Ухтомский Дмитрий Васильевич
У́хто́мский Дми́трий Васи́льевич [1719, село Семёновское Пошехонского уезда Пошехонской провинции Санкт-Петербургской губернии, ныне Первомайский район, Ярославская область – 4(15).10.1774, село Архангельское-Дубки Одоевского уезда Калужской провинции Московской губернии, ныне урочище Нижние Дубки, Одоевский район, Тульская область], князь, российский архитектор, один из крупнейших представителей барокко в отечественной архитектуре.
Происходил из обедневшей ветви княжеского рода Ухтомских. Получил архитектурное образование в Школе математических и навигацких наук (1731–1733), затем в архитектурной команде И. Ф. Мичурина (1733–1741).
Профессиональная деятельность Ухтомского связана с Москвой. В составе архитектурной команды И. К. Коробова (1741–1742) он участвовал в создании оформления коронационных торжеств императрицы Елизаветы Петровны, в частности создал ряд проектов Триумфальных ворот на Тверской улице. Как архитектор Московской полицмейстерской канцелярии (1745–1752) занимался перепланировкой кварталов города по регулярной схеме. Его деятельность отчасти повлияла на сложение композиции городского усадебного ансамбля с его симметричной структурой, открытым парадным двором и расположенным в глубине участка главным домом. Подобная планировочная схема стала основной в области жилой архитектуры Москвы во 2-й половине 18 в. На этой должности архитектор также занимался реконструкцией ряда московских общественных сооружений (например, разработал проект перестройки Соляного рыбного двора на Солянке; не осуществлён).
Крупной градостроительной работой Ухтомского было сооружение нового каменного Кузнецкого моста через реку Неглинная (1751–1757, не сохранился). Помимо моста проект предусматривал строительство торговых лавок с арочными галереями (не реализованы) и перепланировку ближайших кварталов, благодаря чему застройка этого участка города приобретала черты ансамбля.
В 1753–1757 гг. вместо сгоревших деревянных ворот авторства М. Г. Земцова Ухтомский возвёл каменные триумфальные Красные ворота (не сохранились; их расположение отмечено современным топонимом «площадь Красные Ворота»). Зодчий не ограничился разработкой архитектуры самого памятника. Он перенёс ворота на новое возвышенное место, которое предполагало круговой обзор и точнее отвечало назначению постройки. Красные ворота сохранили композицию предшествующего сооружения, однако Ухтомский придал новой постройке более монументальный характер. Тему триумфа развивали рельефные украшения и статуи (в том числе фигура трубящей Славы на вершине ворот), сдвоенные коринфские колонны, раскреповки. Ухтомский возвёл здание московского департамента Сената в Немецкой слободе (1753–1757; в конце 1820-х гг. перестроено по проекту О. И. Бове; ныне Фанагорийские казармы на Бауманской улице).
В середине 1740-х – 1750-х гг. Ухтомский и его архитектурная команда работали в Московском Кремле, занимаясь благоустройством его территории. Они производили обмеры памятников, осуществляли реставрацию кремлёвских соборов, колокольни «Иван Великий»; подготовили фиксационные чертежи для исправления кремлёвских стен и башен; составили обмерные чертежи основных построек Кремля, которые ныне позволяют судить об их историческом облике. В 1749–1754 гг. Ухтомский руководил строительством Кремлёвского Зимнего дворца Елизаветы Петровны (по проекту Б. Ф. Растрелли; не сохранился) и участвовал в разработке его декоративного убранства. В 1755–1764 гг. по проекту Ухтомского между Архангельским и Благовещенским соборами Кремля возведена галерея Оружейной палаты (завершена П. Р. Никитиным; не сохранилась). Здание замыкало южную границу Соборной площади; пропорции и детали оформления его фасадов отвечали внешнему облику Архангельского собора.
Среди всех построек Ухтомского в наибольшей степени сохранила оригинальный замысел зодчего колокольня Троице-Сергиевой лавры. Первоначальный проект И. Я. Шумахера предусматривал создание трёхъярусной колокольни. В процессе строительства (1741–1747, под руководством И. Ф. Мичурина) стало очевидно, что колокольня не соответствовала архитектуре крупного монастырского комплекса из-за недостаточной высоты. В 1753 г. императрицей Елизаветой Петровной был утверждён проект Ухтомского, в соответствии с которым колокольня получала ещё два яруса и становилась высотной доминантой ансамбля. Выразительный силуэт сооружения, завершённого в 1770 г., строится на контрасте между массивным четвериком основания и динамичными ярусами звона, прорезанными большими арками. Пластическое богатство белокаменного убранства (руст, пилястры, коринфские колонны, раскреповки, картуши, вазы и другие элементы) придаёт колокольне впечатление торжественности.
Из культовых сооружений архитектору приписывается создание церквей Никиты Мученика на Старой Басманной (1745–1751) и Пахомия Великого над южными воротами Высокопетровского монастыря (между 1750 и 1755; в 1914 переосвящён во имя апостолов Петра и Павла). В 1749–1754 гг. Ухтомский перестраивал разрушенную церковь Святителя Николая в Заяицком, возможно, по собственному проекту.
Архитектор работал и в сфере частного жилого строительства. Так, в начале 1750-х гг. он построил загородную усадьбу Нескучное князя Н. Ю. Трубецкого (не сохранилась; ныне район Якиманка, Москва). Архитектор предположительно является автором проекта городской усадьбы графа М. Ф. Апраксина на Покровке («Дом-комод»; 1766–1769; в дальнейшем принадлежала Трубецким).
В числе неосуществлённых замыслов Ухтомского наиболее крупным и значительным был проект Госпитального и Инвалидного домов на берегу Москвы-реки, между Даниловым и Симоновым монастырями (1758–1759; не воплощён). Благотворительный комплекс предназначался для раненых, инвалидов и сирот воинов, погибших в годы Семилетней войны 1756–1763 гг. Планируемый масштаб ансамбля был беспрецедентным для московской архитектуры того периода. Одним из прообразов для его создания служил Дом инвалидов в Париже. Судя по сохранившимся чертежам, Ухтомский предполагал сделать композиционным ядром комплекса церковь, а вокруг неё симметрично расположить П-образные лечебные и жилые корпуса. Церковь задумывалась как пятиглавая базилика с пирамидальной композицией объёмов, где центральная глава по размерам значительно превосходила боковые.
Отдельного внимания в творчестве Ухтомского заслуживает и нереализованный проект перестройки Воскресенских триумфальных ворот Китай-города (1755). Архитектор планировал возвести 64-метровую четырёхъярусную башню с активной пластикой ордерных форм и скульптурного убранства.
Важным вкладом Ухтомского в развитие отечественного зодчества стало создание первой в Москве профессиональной школы архитекторов (1749–1764). Она была образована при Московской полицмейстерской канцелярии и финансировалась за счёт Сената. Строительная практика здесь сочеталась с масштабной теоретической подготовкой, включавшей штудирование западноевропейских архитектурных увражей, изучение трактатов Витрувия, Джакомо да Виньолы, Ж.-Ф. Блонделя и др. Школа Ухтомского подготовила новое поколение зодчих, деятельность которых повлияла на сложение и развитие классицизма в российской архитектуре. В период расцвета школы в ней обучалось 80 учеников, которые впоследствии работали в Санкт-Петербурге, Москве, ряде других городов Российской империи (Новгород, Тверь, Ростов, Саратов, Казань и др.). В числе выпускников школы такие крупные представители русского классицизма, как М. Ф. Казаков, В. И. Баженов, А. Ф. Кокоринов, П. Р. Никитин.