Хамид ад-Дин аль-Кирмани
Хами́д ад-Дин Аль-Кирма́ни, Хамид ад-Дин Абу аль-Хасан Ахмад ибн Абдалла аль-Кирмани (حميد الدين أبو الحسن أحمد بن عبدالله الكرماني) (ум. после 1021), мусульманский философ, теолог и проповедник, представитель исмаилизма. Один из первых систематизаторов исмаилитской доктрины, осуществивший синтез основных её положений с арабоязычным перипететизмом.
Биография
Год рождения аль-Кирмани, равно как и многие другие детали его биографии, остаются неизвестными и по сей день. По всей видимости, будущий исмаилитский проповедник родился в иранской провинции Керман, где получил блестящее образование. Ещё в юности аль-Кирмани примкнул к исмаилитам, впоследствии получив в их иерархии ранг проповедника (даʻи); титул Хамид ад-Дина «довод двух Ираков» де-факто локализует его пропагандистскую деятельность территорией современных Ирака и Ирана. В 1014 г., во время правления Фатимидского халифа аль-Хакима, аль-Кирмани был вызван в Каир, где занял пост придворного полемиста. Там же философ развернул кампанию против первых друзов (в частности, аль-Хусайна аль-Ахрама), настаивавших на божественном достоинстве фатимидского халифа-имама. Около 1020 г. Абу аль-Хасан по непонятным причинам вернулся в Ирак, где составил наиболее известное своё сочинение «Успокоение разума» – популярное изложение исмаилитской доктрины. Об обстоятельствах и месте смерти аль-Кирмани достоверных сведений не сохранилось. Перу проповедника приписываются тринадцать малых и пять больших трактатов, посвящённых различным вопросам исмаилитского вероубеждения, мусульманского права и политической теории.
Религиозно-философские взгляды
Теологическое учение аль-Кирмани воспроизводит ранние исмаилитские (разработанные Абу Хатимом ар-Рази, ан-Насафи, ас-Сиджистани) и отчасти мутазилитские концепции. По мнению Хамид ад-Дина, Бог, будучи трансцендентным тварному миру, не может быть описан ни как сущее, ни как не-сущее – т. е. как носитель свойственных этому миру предикатов. Находясь по ту сторону бытия и небытия, пребывая в универсуме абсолютной единственности, самость Всевышнего, учит аль-Кирмани вслед за мутазилитами, «утверждена» – известна человеку как обособленная от других, но метафизически непознаваемая вещь. Бог, согласно Хамид ад-Дину, не является первоначалом и не включён ни в одну из онтологических иерархий; место же Необходимо-Сущего в исмаилитской философии занимает Первый разум.
Первый разум, будучи сотворённым Богом сущим, начинает, по аль-Кирмани, процесс эманации. В результате эманации, не опосредованной ни волей, ни целью, появляются материя и форма. Из Первосущего, верят исмаилиты, происходит единственно возможный, благой мир; Первый разум не только изливает материю, форму, разумы и души, но и непрестанно о них «заботится», осуществляет космократические функции, – в отличие от Бога, воздерживающегося от прямого воздействия на вселенную после совершения креационного акта. Кроме того, с сотворения Первого разума, т. н. Первого предела, начинается метаисторический процесс, который неизбежно должен завершиться появлением воссоединяющего мироздание в Конце времён Второго предела.
Физическое учение аль-Кирмани совпадает с соответствующими арабско-перипатетическими концепциями. Материальный универсум, согласно философу, образован четырьмя элементами, разные сочетания которых составляют тела минералов, растений, животных и людей; формы, в свою очередь, определяют сущностные характеристики представителей природно-минерального, растительного, животного и человеческого мира. Приведённое в трудах ал-Кирмани объяснение природы времени и пространства также повторяет физические справки фальсафы. Иерархия небесных и окружающих землю элементарных сфер признаётся исмаилитом изоморфной иерархии религиозных предписаний; последний факт призван, по мнению аль-Кирмани, подчеркнуть единство мироздания, его стройность и метафизическую фрактальность.
