Информационный шум
Информацио́нный шум (инфошум), состояние переполненности информационной среды, затрудняющей функционирование её элементов. Обычно термином описывают перенасыщенность глобального коммуникативного пространства бесполезными, недостоверными или избыточными данными.
Подходы к определению
Фактор шума в коммуникативном акте был впервые рассмотрен американским инженером, одним из основоположников теории информации К. Шенноном, в работе «Математическая теория связи» (1948). Шеннон описывал влияние шума на точность передачи исходного сообщения, опуская значение и сущность его содержимого (Shannon. 1948). Вопросы ценности и содержания сообщений стали предметом рассмотрения социологии, в которой определяющим компонентом информационного шума служит отношение адресата к поступающей информации. Используемая в данном термине метафора отсылает к бытовому пониманию шума как беспорядочных громких звуков. При этом подразумевается не физическая структура колебаний, а личное, как правило, негативное отношение человека к этим звукам.
В англоязычной среде термин «информационный шум» используется нечасто, однако слово «шум» (англ. noise) употребляется в схожем значении. Например, в своём проекте Becoming Minimalist американский блогер Дж. Бекер рассматривает негативное влияние на человека визуального шума (англ. visual noise) – совокупности случайных визуальных стимулов. Пребывание в среде, перенасыщенной хаотичными визуальными стимулами (людные улицы, концерты, спортивные состязания), может приводить к рассеянности, переутомлению и головным болям (Becker. 2020). В интернет-культуре шумом называются неинформативные, «токсичные» или бесполезные комментарии, не заслуживающие внимания, в отличие от конструктивной критики (Lewandowska. 2021).
Увеличение объёма информации и скорости обмена ею ведёт к росту уровня информационного шума. Главным его источником в современных глобальных коммуникациях выступает Интернет. За период 2000–2023 гг. численность интернет-пользователей возросла с 400 млн до более чем 5 млрд (Digital 2023: Global Overview Report), количество веб-сайтов – с 17 млн до более чем 1 млрд (Huss. 2024), а число ежедневных поисковых запросов в Google – с 9,2 млрд в год до более чем 8,5 млрд в день (Mohsin. 2023). Источники информационного шума в Интернете многочисленны и разнообразны и, в частности, включают рекламу, поток малозначительных новостей, спам и другие нежелательные сообщения, а также пользовательский контент в социальных сетях.
Перенасыщенность информационной среды затрудняет ориентацию человека в ней, будь то профессиональная деятельность или личные (потребительские) цели. Информационный шум ведёт к когнитивной, эмоциональной и психологической перегрузке – состоянию возбуждения, которое препятствует рациональному поведению (Тоффлер. 2008) и чревато психическими расстройствами. Помимо стресса и тревожности оно может приводить даже к развитию СДВГ у взрослых (Darcy. 2019).
Проявления информационного шума
Высокая степень информатизации современного общества и широта определения информационного шума позволяют обнаруживать его проявления на самых разных уровнях, вплоть до языкового. Например, информация, передаваемая при акте коммуникации, может быть содержательно избыточной, оставаясь значимой как средство выразительности, или абсолютно избыточной – не имеющей никакой ценности (Нечепуренко. 2001). Исследователи выделяют такой компонент информационного шума, как «бессмысленные слова» – реплики, которые не находят эмоционального отклика у собеседника, не отвечают его интересам и поэтому оказываются за пределами его восприятия, несмотря на соблюдение формальной структуры диалога (Пилатова. 2018). К информационному шуму иногда относят слова-паразиты, оговорки и ослышки, которые порождают хаос в устной речи и могут затруднять её понимание. Вместе с тем подобные несовершенства речи могут обладать художественной значимостью, например в литературе слова-паразиты могут служить для придания определённой тональности и эмоциональной выразительности речи персонажа, а оговорки и ослышки – для создания комического эффекта (Петрунина. 2005; 2006).
Помимо естественно возникающих помех в восприятии, выделяют также искусственно создаваемый информационный шум, применяемый для того, чтобы сбить адресата сообщения с толку. В этом случае сообщение намеренно перегружается информацией и сложными для понимания словесными конструкциями, чтобы преодолеть психологическую защиту собеседника от речевой манипуляции. Такой приём часто используется публичными лицами, заполняющими речь витиеватыми формулировками, избыточными оборотами и конструкциями, словами с неопределённой семантикой, чтобы лишить сообщение конкретности и тем самым произвести впечатление на слушателя и защититься от возможной критики (Бизюков. 2014). К информационному шуму относят девиантные формы коммуникации, возникающие в интернет-среде или за её пределами. Различные типы поведения в местах многопользовательского сетевого общения (в социальных сетях, на форумах, в разделах комментариев на сайтах и т. д.), такие как флуд, флейм, холивар (англ. holy war – священная война; чрезмерно эмоциональные, с переходом на оскорбления, дискуссии на темы, заведомо вызывающие раскол аудитории) или троллинг, могут создавать длинные многоуровневые ветви обсуждения и вовлекать большое количество людей. Однако многие пользователи не воспринимают указанные разновидности информационного шума как негативные, поскольку они позволяют удовлетворять потребность в общении и служат механизмом эмоциональной разрядки (Полудина. 2011).
