Игнатий (патриарх Московский и всея Руси)
Игна́тий (около 1540, Греция – 1620, Вильно, Речь Посполита, ныне Вильнюс, Литва), греческий и русский церковный деятель, патриарх Московский и всея Руси (1605–1606; 1611–1612). По происхождению грек.
До приезда в Россию возглавлял епископскую кафедру города Иерисос и святой горы Афон.
Приехал в Москву около 1598 г. как представитель патриарха Александрийского Мелетия I Пигаса – местоблюстителя престола Константинопольского патриарха (1597–1598). Несомненно, был в курсе борьбы на избирательном земском соборе 1598 г., но, вероятно, не смог проявить достаточной лояльности к избранному царём Борису Фёдоровичу Годунову, поэтому вместо архиепископии Сарской и Подонской в Москве (ставшей вакантной в 1601 после смерти митрополита Геласия) лишь в 1603 г. был поставлен в архиепископа Рязанского и Муромского. По указанию патриарха Московского и всея Руси Иова анафематствовал самозванца Лжедмитрия I (1603–1604) и направил своих слуг в правительственное войско (1604).
После победы Лжедмитрия I первым из русских архиереев встретил самозванца в Туле (май 1605), признал царём и привёл к присяге на его имя всех «русских людей». Освященный собор 21 июня (1 июля) формально вернул сан низложенному незадолго до этого патриарху Иову и тут же принял его уход на покой «по немощи», после чего по предложению Лжедмитрия I Игнатий был избран и наречён патриархом Московским и всея Руси. Интронизация состоялась 30 июня (10 июля), возможно, по греческому чину, в котором было опущено несколько элементов, характерных для русской традиции.
21(31) июля венчал на царство Лжедмитрия I. Во главе Освященного собора постоянно поддерживал все начинания царя, одобрял политику веротерпимости. Получил от Лжедмитрия I две жалованные грамоты на беспошлинный провоз рыбы и «всякого патриаршего запасу» [Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI веков (АФЗХ). Ч. 3. Москва, 1961. № 47. С. 82–83] и подтверждение запрета царя Ивана IV Васильевича светским властям вступать во владения патриарха (АФЗХ. Ч. 3. № 48. С. 83–85). Рукоположил Феодорита в архиепископы Рязанские и Муромские (июль – август 1605) и Филарета (Романова) в митрополита Ростовского и Ярославского [между 11(21) апреля и 3(13) мая 1606].
Принял деятельное участие в организации свадьбы Лжедмитрия I и Марины Мнишек 8(18) мая 1606 г., во время венчания в Успенском соборе во главе высших иерархов Русской Церкви (кроме митрополита Казанского Гермогена и епископа Коломенского Иосифа) возложил на Марину Мнишек «царские одежды» (регалии).
После убийства Лжедмитрия I на Освященном соборе 19(29) мая лишён патриаршего и епископского сана на том основании, что венчал Марину Мнишек царской короной без «священных рукоположений» (без принятия ею православия) и в нарушение русской традиции. Был подвергнут сначала домашнему аресту, а затем, 26 мая (5 июня), был определён в заточение простым монахом в московский в честь праздника Чуда Архистратига Михаила в Хонех мужской монастырь в Московском Кремле.
Осенью 1610 г. освобождён из-под ареста польской администрацией и оставлен монахом в Чудовом монастыре в Москве. После восстания в столице 19–20 (29–30) марта 1611 г. и заключения патриарха Гермогена в Чудов монастырь командующий польско-литовским гарнизоном в Москве А. Гонсевский восстановил Игнатия в патриаршем сане. На Пасху 24 марта (3 апреля) 1611 г. он провёл первую службу в Успенском соборе Кремля. 27 декабря 1611 (6 января 1612) г. Игнатий выехал с казной и дарами польскому королю из Москвы в Речь Посполиту с отправившимся за провиантом отрядом войск литовского гетмана Я. К. Ходкевича, позднее по дороге был ограблен разбойниками – «шишами».
В марте 1612 г. поселился сначала в Вильно, в православном монастыре в честь Сошествия Святого Духа на апостолов; в октябре того же года, тайно приняв унию, переехал в униатский виленский во имя Святой Троицы мужской монастырь. В ноябре того же года Игнатий сопровождал короля во время его неудачного похода на Москву, получив предложение Сигизмунда III возвратиться на патриарший престол в Москву и содействовать распространению унии в России.
В 1615 г. Сигизмунд III даровал Игнатию «дворец Папинского (Пыпинского) с приселками» в Великом княжестве Литовском «на житье» до возвращения в Москву (Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 4. Санкт-Петербург, 1851. № 190. С. 435).
В 1616 г. освятил храм в одном из близлежащих имений Л. Сапеги. Последние годы жизни провёл в виленском Троицком монастыре.
Был похоронен в Виленском Троицком монастыре. В 1655 г., после взятия Вильно русскими войсками в ходе русско-польской войны 1654–1667 гг., могила Игнатия была разграблена, а его останки исчезли.
На церковном соборе 16(26) октября 1620 г., вернувшийся из польского плена в 1619 г. и осведомлённый о связях Игнатия с униатами в Речи Посполитой, патриарх Московский и всея Руси Филарет (Романов) обличил его как тайного униата, пособника «слуги дьявола» (поскольку он обвенчал и короновал католичку Марину с Лжедмитрием I), «Иуду» и предателя. Игнатий был объявлен «лжепатриархом» и анафематствован, а также вычеркнут из списков патриархов и епископов Рязанских и Муромских.