Ласкер-Шюлер Эльза
Ла́скер-Шю́лер Э́льза (Else Lasker-Schüler; урождённая Элизабет Шюлер, Elisabeth Schüler) (11.2.1869, Эльберфельд, ныне в черте Вупперталя, Германия – 22.1.1945, Иерусалим; похоронена на Елеонской горе), немецкая поэтесса, прозаик, одна из ключевых фигур немецкого поэтического авангарда. Младший ребёнок в большой состоятельной семье еврейского банкира. Мать поддерживала в семейном кругу творческую атмосферу; ей посвящены многие стихотворения Ласкер-Шюлер.
С 1880 г. училась в лицее. В 1894–1903 гг. жена известного шахматиста Б. Ласкера. Жила вместе с ним в Берлине, где увлеклась живописью и фотографией, вошла в круг берлинской богемы.
В 1899 г. в журнале «Gesellschaft» («Общество») состоялась первая публикация стихов. Обладая склонностью к мистификации и фантазиям, Ласкер-Шюлер стала одной из самых ярких участниц авангардной жизни Берлина, артистической среды литературного «Романского кафе», «Нового клуба», привнесла в неё дух игры, карнавала и восточной экзотики, выступая в придуманном ею образе «Принца Юсуфа из Фив». Среди её близких друзей были художники и поэты, которым она давала метафорические имена: Ф. Марк (Голубой всадник), К. Краус (Далай-лама), Ф. Верфель (Принц Праги), Г. Бенн (Гизельхер) и др. Первый сборник «Стикс» («Styx», 1902), состоящий из любовной и эротической лирики, написан в духе модернизма, значительную роль в нём играют мотивы сна, смерти, реки как символа забвения.
В 1903–1911 гг. Ласкер-Шюлер была замужем за Г. Вальденом, основателем экспрессионистского журнала «Штурм» и одноимённой художественной галереи. Сборник «Cедьмой день» (Der siebente Tag. Berlin, 1905) содержит любовную лирику, дополненную обращением к ветхозаветной тематике. Стихотворение «Конец света» («Weltende»), завершающее книгу, предвосхищает экспрессионистскую апокалиптическую поэзию. В 1917 г. его положил на музыку П. Хиндемит.
После смерти своего друга и учителя П. Хилле выпустила прозаический сборник «Книга Петера Хилле» (Das Peter-Hille-Buch. Stuttgart, 1906), состоящий из легенд, воспоминаний, зарисовок об этом писателе, который предстаёт в образе Святого Петра, спутника лирической героини (Тино) по реальным и воображаемым странам и эпохам. Диалоги книги во многом восходят к книге Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» (1885). Образ Тино появляется и в двух последующих сборниках: «Ночи Тино из Багдада» (Die Nächte Tino von Bagdads. Stuttgart, 1907) и «Принц Фиванский» (Der Prinz von Theben. Leipzig, 1914).
Публиковалась в экспрессионистских журналах «Штурм», «Акцион», «Факел» К. Крауса и других изданиях. Широкое признание принёс сборник «Мои чудеса» (Meine Wunder. Leipzig, 1911), многие стихотворения которого посвящены поэтам и художникам-экспрессионистам (Г. Траклю, Ф. Марку, Г. Гроссу и др.). Цветовая палитра, диалогизм, свободные ассоциации сближают Ласкер-Шюлер с экспрессионизмом, хотя её творчество не укладывается в рамки этого направления. Поэзия Ласкер-Шюлер пронизана яркой образностью и метафоричностью, вбирает в себя восточные легенды, античные и библейские мотивы, ритмику псалмов, традиции немецкой лирики, прежде всего Ф. Гёльдерлина.
Осмысление истории еврейского народа – одна из основных тем в творчестве поэтессы, которую П. Хилле назвал «чёрным лебедем Израиля» (Else Lasker-Schüler: Dichtungen und Dokumente / hrsg. von E. Ginsberg. – München: Kwsel, 1951. С. 565). В сборнике «Еврейские баллады» (Hebräische Balladen. Berlin, 1913) каждое стихотворение посвящено одному из образов Ветхого Завета (Авель, Авраам, Исаак и др.), в них ощутимо влечение к хасидизму, еврейской мистике, Каббале.
Автор пьес «Река Вуппер» (Die Wupper. Berlin, 1909; поставлена режиссёром М. Рейнхардтом в 1919) о столкновениях рабочих с владельцами фабрик и «Артур Аронимус и его предки» (Arthur Aronymus und seine Väter. Berlin, 1932), проникнутая тревогой за судьбы еврейского народа.
В 1919 г. К. Пинтус включил 15 стихотворений Ласкер-Шюлер в экспрессионистскую антологию «Сумерки человечества» (Menschenheitsdämmerung. Berlin, 1919). В 1919–1920 гг. вышло десятитомное собрание сочинений писательницы. Некоторые стихотворения и сборники иллюстрированы ею самой.
В 1933 г., после уличного нападения нацистов, эмигрировала в Швейцарию. В 1934 и 1937 гг. совершила путешествия в Палестину, впечатления от которых были отражены в книге очерков «Страна евреев» (Das Hebräerland. Zürich, 1937). В 1938 г. лишена гражданства Германии.
С 1939 г. жила в Иерусалиме. Одиночество, тоска по родине и немецкому поэтическому слову вылились в трагедию «Я и Я» («Ich und Ich», 1940), восходящую к «Фаусту» И. В. Гёте и мотиву сделки с дьяволом. Последним произведением стал поэтический сборник «Мой голубой рояль» (Mein blaues Klavier. Jerusalem, 1943), в котором звучит разочарование «одичавшим» миром, погружённым в тяжёлое безмолвие, и ностальгия по прошлому. Заглавное стихотворение сборника – самое известное поэтическое творение Ласкер-Шюлер.
В 1990 г. в доме в Вуппертале, где жила писательница, основано Общество Эльзы Ласкер-Шюлер.
Премия Клейста (1932).