Информационный шум в образовательном процессе может быть идентифицирован с помощью набора психологических «дефлекторов» (англ. deflect – отклонять, преломлять) – паттернов распознавания и фильтрации (отсеивания) нежелательной информации. Примером работы этого механизма служит выработавшаяся со временем способность пользователей не реагировать на баннерную рекламу в Интернете. Выделяют пять типов дефлекторов, характерных для современной коммуникации, которые могут негативно влиять на образовательный процесс и восприятие учебного материала: большой объём сообщений, отсутствие изображений, наличие формального аппарата (формул, диаграмм, графиков, таблиц и т. п.), низкий уровень интерактивности, негативный эмоциональный фон коммуникации (Миронов. 2015). Несмотря на усложнение образовательного процесса в силу необходимости преодолевать эффект дефлекторов, этот механизм полезен, поскольку помогает человеку ориентироваться и эффективно функционировать в информационно перегруженной среде.
Значительные объёмы информационного шума генерируют медиа. Выделяют несколько характерных черт «шума» в новостных статьях: обилие лишней информации в сочетании с отсутствием важной; ирония как язык описания практически любого события; обилие сложных, запутывающих читателя метафор; противоречие (конфликт) между заголовком и содержанием сообщения с целью запутать читателя и создать интригу. Все эти приёмы могут затруднять восприятие и осмысление информации (Басовская. 2014). Обострённая чувствительность человека к потенциальной опасности порождает искажения в восприятии: негативные новости неосознанно привлекают больше внимания и выделяются в потоке информации, в то время как позитивные обычно оставляют аудиторию равнодушной или воспринимаются со скепсисом (Диамандис. 2018). Используя эту когнитивную особенность, СМИ погружают потребителя в поток негативных новостей, который вызывает стресс и тревожность.
Помимо прямой стрессогенности информационного шума, он может оказывать косвенное влияние на здоровье человека. Согласно исследованию Смоленского государственного медицинского университета, более половины опрошенных пациентов ищут информацию о поставленном им диагнозе в Интернете, где сталкиваются с недостоверными сведениями, неэффективными, а часто вредными рекомендациями, что подрывает доверие к врачу и предложенному им лечению. 73 % респондентов подтвердили, что потребляемая ими информация повышает их тревожность, что ведёт к неблагоприятным последствиям для психики (Шабаева. 2021).
Глобальный эффект информационного шума выражается в изменении масштабов информационного потребления, которое в результате развития медиа и Интернета стало более массовым. Часть медиааудитории в силу низкой информационной культуры неспособна критически воспринимать огромный поток поглощаемой ими информации (Калимуллина. 2017). Такое потребление отличается поверхностностью, предпочтением лёгкой информации, несущей минимальную смысловую нагрузку, высокой скоростью потребления, стремлением получить положительные эмоции максимально быстрым и доступным путём. Информационный шум дробит информацию, лишает её контекста, разрушает способность потребителей к анализу, выстраиванию логических цепочек и связей между объектами мира (Калимуллина. 2017).
Противодействие информационному шуму
Информационный шум препятствует любой целенаправленной деятельности, связанной с поиском информации, будь то исследовательская работа, журналистика, образование, бизнес-аналитика и т. д. Для эффективной работы в условиях информационного шума разрабатываются технологии анализа и фильтрации информации с помощью современного программного обеспечения и нейросетей. Аналитика данных открыла возможности монетизации информационного шума. На основе изучения веса (т. е. значения, эффекта) публичной новости, отзыва об акциях или авторитета эксперта, который его опубликовал, исследователи прослеживают связь между поисковыми запросами на политические и экономические темы и обвалами фондовых рынков (Информационный шум – не только головная боль. 2018).
На персональном уровне борьба с информационным шумом выражается в формировании культуры информационного потребления. Актуальность этой темы подтверждается обилием статей в Интернете с заголовками «Информационный шум: как спастись?», «Как распознать информационный шум и оградить себя от него?» и т. п. (Информационный шум: как спастись?). Наиболее распространённые рекомендации включают частичный или полный отказ от чтения новостей, от просмотра телевизора, сокращение потребления развлекательного контента, использование блокировщиков рекламы, оптимизацию потребления полезной и нужной информации с приоритетом больших форматов (например, лонгридов) и специализированного контента от компетентных авторов. Для снижения уровня визуального шума пользователям рекомендуют поддерживать порядок на их виртуальном и физическом рабочем месте, избавляться от ненужных вещей, не публиковать лишних фотографий, не писать комментариев без повода, т. е. не становиться источником информационного шума.