Католический традиционализм
Католи́ческий традиционали́зм, консервативное направление в католичестве, последователи которого убеждены в необходимости сохранения обычаев, традиций, богослужебных форм, а также церковного учения, принятых до Второго Ватиканского собора. Среди основателей этого направления – архиепископ М. Лефевр, кардинал А. Оттавиани, кардинал А. Баччи, епископ А. де Кастро Майер и др.
Основными предметами доктринального противостояния между «умеренными» католиками, традиционалистами и модернистами являются литургическая реформа, религиозная свобода, экуменизм и коллегиальность епископата в управлении Церковью. Традиционалисты также настаивают на сохранении общепринятых, по их мнению, концепций половой идентичности и соответствующего распределения гендерных ролей.
Доктринальная позиция
Несмотря на расхождения в частностях, практически все католики-традиционалисты считают, что сохраняют вековое наследие Церкви, не принимая изменений, внесённых со времени II Ватиканского собора. Некоторые из них они прямо называют «революцией». Они утверждают, что позиции, которые в начале 21 в. занимает официальная Римско-католическая церковь, являются модернистскими и либеральными. Многие традиционалисты также считают, что со времён собора в изложение и понимание католических учений вкрались ошибки. Вину за это они возлагают на тексты соборных документов, их чересчур либеральные толкования и вредные предсоборные пастырские решения.
Существенные изменения, которые, по мнению традиционалистов, произошли в католичестве в результате решений собора, сводятся к следующему списку:
Новая экклезиология, которая, по их утверждению, не признаёт Римско-католическую церковь единой истинной Церковью, основанной Иисусом Христом, и вместо этого полагает её лишь частью этой Церкви. Эта «новая экклезиология» противоречит энциклике папы Пия XII «Mystici corporis Christi» и другим папским документам.
Новый экуменизм, который, по их мнению, направлен на ложное всехристианское религиозное единство, не требующее от некатоликов обращения в католическую веру.
Принцип религиозной свободы, явно превышающий разумную религиозную терпимость.
Отказ от Тридентской мессы как «мессы всех времён».
Учение о коллегиальности, которое возлагает на епископов всего мира долю ответственности за управление Церковью вместе с папой Римским и которое, по их утверждению, является разрушительным для папской власти.
Тридентская месса
Главным обобщающим фактором для всех без исключения групп традиционных католиков является отказ от совершения богослужений по книгам, принятым после реформ II Ватиканского собора, и сохранение в литургической жизни дореформенного чина мессы, известного под названием «Тридентская месса» (лат. Missa Tridentina). Вплоть до 1970 г. этот чин на протяжении многих веков являлся повсеместным и безальтернативным. Другим поводом для литургических разногласий является отказ «модернистов» (официальной Церкви) от обязательного использования за богослужением латинского языка и григорианского пения.
Отношение к «новому чину мессы» (лат. Novus Ordo Missae), разработанному в ходе реализации литургической реформы и введённому в общее употребление папой Павлом VI, в разных группах традиционалистов варьируется в достаточно широком диапазоне. Это может быть принятие с указанием на недостаточную проработанность и плохое качество переводов; признание её действительности с указанием на слабую ортодоксальность и, как следствие, опасность для верующих либо абсолютное неприятие законности и спасительности нового чина с указанием на его еретическое содержание и идентичность с протестантским служением.
Основные направления
В среде католического традиционализма наиболее ярко выделяются две группы.
Священническое братство Святого Пия X (лат. Fraternitas Sacerdotalis Sancti Pii XFSSPX) – международное сообщество католических священников-традиционалистов, возникшее после завершения II Ватиканского собора. Члены братства не признают решений собора, однако сохраняют поминовение действующего папы Римского за богослужениями. С точки зрения официальной Церкви, это удерживает их от уклонения в абсолютный раскол.
Представители 2-й группы, седевакантисты (от лат. sedes vacants – пустующий престол), не признают пап, правивших во время и после собора (Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна Павла I, Иоанна Павла II, Бенедикта XVI и Франциска), считая, что они утратили свой понтификат через уклонение в ересь модернизма, прогрессивизма, замену Тридентской мессы на новый чин, а главное – по причине изменения формы совершения церковных таинств, что, согласно традиционному католическому вероучению, делает их недействительными. С точки зрения Ватикана, седевакантисты являются раскольниками.
Помимо этих основных направлений, к традиционному католицизму относятся также небольшие группы католиков, которые принимают документы II Ватиканского собора и признают законность его решений (таких, например, как реформа мессы), но сохраняют дореформенные традиции с одобрения Святого Престола. К ним относятся:
Священническое братство святого Петра (лат. Fraternitas Sacerdotalis Sancti Petri, FSSP).
Институт Христа царя и архиерея (лат. Institutum Christi Regis Summi Sacerdotis, ICRSS).
Институт Доброго пастыря (франц. Institut du Bon Pasteur).
Слуги Иисуса и Марии (лат. Servi Jesu et Mariae, SJM).
Регулярные каноники Нового Иерусалима (англ. The Canons Regular of the New Jerusalem).
Регулярные каноники святого Иоанна Кантия (англ. The Canons Regular of St. John Cantius).
Регулярные каноники святого Фомы Аквинского (англ. The Canons Regular of St. Thomas Aquinas).
Регулярные каноники ордена Святого Креста (англ. The Order of Canons Regular of the Holy Cross).
Братство святого Винсента Феррера (англ. The Fraternity of Saint Vincent Ferrer).
Личное апостольское управление святого Иоанна Марии Вианнея (англ. Personal Apostolic Administration of St. John Mary Vianney).
Миссионеры святого Иоанна Крестителя (англ. Missionaries of Saint John the Baptist).
Существует также несколько традиционалистских монашеских общин, в том числе:
Монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы в Клир-Крик.
Монастырь святого Бенедикта в Норсии.
Монахи Пресвятой Девы Марии с горы Кармель.
Монастырь Пресвятой Богородицы в Сенакле.
Аббатство Ле Барру.
Помимо перечисленных общин, внутри официальной Церкви также существуют отдельные священники, иерархи и группы мирян, отдающие предпочтение традиционной форме обряда, однако принимающие решения II Ватиканского собора, включая новый чин мессы.
Отношения между группами
Несмотря на общую консервативную позицию, между отдельными группами традиционалистов нет единого отношения друг ко другу. Так, седевакантисты считают раскольниками все остальные традиционалистские течения за поминовение папы Римского за богослужениями. Члены Братства Святого Пия Х почти не посещают богослужений Братства Святого Петра и подобных объединений за их признание II Ватиканского собора.
Распространение
Католический традиционализм прочно укоренился во Франции, что связано, вероятно, с большим влиянием Священнического братства Святого Пия Х. В стране насчитывается почти 400 храмов и часовен, объединяющих все направления, каждое воскресенье проводится 200 месс на латыни против 15 тыс. месс на французском языке. Далее по числу традиционалистов следуют Соединённые Штаты Америки, Южная Америка и остальная Европа.