Иоахим Рингельнац
Ио́ахим Ри́нгельнац (Joachim Ringelnatz; настоящие имя и фамилия Ханс Густав Бёттихер, Hans Gustav Bötticher) (7.8.1883, Вурцен – 17.11.1934, Берлин), немецкий поэт, прозаик, артист кабаре, художник.
Жизнь и литературное творчество
Отец – писатель, дизайнер Г. Бёттихер. Мать, Роза Мари Энгельхарт (1857–1924), из семьи владельца лесопильного завода, занималась созданием эскизов для вышивки бисером и нарядов для кукол.
В 1886 г. семья переехала в Лейпциг. В 1894−1897 гг. И. Рингельнац посещал местную государственную гимназию (исключён из-за сделанной на предплечье татуировки, которая спровоцировала конфликт с преподавателем). В 1901 г., после окончания частной реальной школы, поступил юнгой на морской парусник. В том же году в Британском Гондурасе из-за ссоры с экипажем бежал с судна и заблудился в джунглях, однако через несколько дней был найден и доставлен обратно на борт.
До 1903 г. юнгой, а затем матросом плавал в Венецию, Константинополь, Одессу, Нью-Йорк. В промежутках между рейсами подрабатывал разносчиком газет, артистом ярмарочного цирка и др. (сменил около 30 специальностей). В 1904 г., несмотря на слабое зрение, проходил службу в военно-морском флоте в г. Киль. В 1905 г. поступил в Лейпцигский университет, изучал коммерческие науки (отчислен в том же году после вмешательства отца, не желавшего оплачивать обучение).
Периодически нищенствовал, бродяжничал. В 1907−1908 гг. работал коммивояжёром в Лейпциге и Франкфурте-на-Майне, совершал поездки в Великобританию и Нидерланды. В 1907/1908 гг. в Амстердаме провёл несколько недель в тюрьме по обвинению в мошенничестве, был депортирован в Германию. В том же году в журнале Der Grobian («Грубиян») опубликовал свои первые литературные произведения – стихотворения и короткие заметки.
С 1909 г. выступал с юмористическими стихами собственного сочинения в мюнхенском богемном ресторане-кабаре «Симплициссимус» («Simplicissimus»), где завёл знакомства с Ф. Ведекиндом, Э. Мюзамом, Л. Тома, М. Рейнхардтом, Б. Франком. В том же году в сатирическом журнале Simplicissimus издал стихотворения и автобиографическое эссе «Многолюбимый друг» («Viellieber Freund»), а в 1910 г. в журнале Jugend («Юность») – новеллу «Дикая мисс из Огайо» («Die wilde Miß von Ohio»). Поэтический сборник «Стихотворения» («Gedichte», 1910), одно из первых крупных произведений И. Рингельнаца, включает романтические произведения, навеянные лирикой Г. Гейне. Поэтические книги для детей «Маленькие существа» («Kleine Wesen», 1910), «Тайная детская книжка-игрушка» («Geheimes Kindes-Spiel-Buch», 1924), «Детская книжка-путаница» («Kinder-Verwirrbuch», 1931) и др. вызывали возмущение читателей из-за содержавшихся в них «вредных советов».
В 1911 г. И. Рингельнац посетил тирольские земли и Ригу, лето провёл в Курляндии; выпустил автобиографию «О чём рассказывает дневник юнги» («Was ein Schiffsjungen-Tagebuch erzählt»). В 1912−1913 гг., будучи частным библиотекарем в замке Клайн-Эльс в Нижней Силезии, разбирал архив В. Дильтея, затем работал экскурсоводом в замке Лауэнштайн в Баварии. В 1912 г. опубликовал сборник «Табакерка. Глупости в стихах и картинках» («Die Schnupftabaksdose. Stumpfsinn in Versen und Bildern»), куда вошли известные юмористические стихотворения Рингельнаца: «Муравьи» («Die Ameisen»), «Логика» («Logik») и др. Многие новеллы, выходившие в 1910−1913 гг. в периодических изданиях, в частности в журнале Jugend, содержат пародийные отсылки к произведениям Т. Манна, Стендаля, Б. Франка и других авторов. В сборнике новелл «Так каждый живёт» («Ein jeder lebt’s») главными героями выступают чудаки, не вписывающиеся в буржуазное общество.
В 1914 г., до начала Первой мировой войны 1914−1918 гг., записался добровольцем в немецкий военно-морской флот, но из-за проблем со зрением разрешения на участие в боевых действиях не получил (прошение кайзеру Вильгельму II о пересмотре решения комиссии осталось неудовлетворённым). Во время войны плавал на заградительных судах, затем − на миноносце. В 1917 г. получил звание лейтенанта флота, служил командиром минного тральщика; со временем разочаровался в идее войны. В 1918 г., получив известие о смерти отца, подделал отпускные документы и отправился на похороны в Лейпциг. Поддерживал Ноябрьскую революцию 1918 г., сотрудничал с рабочими и солдатскими Советами, однако остался недоволен предложенными ему должностями; вскоре разочаровался и в революции. В 1918−1919 гг. жил на грани нищеты. Тогда же написал ряд пьес, которые не издавались и отклонялись дирекциями театров. В результате драки ослеп на один глаз.
