Аномия
Аноми́я (греч. ἀνομία – беззаконие), 1) состояние общества, характеризуемое дезорганизацией социальных норм и институтов, неопределённостью и нестабильностью условий человеческого действия, а также расхождением между провозглашаемыми обществом целями и доступностью для массы людей законных средств их достижения; 2) связанное с общественным индивидуальное психологическое состояние, характеризуемое деморализацией, ослаблением связи с обществом, переживанием беспочвенности, отчуждённости, пустоты жизни и т. д., которое является причиной распространения в обществе девиантного поведения и самоубийств.
Термин «аномия» ввёл в социологию Э. Дюркгейм в 1983 г. Это явление он полагал атрибутом переходного состояния индустриального социоэкономического порядка, когда рухнули так называемые «механические» традиционные формы морального авторитета, при которых каждый человек «знал своё место» в иерархии социальных позиций и ценностей, а новый самоуправляемый порядок дисциплинированного морального индивидуализма, порождающий «органическую солидарность», ещё не установился окончательно. Преодоление последствий аномии на уровне социально-экономической жизни в целом – задача государства, тогда как моральная регуляция поведения на уровне отдельных профессий достигается развитием независимых от государства профильных ассоциаций («корпораций» с крепкой профессиональной этикой). Основные усилия должны направляться даже не столько на улучшение материальных условий человеческой жизни, сколько на борьбу с нестабильностью в социальной жизни как ключевой причиной аномических явлений.
После Дюркгейма трактовка аномии развивалась в двух направлениях: она могла выступать как эквивалент «безнормности», моральной анархии, отсутствия моральной дисциплины; либо «нормативную напряжённость», «конфликт норм» в данной культуре, то есть описывала ситуацию, где моральные ценности и нормы членов группы не соответствуют возможностям реализации заложенных в этих ценностях целей (например, недостижимость уровня жизни, вытекающего из навязываемых извне идеалов богатства и успеха). Сторонники первой трактовки склонны рассматривать всякий конфликт и разделение интересов между группами как временное состояние неуравновешенности их функций на переходных фазах социального развития, в конечном счёте преодолимое всеобщим моральным согласием, полноценным моральным воспитанием и активной социализацией. Сторонники второго направления, начало которому положил Р. Мертон, исходят из теоретической модели общества как системы групп, пребывающих в постоянном напряжении и конфликте, которые стимулируют изменения. Эта трактовка продолжает идею Дюркгейма, что аномия – это реальность и почти «нормальное состояние» любого сложного общества современного типа, особенно в периоды радикальных социальных перемен.