Куда более оригинальной представляется исследователям антропология Хамид ад-Дина, основанная на синтезе арабо-перипатетических, каламических и типично исмаилитских концепций. Согласно аль-Кирмани, человек являет собой единства души и тела; душа характеризуется им как однородное, неделимое существо, обладающее многочисленными силами. Важнейшим атрибутом души остаётся разум, до обретения добродетельности остающийся в потенциальном состоянии. Первая задача человека – поиск актуального разума, явленного в единстве внешнего благочестия и внутренней мудрости. Такова этическая часть антропологии мыслителя, неизбежно оборачивающаяся полноценным гносеологическим учением, повторяющим каламическую эпистемологию лишь терминологически. Так, по мнению исмаилитского проповедника, обретаемые человеческой душой знания делятся на необходимые и дискурсивные интеллигибилии. Необходимое или непосредственное знание даруется божественным избранникам – пророкам и имамам – только при «поддержке» космических разумов; тем не менее, необходимые знания могут быть переданы другим людям уже в дискурсивной форме через научение и пропаганду. Дискурсивные знания, в свою очередь, самостоятельно присваиваются людьми как в результате перцепции, так и через посредство силлогистических рассуждений. Аль-Кирмани подчёркивает: знание не менее важно, чем проистекающее из него дело; любое несоответствие между знанием и делом грозит человеку страданием в земной и грядущей вечной жизни, нарушением сообразной с его природой гармонии. Единственным руководством к достижению этического совершенства Хамид ад-Дин, подобно другим исмаилитам, признавал лишь собственную доктрину, по-своему развивая нравственно-религиозный ригоризм хариджитов.
Существование зла объяснялось аль-Кирмани двояко. С одной стороны, заключал он вслед за ашаритами, зло субъективно и определено апофатически – как нечто противостоящее сообразной с Законом добродетели. С другой стороны, мыслитель понимал зло в неоплатоническом ключе как своеобразный избыток космогонического процесса, количественный эпифеномен материи. В любом случае именно человек, согласно Хамид ад-Дину, призван победить наличествующее в мире зло, снискав внутреннюю и внешнюю добродетельность – совершенство мудрости и нравственную безупречность действий. Человеческое деяние обретает в учении исмаилита высший, историософский смысл и подлинно эсхатологическое значение: без совершенствования индивида история так и не придёт к концу, не обретёт искомую разумом полноту.
Исторический процесс аль-Кирмани, как и его предшественники-исмаилиты, наделял свойством цикличности. Началом мироздания стал, по Хамид ад-Дину, креационный акт Творца, который, как было отмечено выше, удерживается от непосредственного вмешательства в ход мировой событийности. Череда не опосредованных волей эманаций Первого предела привела к возникновению человека – а значит, и сугубо человеческой истории. В отличие от безвольного мира, подчиняющегося закону естественной необходимости, человеческое общество способно обрести истину и вернуть мир к первозданному совершенству – приблизить возникновение Второго предела добрым делом и верным исповеданием. Космический цикл истории, следовательно, состоит из семи малых антропоисторических циклов, ознаменованных приходом в мир посланников небес и их наследников; наследники, в свою очередь, передают обретённые власть и мудрость преемникам-имамам. Первой «вехой» человеческой истории стал Адам, второй – Нух (библейский Ной), а после него – Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и Мухаммад; их наследниками стали Шис (Сиф), Сам (Сим), Исмаил (Ишмаэль), Харун (Аарон), Шамун (Петр) и Али ибн Аби Талиб соответственно. Пришествие пророков становилось необходимостью вследствие упадка провозглашённого ими Закона и установленной ими иерархии; каждый новый посланник восстанавливал справедливость и вновь даровал человечеству надежду на спасение. Последний малый цикл будет завершён с появлением «воздвигнутого» (каʼим) потомка пророка Мухаммеда; его политическая и религиозная деятельность предвозвестит начало второго метаисторического цикла и разрушение привычного физического мира.
Рецепция
Взгляды Хамид ад-Дина аль-Кирмани оказали значительное влияние на исмаилитов, в продолжение нескольких веков почитавших автора «Успокоения разума» своим величайшим авторитетом в области философии и спекулятивной теологии. Помимо рецепции собственно теологических взглядов мыслителя [представленной, в частности, трудом Ибрахима аль-Хамиди (ум. 1161) «Сокровище отрока» – комментарием к «Успокоению разума» аль-Кирмани], широкой популярностью пользовались его правовые размышления, политические послания и апологетические трактаты. Вероучительный манифест Хамид ад-Дина «Световое послание о вере и её основах» сыграл особую роль в возобновлении исмаилитской пропаганды в Йемене и создании Сулайхидского государства – вассала Фатимидского Халифата.