Генкель Карл
Ге́нкель Карл, Карл Фридрих Генкель (Karl Friedrich Henckell) (17.4.1864, Ганновер – 30.7.1929, Линдау на Боденском озере, земля Бавария), немецкий поэт, издатель.
Из семьи купца, мэра г. Боденфельде. После окончания школы в Касселе изучал в 1883–1886 гг. филологию, философию и экономику в Берлинском, Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, прервав учёбу на год (1884–1885) для армейской службы в Ганновере. В Берлине вошёл в круг писателей натурализма, прежде всего братьев Генриха и Юлиуса Гартов.
Первые стихотворения Генкеля опубликованы в антологии «Современные поэты» («Moderne Dichter-Charaktere», 1885), изданной немецким писателем и актёром В. Арентом (1864 – после 1913). В предисловии к ней «Новая лирика» («Die neue Lyrik») Генкель раскритиковал поэзию, которая лишена актуальности и общественного содержания, идеализирует реальность и повторяет поэтические приёмы прошлых эпох.
Первый сборник стихотворений Генкеля «Поэтические наброски» («Poetisches Skizzenbuch», 1885) предваряет предисловие Г. Гарта. Ряд стихотворений вдохновлены лирикой Г. Гервега, Ф. Фрейлиграта, «предмартовской» политической поэзией и повествуют о судьбах рабочих, нищих: «Нищий» («Der Bettler»), «Песня о рабочем» («Das Lied vom Arbeiter»), «Песня о каменотёсе» («Das Lied vom Steinklopfers»); в других ощутима связанная с романтизмом тоска по недостижимому идеалу, в том числе иронически обыгранная в стихотворении «Голубой цветок» («Die blaue Blume»). Стихотворение «Берлинская вечерняя песня» («Berliner Abendland») стоит у истоков немецкоязычной «лирики большого города»: повседневная жизнь берлинских низов показана натуралистически, в текст посредством монтажа включены уличные диалоги, ругань, выкрики горожан. Лирический герой, фланёр, одиноко проходит по «ярмарке жизни» и поддаётся наваждению мерцающего в сумерках города. Произведения сборника получили значительный отклик: после публикации в 1885 г. Генкель выступал с авторскими чтениями в разных городах.
Его поэзия сразу подпала под действие Исключительного закона против социалистов и была запрещена в Германии. В 1886 г. поэт переехал в Ленцбург (Швейцария), жил у своего брата, Густава Генкеля (1859–1942), владельца консервной фабрики. В 1887–1890 гг. Карл Генкель изучал философию в Цюрихском университете, активно занимался общественной деятельностью и писательством. В 1887 г. инициировал в университете создание литературного Союза Ульриха фон Гуттена (Ulrich-Hutten-Bund), куда вошли Ф. Ведекинд, Г. Гауптман, К. Гауптман (1858–1921), Дж. Г. Маккей (1864–1933), О. Хартлебен (1864–1905) и другие молодые немецкие писатели, жившие в Швейцарии во время действия Исключительного закона против социалистов (до 1890).
Поэзия этого периода содержит возвышенные образы борьбы против тирании [Прометей в одноимённом стихотворении («Prometheus») из сборника «Зов дрозда» («Amselrufe», 1-е издание – 1888, 2-е издание – 1890)] и мотивы народного возмущения, изображает утопические и мифологизированные картины будущего: стихотворение «Пролетариату» («An das Proletariat») из сборника «Диорама» («Diorama», 1890) уподобляет рабочих эпическому герою Зигфриду. В стихотворении «Студент-патриот» («Der patriotische Student») из сборника «Зов дрозда» сатирически обрисован невежественный студент, который разделяет националистические и милитаристские идеи, преклоняется перед О. фон Бисмарком.
В творчестве Генкеля широко представлена пейзажная лирика: стихотворения «Туман» («Nebel», 1890), «Вечер на озере» («Abend auf dem See», 1890), «О, утренняя свежесть» («O Morgenluft», 1890). Природу и любовь поэт считал наиболее сильными источниками творчества.
В 1890 г. Генкель получил гражданство Швейцарии, но не терял связей с Германией и немецкими социал-демократами. В 1891 г. написал для первомайского праздника в Берлине сценарий «Сияющие вершины» («Glühende Gipfel», не был осуществлён). В 1892 г. участвовал в Международном конгрессе мира в Берне: обратился к конгрессу с поэтическим приветствием. Выпустил поэтическую антологию «Книга свободы» («Buch der Freiheit», 1893), в которую включил несколько сотен стихотворений немецких поэтов.
Генкель основал издательство Karl Henckell & Co при поддержке брата Густава (не позднее 1889), где до 1905 г. выпускал свои сборники стихотворений и переводы, а также поэтические журнальные антологии «Подсолнухи» («Sonnenblumen», 1895–1899, всего 24 номера), в которые вошли произведения Дж. Г. Байрона, О. Ю. Бирбаума, Р. Демеля, Л. Уланда, Г. Фальке (1853–1916), Ф. Фрейлиграта, О. Хартлебена и многих других.
В 1902 г. поэт вернулся в Германию. До 1908 г. жил в Шарлоттенбурге под Берлином. В 1904–1906 гг. председатель общества «Новая свободная народная сцена» (Neue Freie Volksbühne). В 1908–1927 гг. жил в Мюнхене.
Генкель общался с широким кругом поэтов и художников (Д. фон Лилиенкрон, К. Ф. Мейер), некоторым из них посвятил стихотворения. В сборник «Вершины и отроги» («Gipfel und Gründe», 1904) вошёл цикл поэтических экфрасисов картин А. Бёклина «Девять картин Бёклина» («Neuen Böcklinbilder»).
Поэзия Генкеля со временем обрела камерные, нередко элегические черты – стихотворение «Старая родина» («Alte Heimat») из сборника «Музыка мира» («Weltmusik», 1918) о встрече с родным Ганновером. В ряде произведений сборника звучит мотив поиска гармонии и опоры в поэзии, необходимого после Первой мировой войны 1914–1918 гг. Серия зарисовок «Цюрихские картины» («Züricher Bilder») из сборника «Книга жизни» («Buch des Lebens», 1921) отличается многообразием настроений и мотивов: печаль заката жизни в стихотворении «Меланхолия» («Melancholie»), одиночество среди веселья в «Венецианской ночи на Цюрихском озере» («Venezianische Nacht auf dem Zürichsee»), радость жизни в стихотворении «Утренняя прогулка» («Morgenwanderung»).
Многие произведения Генкеля положены на музыку А. Бергом, М. Регером, А. Шёнбергом, Р. Штраусом.