Сим (сын Ноя)
Сим (евр. שֵׁם, греч. Σήμ), в Библии старший сын Ноя. Согласно книге Бытия, вместе с другими сыновьями Ноя – Хамом и Иафетом – стал предком всех людей, живших после Всемирного потопа (Быт 9:19). Русско-славянский вариант имени следует его передаче в Септуагинте.
Этимология
Древнееврейское слово šēm буквально переводится как «имя». В родственных языках когнаты еврейского šēm (например, аккадское šumu) встречаются как элемент в составных именах собственных. Согласно одной точке зрения, этот элемент имеет значение «имя», «репутация, слава», «потомство». Согласно другой точке зрения, šēm и его когнаты в именах собственных могут быть теофорным элементом (именем Бога либо заменой имени Бога словом «имя»).
В книге Бытия
О Симе рассказывается в контексте библейской истории о Ное. Сим и его братья появились на свет, когда Ною было 500 лет (Быт 5:32). Во всех текстах, перечисляющих сыновей Ноя, Сим упомянут первым (например, Быт 6:10, 7:13). Это, видимо, говорит о том, что он старший.
Согласно библейскому тексту, Сим вместе с братьями и отцом спасся на ковчеге во время потопа (Быт 7:13, 9:18). После потопа Ной, Сим, Хам и Иафет были удостоены Божественного благословения (Быт 9:1). Бог заключил договор (Завет) с Ноем и его сыновьями (Быт 9:8-17).
Единственный эпизод, в котором Сим появляется как активный действующий персонаж, содержится в 9-й главе книги Бытия (Быт 9:20–27). Хам видит своего отца после того, как тот, выпив вина, опьянел и лежал нагой в своём шатре, и рассказывает об этом братьям. Тогда Сим и Иафет, с почтением относившиеся к отцу, входят к Ною и прикрывают его плащом. Они входят, пятясь и смотря в другую сторону, чтобы не видеть его наготы. Когда Ной просыпается, он произносит речь, в которой проклинает Ханаана, сына Хама, и благословляет Сима и Иафета: «…проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт 9:25–27). То, что проклятие адресовано не самому Хаму, а лишь одному из его сыновей, неожиданно и, по-видимому, свидетельствует о сложной истории данного эпизода. Возможно, на легенду о 3 сыновьях Ноя (почтительных старших и непочтительном младшем) наложился мотив проклятия Ханаана – прародителя ханаанеев, землю которых, согласно Библии, Бог отдаёт израильтянам – потомкам Сима. Примечательно, что Яхве, как Бог Израиля, здесь назван именно «Господом Богом Симовым».
Ещё загадочнее фраза «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых». Согласно одной из гипотез, это благословение может указывать на одновременную войну израильтян (потомки Сима) и филистимлян (потомки Иафета) с Ханааном в позднем бронзовом – раннем железном веке (например, Sarna. 1989. P. 64). К. Вестерманн приводит ряд альтернативных интерпретаций (отождествление Иафета с филистимлянами, ассирийцами, вавилонянами), вплоть до предположения А. Бертолета, что пророчество об Иафете появилось уже после эпохи Александра Македонского. (Westermann. 1985. P. 493), и, обсудив их, приходит к выводу, что происхождение и изначальный смысл этого пророчества сегодня невозможно реконструировать.
В 10-й главе перечислены сыновья Сима: Элам (Елам), Ашшур (Ассур), Арпахшад (Арфаксад), Луд и Арам (Быт 10:22). В Септуагинте в этом списке упоминается ещё Каинан. Арпахшад, старший сын Сима; стал одним из прародителей еврейского народа. Один из его потомков, Терах (Фарра), был отцом Авраама, Арана (отца Лота) и Нахора (деда Ревекки) (Быт 11:10-26).
Иосиф Флавий, историк 1 в. н. э., сопоставляет имена сыновей Сима с 5 народами: эламитами, ассирийцами, халдеями, лидийцами и сирийцами (Иудейские древности. I. 6. 4).
Арпахшад родился на 2-й год после потопа, когда Симу было 100 лет; после этого Сим прожил ещё 500 лет (Быт 11:10–11). Срок его жизни, таким образом, составил 600 лет. Имя жены Сима в библейском тексте не названо; известно, что она, как и жёны Ноя, Хама и Иафета, спаслась от потопа на ковчеге (Быт 7:13).
В других библейских книгах
Помимо книги Бытия, Сим упоминается в 1-й книге Паралипоменон (1 Пар 1:4), где летописец повторяет родословие из книги Бытия, в Евангелии от Луки (Лк 3:36) – как один из предков Иисуса Христа, а также в книге премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир 49:18), где говорится, что Сим «прославился между людьми». В «Сивиллиных оракулах» сыновьям Ноя даются имена греческих богов, при этом Сим отождествляется с Кроносом (Sib. I. 356-357, III. 130-136). В некоторых раввинистических текстах (например, Берешит Рабба. 44:7) Сим отождествляется с Мелхиседеком, царём Салима, «священником Бога Всевышнего», который встретился с Авраамом после его победы над 4 царями (Быт 14:18-20). Апокрифическая книга Юбилеев рассказывает о разделении земли на уделы между тремя сыновьями Ноя (Юб 8:10 и др.).
Сим и «семитские языки»
В 18 в. рассказ книги Бытия лёг в основу классификации народов мира на «семитов», «хамитов» и «яфетитов». Термин «яфетиты» ещё в первой половине 19 в. был заменён на «индоевропейские народы». Выражение «хамитские языки» использовалось вплоть до второй половины 20 в. по отношению к языкам, которые считались близкими к семитским, но не входили в их число (древнеегипетский язык, кушитские языки, берберские языки и т. п.). Вместе с семитскими языками хамитские языки образовали семито-хамитскую языковую семью. Ныне вместо этого термина используется выражение «афроазиатская языковая семья».
Таким образом, в употреблении остался лишь термин «семитские языки». Однако строгого соответствия между ним и библейской генеалогией нет – так, например, эламский язык, как и лидийский, не являются семитскими.