Дионисий (митрополит Московский и всея Руси)
Диони́сий (ум. не ранее 1604), русский церковный деятель, митрополит Московский и всея Руси (1581–1586).
Биография до 1581 г.
Скорее всего, до принятия пострига был представителем белого духовенства (Усачев. 2023. С. 38). Сын Дионисия, Матфей, «к моменту пострига отца был уже в дееспособном по меркам Средневековья возрасте» (впоследствии Матфей служил священником в Пятницкой церкви, вероятно, в Новгороде), что даёт основания предполагать, что на момент пострига Дионисию было не менее 35–40 лет (Усачев А. С. Книгописание в России XVI века. Т. 1. Москва ; Санкт-Петербург, 2018. С. 341; Усачев. 2022. С. 30; Усачев. 2023. С. 39).
По мнению А. С. Усачёва, принял монашеский постриг после смерти жены на рубеже 1560–1570-х гг. в Отенском во имя святителя Николая Чудотворца, трёх вселенских учителей и святителей и в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре. По ряду косвенных данных можно отождествить Дионисия с настоятелем этой обители с аналогичным именем, управлявшим ею в 1572–1574 гг. (Усачев. 2023. С. 45). Его стремительной карьере могли способствовать знания и навыки, полученные в миру (знание Священного Писания, основ богослужения и т. д.; подробнее об этом: Усачев. 2022. С. 30). По всей видимости, не позднее августа 1572 г. Дионисий познакомился с царём Иваном IV Васильевичем; возможно, знакомство состоялось во время визита царя в Новгород 24 декабря 1571 г. (Усачев. 2023. С. 43). Судя по всему, отношения с царём к лету 1572 г. уже носили достаточно близкий характер. Как сообщает Новгородская вторая летопись, 17 августа 1572 г. в день отъезда Ивана IV из Новгорода Отенский монастырь – далеко не самая значительная обитель Новгородской епархии – получил от него огромный вклад – 2644 руб. 4 алтына 4 деньги (Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 30. Москва, 1965. С. 194). Этот вклад намного превосходил большинство совокупных вкладов царя по опальным, сделанных им в начале 1580-х гг. в ряд монастырей.
Не позднее 26 октября 1577 г. определён игуменом Хутынского Варлаамиева в честь Преображения Господня мужского монастыря архиепископом Новгородским Александром (Бердовым). Укрепил связи монастыря с царским двором: в 1579 г. в мастерских Ирины Фёдоровны, жены царевича Фёдора Ивановича, был изготовлен шитый покров на раку преподобного Варлаама Хутынского (Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой // Государственные музеи Московского Кремля. Т. 2. Москва, 1976. С. 40, 41, 57). Вероятно, при участии Дионисия делались подарки и царевичу Ивану Ивановичу: ему «ударили челом» «старцы Футыня монастыря» золотой братиной (точная дата неизвестна) (Опись домашнему имуществу царя Ивана Васильевича, по спискам и книгам 90 и 91 годов // Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских. 1850. Кн. 7, отд. 3. С. 34).
Ко времени настоятельства Дионисия относятся несколько жалованных грамот монастырю от царя Ивана IV монастырю со значительными привилегиями [Макарий (Миролюбов), архим. Опись новгородского Спасо-Хутынского монастыря 1642 г. // Записки Императорского археологического общества. Санкт-Петербург, 1857. Т. 9, вып. 1. С. 534].
В 1580 г. участвовал в Соборе в Москве, ограничившем рост земельных владений Церкви (Законодательные акты. 1986. С. 59).
В начале 1581 г. избран Иваном IV на первосвятительскую кафедру вместо ушедшего на покой митрополита Антония.
На митрополичьей кафедре
Возведён на митрополичий престол 5 февраля 1581 г. Интронизация была совершена по новому чину, более детализированному и торжественному в сравнении с чином, составленным в 1564 г. в связи с поставлением митрополита Афанасия. В том же году с собором духовенства ходатайствовал перед царём Иваном IV Васильевичем за попавшего в опалу князя И. Ф. Мстиславского. Возглавил собор, на котором было отвергнуто предложение А. Поссевино об унии с Католической Церковью. Митрополит не допустил папского посла в Успенский собор Московского Кремля, когда А. Поссевино хотел осмотреть храм и его святыни. В конце 1581 г. по повелению царя служил в Москве благодарственные молебны после окончания осады Пскова польскими войсками.
