоминания писателя о детстве составили основу романа «Хассенбург. Роман из Тевтобургского леса» («Die Hassenburg. Roman aus dem Teutoburger Wald», опубликован в 1905), отмеченного чертами романа воспитания. В произведении рассказывается о жизни в уединённой немецкой деревне, судьбе цыганского мальчика, о пробуждающемся в главном герое чувстве справедливости.
Проблемы воспитания личности, взаимоотношений отца и сына занимают важное место в драме из эпохи Возрождения «Сын платоника: трагедия воспитания в пяти действиях» («Des Platonikers Sohn: Erziehungstragödie in fünf Vorgängen», опубликована в 1896, сведения о постановках отсутствуют), где показан глубокий конфликт между Франческо Петраркой и его сыном Джованни – фигурой, вымышленной Хилле.
Особое место в наследии писателя занимают афоризмы, среди основных тем – красота, творчество, детство. Впервые его афоризмы опубликованы (частично) в 1897 г. в издании Deutscher Musen-Almanach («Немецкий альманах муз»).
Умер от туберкулёза.
Воспоминания о П. Хилле оставили Д. фон Лилиенкрон, Ю. Гарт, Э. Мюзам. Э. Ласкер-Шюлер посвятила писателю, которого считала своим учителем, «Книгу Петера Хилле» («Das Peter-Hille-Buch», 1906).