В 1919 г. начал подписывать свои произведения псевдонимом Иоахим Рингельнац (от нем. Ringelnaß – морской конёк на морском жаргоне) и вновь выступать в кабаре «Симплициссимус» в Мюнхене, а с 1920 г. – в кабаре «Шум и дым» («Schall und Rauch») в Берлине. Выходил на сцену в матросском костюме в образе чудаковатого и грубоватого моряка Куттеля Даддельду (Kuttel Daddeldu). Сценический персонаж И. Рингельнаца был склонен к пьяным выходкам и дракам, слыл завсегдатаем публичных домов, презирал власть и фальшивую патетику. В выступлениях И. Рингельнаца, завоевавших широкую популярность в Германии, нашли продолжение традиции дадаизма. В дальнейшем он вёл жизнь странствующего артиста, гастролировал в немецких городах, в Вене и Праге.
В 1920 г. опубликовывал два поэтических сборника – «Куттель Даддельду, или Непристойная печаль» («Kuttel Daddeldu oder das schlüpfrige Leid»), куда вошли уличные песни, написанные от лица моряка Куттеля Даддельду, и «Гимнастические стихи» («Turngedichte»), высмеивающие спортивные достижения. Для стихотворений характерны игра слов, абсурдистская образность, стилистические эксперименты. Поэзия И. Рингельнаца, как и его живопись, отличается повышенным вниманием к предметному миру в духе новой вещественности: стихотворения «Табакерка» («Die Schnupstabakdose», 1912), «Бумеранг» («Bumerang», 1923), «Афишные тумбы» («Die Litfasssäulen», 1927) и др.
В 1924 г. издал экспериментальный роман с собственными иллюстрациями «…линский рома…» («…liner Roma…»), в названии которого читается усечённое словосочетание «Берлинский роман» («Berliner Roman»). В нём задолго до А. Дёблина И. Рингельнац экспериментировал с монтажным повествованием. Произведение написано в форме фрагмента, в котором говорится, что роману о Берлине невозможно найти достойное начало и так же невозможно его завершить. Город предстаёт здесь главным героем, определяющим людские судьбы.
В 1925/1926 гг. И. Рингельнац совершил поездку в Париж, познакомился лично с Ж. Кокто и Ж. Паскеном. С 1927 г. читал стихи на немецком радио, записал 16 граммофонных пластинок со своими выступлениями. В 1928 г. гастролировал в Лондоне. В конце 1920-х гг. вернулся на сцену «Симплициссимуса». Был дружен с К. Тухольским, К. Хофером, О. Диксом и другими представителями немецкой богемы.
В 1932 г. ездил с гастролями по Германии, исполняя роль в постановке пьесы «С бутылкой в дороге» («Die Flasche und mit ihr auf Reisen», 1932), навеянной воспоминаниями о службе на флоте. Военным будням также посвящены книги: «Волна. Морские военные истории» («Die Woge. Marine-Kriegsgeschichten», 1922), «Моряк на войне» («Als Mariner im Krieg», 1928), «Матросы» («Matrosen», 1928) и пр.
Среди других произведений – сборники рассказов «Нервотрёпы. Одиннадцать случаев» («Nervosipopel. Elf Angelegenheiten», 1924), стихотворений «Путевые письма артиста» («Reisebriefe eines Artisten», 1927).
В 1933 г., после прихода к власти национал-социалистов, выступления И. Рингельнаца оказались под запретом, а его книги подверглись публичному сожжению. Лишившись доходов от выступлений на родине, поэт оказался на грани разорения. В 1934 г. посетил с гастролями Швейцарию.
Умер в нищете от туберкулёза.
Изобразительное искусство
К первым работам относятся «Военный корабль» (не сохранилась) и «Панорама с крыши» (частное собрание; оба – холст, масло, 1905). В 1920-х гг. – начале 1930-х гг. работал в техниках масляной живописи и акварели. Произведения отражают влияние символизма («Чужой край), примитивизма («Первобытный лес»), наследия К. Д. Фридриха («Сгустившаяся дымка», все три – 1928, частное собрание). Для работ Ригельнаца характерны тонкие колористические решения и изображение пространства при взгляде сверху; лирическое настроение («Небесный мост», 1927, частное собрание; «Фабричный ландшафт с воздушным шаром», 1932, бумага, акварель) или же комический сюжет («Волнение на море», 1927?, оба – Музей Иоахима Ригельнаца, Куксхафен, земля Нижняя Саксония; «Масленичный карнавал в снегу», 1926, частное собрание), порой – абсурдистские и сюрреалистические мотивы [«Жуткая сцена» («Сад на крыше у сумасшедших»), 1925, Музей Клеменса Зельса, Нойс, земля Северный Рейн – Вестфалия].
В 1923 г. состоялись первые две персональные выставки И. Рингельнаца: обе – в галерее «Флехтхайм» (Flechtheim) в Берлине. В 1925 г. его картины экспонировались в Прусской академии искусства. После 1933 г. его художественное наследие было признано дегенеративным, ряд работ изъят из немецких музеев, другая часть позже погибла в годы Второй мировой войны; большинство сохранившихся картин и графики хранятся в частных собраниях.