В 1583 г. вместе с царём Иваном IV благословил повсеместное совершение службы иконе Божией Матери «Знамение» 27 ноября ст. ст., чем способствовал распространению почитания этого образа (Горский А. В. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. Отд. 3, ч. 1 / А. В. Горский, К. И. Невоструев. Москва, 1869. С. 367). Образ Божией Матери «Знамение» был вышит на саккосе – вкладе царя Ивана Грозного по царевичу Ивану Ивановичу в Успенский собор «преосвященному Дионисию митрополиту и по нем прочим митрополитом» [Савва (Тихомиров), архиеп. Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки. Москва, 1858. Т. 1. С. 42; Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Москва, 1969. № 74].
18(28) марта 1584 г. пришёл в царские палаты после скоропостижной кончины Ивана IV: «И оградив его, государя, рукою крестообразно, изыде в митрополию и нача писати по всем градом, чтоб власти ехали на Собор» (ПСРЛ. Т. 34. С. 230]. Совершил чин отпевания царя.
31 мая (10 июня) 1584 г. в Успенском соборе Московского Кремля совершил чин венчания на царство Фёдора Ивановича. В том же году возглавил Собор, созванный для преодоления экономических трудностей, переживаемых страной. Уложение Собора 1584 г., засвидетельствованное печатью митрополита Дионисия, повторило решение Собора 1580 г. об ограничении земельных вкладов в монастыри. Также было принято решение о временной отмене с 1(11) сентября 1584 г. тарханов, однако впоследствии податные привилегии монастырям не были восстановлены. В том же году вместе с царём Фёдором Ивановичем вернул Новгородской кафедре территории Поморья, изъятые после опричного разгрома в 1570 г. [Акты ... (ААЭ) Т. 3. 1836. С. 170]. В 1585 г., по мнению Б. Н. Флори, внёс изменения в чинопоследование исповеди: в образец покаяния «кающегося вельможи» были сделаны вставки, содержавшие явные отсылки ко времени опричнины (Флоря. 1992. С. 208). Скептически атрибуцию Флори восприняла М. В. Корогодина (Корогодина М. В. Исповедь в России в XIV–XIX веках. Санкт-Петербург, 2006. С. 98). В 1585 г. во главе Освященного Собора принимал участие в предварительном обсуждении решения о военных действиях против шведов.
Поддерживал активные контакты с православным Востоком. В 1582–1583 гг. в Москве встречался с митрополитом Вифлеемским Иоакимом. Вёл переписку с патриархом Александрийским Сильвестром (Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. [Ч. 1]. Санкт-Петербург, 1858. С. 161). В 1586 г. встречал первого главу Поместной православной церкви, посетившего Русь, – патриарха Антиохийского Иоакима V, при этом 25 июня (5 июля) в Успенском соборе в нарушение обычая митрополит первым благословил патриарха.
Возглавлял ряд епископских хиротоний: архимандрита московского Новоспасского в честь Преображения Господня мужского монастыря Иова во епископа Коломенского и Каширского (16 апреля 1581); Варлаама во архиепископа Сарского и Подонского (1583); игумена Псково-Печерского монастыря Тихона на Казанскую кафедру (1583); игумена Герасимова Болдина во имя Святой Троицы мужского монастыря Антония во епископа Вологодского и Великопермского [11(21) октября 1585, о дате: Усачев. 2018. С. 138].
15(25) августа 1585 г. освятил в Троице-Сергиевом монастыре Успенский собор и 2 его придела – во имя великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины – в присутствии царя Фёдора Ивановича и царицы Ирины Фёдоровны. В тот же день первосвятитель переложил мощи преподобного Сергия Радонежского в новую серебряную, украшенную жемчугом, драгоценными камнями и золотым венцом раку.
По мнению Е. Е. Голубинского, при Дионисии была совершена местная канонизация преподобного Ефрема Новоторжского (Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. Москва, 1903. С. 117).
