Захер-Мазох Леопольд фон
За́хер-Ма́зох Леопо́льд фон (Leopold von Sacher-Masoch) (27.1.1836, Лемберг, Королевство Галиции и Лодомерии, ныне Львов, Украина – 9.3.1895, Линдхайм, ныне земля Гессен, Германия), австрийский писатель.
Сын начальника полицейского управления Галиции, внук (со стороны матери) профессора медицины, ректора Лембергского университета Франца фон Мазоха (1763–1845). В 1844–1848 гг. учился в немецкой гимназии в Лемберге, затем в Праге, куда был переведён отец, занявший пост начальника городской полиции. С 1852 г. изучал философию, историю и право в Пражском университете, с 1854 г. – в университете Граца. В 1856 г. получил степень доктора философии. В 1857 г. опубликовал исторический труд «Восстание в Генте во времена императора Карла V» («Der Aufstand in Gent unter Kaiser Carl V. Schaffhausen»). В 1857–1869 гг. как приват-доцент читал лекции по истории в университете Граца, на материале архивных разысканий издал беллетризованное историческое сочинение «Закат Венгрии и Мария Австрийская» («Ungarns Untergang und Maria von Oesterreich», 1862), однако искомого профессорского звания не получил. В 1858 г. анонимно опубликовал свой первый роман «Галицийская история 1846 года» («Eine galizische Geschichte 1846»).
С повести «Эмиссар. Галицийская история» («Der Emissär. Eine galizische Geschichte», 1863) начался литературный путь Захера-Мазоха, обратившегося к сюжетам австро-венгерской истории: исторические драмы «Стихи Фридриха Великого» («Die Verse Friedrich des Großen», 1864) и «Человек без предрассудков» («Der Mann ohne Vorurteile», 1866), романы «Кауниц» («Kaunitz», 1865) и «Последний король венгров» («Der letzte König der Magyaren», 1867, русский перевод 1900). В 1866–1867 гг. издавал в Граце литературно-художественный журнал Die Gartenlaube für Österreich («Садовая беседка для Австрии»), пропагандируя идею многонациональной австрийской культуры.
В 1870-х – начале 1880-х гг. Л. фон Захер-Мазох был одним из самых известных и плодовитых писателей Австрии. Особую популярность принесли произведения любовной тематики: сборник «Завещание Каина. 1-я часть: Любовь» («Das Vermächtnis Kains. 1 Theil: Die Liebe», 1870; русский перевод 1877), содержащий в том числе новеллы «Коломейский Дон Жуан» («Don Juan von Kolomea»), «Лунная ночь» («Mondnacht») и знаменитую повесть «Венера в мехах» («Venus im Pelz»; экранизирована в 1969 М. Далламано и в 2013 Р. Полански). В них, как и в романе «Богородица» («Die Gottesmutter», 1883; русский перевод 2007) и в изданных посмертно единым циклом новеллах «Демонические женщины» («Grausame Frauen», 1907; в русском переводе «Жестокие женщины», 1908), изображены властные и жестокие женщины, подвергающие мучениям своих возлюбленных. Тема неразрывной связи боли с наслаждением, а также эстетизация насилия и унижения сделали Захер-Мазоха одной из ярких фигур европейского декаданса.
В первой половине 1870-х гг. выходят в свет произведения развлекательно-сенсационного характера на материале российской истории 18 в.: роман «Женщина-султан» («Ein weiblicher Sultan», 1873; русский перевод 2002), новеллы «Истории русского двора» («Russische Hofgeschichten», 1873–1874), а также на материале придворного и театрального быта Австрии и Германии: «Истории Венского двора» («Wiener Hofgeschichten», 1873), «Венские мессалины» («Die Messalinen Wiens», 1873), «Искусственный горностай. Короткие истории из мира театра» («Falscher Hermelin : Kleine Geschichten aus der Bühnenwelt», 1873).
К лучшим произведениям Захер-Мазоха относятся новеллы из сборников «Галицийские истории» («Galizische Geschichten», 1875; русский перевод 1876) и «Еврейские истории» («Judengeschichten», 1878; русский перевод 1887), обращённые к событиям многонациональной народной жизни на востоке Габсбургской империи.
В 1881 г. Захер-Мазох переехал в Германию и в Лейпциге издавал литературно-художественный журнал Auf der Höhe («На высоте», 1881–1885), привлекая к сотрудничеству видных писателей и учёных Западной и Восточной Европы (В. Гюго, Дж. Верга, К. Миксат, Ф. фон Заар). После закрытия журнала поселился в местечке Линдхайм под Франкфуртом-на-Майне. К заметным произведениям последнего десятилетия жизни и творчества относятся сборники новелл «Истории из польского гетто» («Polnische Ghetto-Geschichten», 1886), «Еврейская жизнь в словах и иллюстрациях» («Jüdisches Leben in Wort und Bild», 1891) и роман «Сытые и голодные» («Die Satten und die Hungrigen», 1894).
Произведения Захер-Мазоха были особенно популярны в России на рубеже 19–20 вв.