Седевакантизм
Седеваканти́зм (от лат. sedes vacans – пустующий престол), одно из магистральных течений католического традиционализма. Сторонники данного направления не признают пап Римских, правивших во время и после Второго Ватиканского собора (Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна Павла I, Иоанна Павла II, Бенедикта XVI и Франциска). Они считают, что папы утратили свой понтификат через уклонение в ересь модернизма и прогрессивизма, а также по причине замены Тридентской мессы «новым чином мессы» (лат. Novus Ordo Missae). Однако главная их претензия – изменение формы совершения таинств в Римско-католической церкви, что якобы делает их недействительными. Внутри седевакантизма есть несколько направлений, отличающихся взглядами на вопрос папства. Большинство седевакантистов считают последним законным папой Римским Пия XII, скончавшегося до II Ватиканского собора.
У седевакантистов есть собственные епископы, часть из которых получили хиротонию у старокатоликов, которых сами седевакантисты считают еретиками. Другие были рукоположены вьетнамским католическим архиепископом Нго Динь Тхуком или поставленными им епископами. Сам Нго Динь Тхук был дважды отлучён от католической церкви: в 1976 и 1983 гг.
История возникновения
После того как на II Ватиканском соборе были рассмотрены и одобрены документы, противоречащие, по мнению традиционалистов, истинной католической доктрине, некоторые священники и миряне, особенно в Южной Америке, стали распространять идеи, что Церковь утратила благодать, а институт папства – легитимность. Радикальные традиционалисты напечатали множество листовок на эту тему, а также издали книгу «Заговор против Церкви»; всё это распространялось ещё во время соборных заседаний. Первым, кто открыто заговорил о «вакантности» папского престола, стал мексиканский священник-иезуит Х. Саэнс-и-Арриага, который отстаивал нелегитимность папы Павла VI (Sáenz y Arriaga. 1973). С тех пор число сочувствующих идеям седевакантизма стало неуклонно расти. Последователи новообразованного течения сочли Церковь погрязшей в ереси, а пап Римских – незаконными, в результате чего полностью и без опасения игнорировали возможные наказания в виде отлучения и стали организовывать свои альтернативные общины.
Доктрина седевакантизма
Общая позиция крайних традиционалистов достаточно проста. По их мнению, в результате проведения II Ватиканского собора Церковь уклонилась в ересь, которая была последовательно осуждена во всех её проявлениях предыдущими папами Римскими 19 и 20 вв. Поэтому, согласно седевакантистам, предыдущее учение Церкви кардинально отличается от её современного учения. Более того, папа Римский по дару Святого Духа безошибочен в вопросах веры и морали, а все папы, правившие во время и после собора, впали в ересь модернизма путём признания незаконных соборных постановлений и исказили традиционную доктрину. Поскольку папа не может быть еретиком, то все папы после Пия XII не являются таковыми вовсе, и Святой Престол остается вакантным.
Свои идеи седевакантисты основывают на ряде документов католической церкви, а также на высказываниях авторитетных богословов прошлых веков. К таковым относятся: 1) папская булла «Cum ex apostolatus officio» от 15 февраля 1559 г., в которой утверждается, что еретик не может занимать престол Святого Петра; 2) высказывание святого кардинала Р. Ф. Беллармина о том, что папа Римский, впавший в ересь, автоматически перестаёт быть христианином, а нехристианин не может быть папой Римским (Bellarmine. 2015. P. 318); 3) идентичное по смыслу высказывание учителя Церкви святого А. М. де Лигуори. (De Liguori. 1767).
Седевакантисты не состоят в каноническом общении с официальной Церковью, не признают её таинства и иерархию. Ватикан, в свою очередь, не признаёт ни таинств, ни иерархии седевакантистов, считая их раскольниками. Взаимные обвинения в расколе и ереси делают невозможными как диалог, так и перспективу воссоединения.
Течения внутри седевакантизма
Внутри самого седевакантизма существуют два направления, отличающиеся взглядами на вопрос папства, – это тотализм и седепривационизм.
Последователи тотализма радикально отвергают возможность признания института папства в его нынешнем положении. Право избрания нового папы Римского в сложившихся условиях принадлежит, по мнению тоталистов, исключительно Вселенскому собору. Последователи данного направления распространены по большей части в США.
Согласно представлениям седепривационизма, все папы Римские, включая нынешнего, были избраны конклавом законным образом, однако вследствие уклонения в ересь выбранные папы являются таковыми только формально. С точки зрения седепривационизма есть три варианта разрешения сложившейся ситуации:
Конклав. Согласно данному варианту, все кардиналы должны покаяться в ереси и признать своё рукоположение незаконным. Избрать нового папу они могут исключительно в статусе кардиналов-мирян. Папой, в свою очередь, также может быть избран лишь мирянин. Получить законное рукоположение они могут, по всей видимости, только от рук седевакантистских епископов.
Избранный папа должен отвергнуть все еретические убеждения, признать незаконность своего рукоположения и также получить его от седевакантистов.
Последнее решение отводит место сверхъестественному вмешательству Бога, который восстановит в Церкви истинное папство.
Современное состояние
Ныне седевакантизм представлен в виде нескольких групп, разбросанных по всему миру, общей численностью от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек. К ним относятся:
Конгрегация Марии Непорочной Царицы (лат. Congregatio Mariae Reginae Immaculatae, CMRI). Создана в 1967 г., действует в Северной и Южной Америке, Европе и Азии, а также в Новой Зеландии и Австралии. Центр конгрегации расположен в Омахе (штат Небраска).
Общество Святого Пия V (лат. Societas Sacerdotalis Sancti Pii V, SSPV). Сформировалось в 1983 г., когда 9 американских священников Священнического братства Святого Пия X отделились от организации. Действует в США и Канаде. Располагается в Ойстер-Бей-Ков (штат Нью-Йорк).
Институт Матери добрых советов (итал. Istituto Mater Boni Consilii, IMBC). Образован в 1985 г. после ухода 4 итальянских священников Братства Пия X. Придерживается позиции седепривационизма. Институт действует в Европе и Аргентине с центром в Верруа-Савоя, Турин (Италия).
Священническое общество «Тренто» (исп. Sociedad Sacerdotal Trento). Образовано в 1993 г., действует в обоих Америках и Европе с центром в Акапулько (Мексика).
Римско-католический институт (англ. Roman Catholic Institute). Основан в 1993 г., центр находится в Бруксвилле (штат Флорида).
В России седевакантистов окормляет священник Конгрегации Марии Непорочной Царицы Александр Крысов.