В 1582 г. по благословению Дионисия митрополичий дворецкий купил для кремлёвского Успенского собора имения в Московском уезде [Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI веков (АФЗХ). Ч. 1. Москва, 1951. С. 66. № 55]. В 1584 г. царь Фёдор Иванович дал Дионисию жалованную грамоту на слободку Святославлю в Ростовском уезде (Акты исторические. Т. 1. Санкт-Петербург, 1841. С. 408–409. № 215; АФЗХ. Ч. 3. Москва, 1961. С. 36–37. № 18). Кроме того, Фёдор Иванович подтвердил митрополиту жалованные грамоты, выданные прежними государями (АФЗХ. Ч. 3. С. 30. № 11; С. 31. № 12; С. 99. № 58; С. 362. № 2). Дионисий неоднократно выдавал жалованные грамоты монастырям и подтверждал грамоты своих предшественников [Архив П. М. Строева. Т. 1. 1915. Стб. 495. № 239; Стб. 500. № 242; Стб. 616–617. № 315; АФЗХ. Ч. 2. Москва, 1956. С. 458–459. № 407; Ч. 3. С. 363–364. № 3; ААЭ. Т. 1. 1836. С. 386–387. № 325; Акты феодального землевладения и хозяйства : акты московского Симонова монастыря (1506–1613 гг.). Ленинград, 1983. С. 132. № 120]. В 1586 г. дал жалованную грамоту строителю костромского Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря Гурию (Ступишину), благословляя построение в монастырских сёлах новых храмов (Антонов А. В. Костромские монастыри в документах XVI – начала XVII в. // Русский дипломатарий. Москва, 2001. Вып. 7. С. 108. № 39).
В 1586 г. благословил «многогрешного Стефана» на перепись книги «Мерило праведное» (Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева. Ч. 1. Москва, 1970. С. 166; Усачев А. С. Книгописание в России XVI века. Т. 2. Москва ; Санкт-Петербург, 2018. № 594). В Хронографе редакции 1617 г. о Дионисии говорится, что он был «премудрый грамотик» [Памятники древней русской письменности (ПДРП). 1909. Стб. 1279], что, видимо, указывает на его начитанность.
В мае 1586 г. поддержал представителей князей Шуйских, обратившихся к Фёдору Ивановичу с челобитной, в которой просили царя развестись с Ириной Фёдоровной «царскаго ради чадородия» (ПДРП. 1909. Стб. 1279).
13(23) октября 1586 г. был сведён Б. Ф. Годуновым с кафедры и выслан в Хутынский монастырь. При этом Годунов «и прочых чинов всякых митрополичьих… аки буря зельная, размета» (ПДРП. 1909. Стб. 1279–1280; подробнее о церковном аспекте противостояния Годуновых и их противников: Усачев. 2018. С. 136–146).
После сведения с кафедры
По сообщению «Нового летописца», Дионисий протестовал против гонений Б. Ф. Годунова по отношению к политическим противникам: «Видя изгнание бояром и видя многое убивство и кровопролитие неповинное и начаша обличати и говорити царю... Борисову неправду Годунова, многие его неправды» (ПСРЛ. Т. 14. 1910. С. 37).
О дальнейшей судьбе Дионисия известно из послания 1604 г. Лжедмитрия I царю Борису Фёдоровичу. Самозванец обвинял своего адресата, в частности, в том, что он «митрополита Дионисия сослал в монастырь, сказавши брату нашему Феодору, что он внезапно умер, а нам известно, что он и до сих пор жив и что ты облегчил его участь по смерти брата нашего» (цит. по: Соловьёв С. М. Сочинения. Кн. 4. Москва, 1989. С. 401). Таким образом, можно предположить, что после кончины царя Фёдора в 1598 г. условия пребывания Дионисия в Хутынском монастыре были смягчены и что бывший митрополит был жив в первые годы 17 в.
Митрополит Новгородский Киприан во 2-й половине 1620-х – 1-й половине 1630-х гг. писал, что местом ссылки Дионисия был тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (Церковно-судебные определения Киприана, митрополита Новгородского // Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии. 1861. Ч. 3. № 11. С. 346). Возможно, в эту обитель Дионисий был переведён после пребывания в Хутынском монастыре (Солодкин. 2009. С. 109). Вероятно, это произошло не позднее 1599 г., поскольку 1(11) июня этого года в Хутынский монастырь был вложен колокол, во вкладной записи которого перечислялись наиболее значимые иноки обители, при этом имени Дионисия среди них нет [Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 2. Москва, 1860. С. 283].