Индонезия. Хозяйство. Промышленность
Промы́шленность Индоне́зии. С 2010 по 2020 гг. доля горнодобывающей промышленности в производстве валового внутреннего продукта (ВВП) Индонезии неуклонно снижалась, что было обусловлено падением сектора добычи нефти и газа и резкими сменами курса правительства в плане введения запретов на экспорт необработанного минерального сырья. Доля отрасли в текущих ценах в ВВП снизилась с 10,7 % в 2010 г. до 7,7 % в 2015 г. и 6,7 % в 2020 г. Доля обрабатывающей промышленности также уменьшилась за счёт более быстрого роста других секторов экономики с 22,6 % в 2010 г. до 21,0 % в 2015 г. и 20,6 % в 2020 г.
Топливная промышленность
Добыча и переработка нефти
Общемировые доказанные запасы нефти составляют 244,6 млрд т, из них 48 млрд приходится на Венесуэлу (17,5 % мировых запасов) и лишь 0,3 млрд – на Индонезию (0,12 % мировых запасов; 2020).
Индонезия является нефтедобывающей державой, однако добыча нефти последние годы сокращается в силу слабой разведанности запасов и их труднодоступности: 36,4 млн т (0,9 % мировой добычи в 2020; 38,2 млн т в 2019; 39,5 млн т в 2018; 41,0 млн т в 2017; 42,8 млн т в 2016; 48,6 млн т в 2010). В 2020 г. добыча составила 706 тыс. баррелей в день, тогда как в 2010 г. – 945 тыс. баррелей в день.
Потребление нефти и нефтепродуктов – 1,7 млн баррелей в день (1,8 % мирового потребления; 2019; мировое потребление 95,2 млн баррелей в день).
Основная часть добываемой нефти перерабатывается на заводах государственной нефтегазовой компании Pertamina (Persero) [1968; штаб-квартира – в Джакарте; входит в Fortune Global 500 – 2019; имеет 22 дочерние компании в 2021; является одним из крупнейших производителей и экспортёров сжиженного природного газа (СПГ)]. Крупнейшие нефтяные компании (2017): Chevron Pacific Indonesia [1963; частная; дочерняя компания Chevron Corporation; штаб-квартира – в Джакарте; блок Рокан – провинция Риау, кабупатен Рокан Хилир; объём добычи – около 174 тыс. баррелей в день (с 2021 эксплуатация месторождения осуществляется компанией Pertamina Hulu Rokan KKKS); месторождение в Восточном Калимантане – кабупатен Кутей Кертанегара; 18,2 тыс. баррелей в день], ExxonMobil Cepu Limited (1898; частная; дочерняя компания Exxon Mobil Corporation; месторождение Чепу – Восточная Ява, кабупатен Боджонегоро; 199,8 тыс. баррелей в день), Pertamina EP [2005; дочерняя компания Pertamina (Persero); 78,9 тыс. баррелей в день], Total E&P Indonesie (1968; частная; месторождение Махакам – Восточный Калимантан, кабупатен Кутей Кертанегара; 55,1 тыс. баррелей в день), Pertamina Hulu Energy [основана в 2002 как Aroma; с 2008 современное название; дочерняя компания Pertamina (Persero); северо-западный шельф – провинция Западная Ява; 33,4 тыс. баррелей в день], CNOOC Limited (1999; штаб-квартира – в Гонконге, Китай; частная китайская компания; месторождение в Яванском море – Суматра; 30,6 тыс. баррелей в день), MedcoEnergi (1980; частная; Блок «Б» в зоне архипелага Натуна – провинция Архипелаг Риау; 18,4 тыс. баррелей в день), Petronas (1974; штаб-квартира – в Куала-Лумпуре, Малайзия; государственная малайзийская компания; шельф о. Мадура – Восточная Ява; 17,6 тыс. баррелей в день).
Мощность всех нефтеперерабатывающих предприятий страны составляет около 1,0 млн баррелей в день. По потреблению нефтепродуктов Индонезия находится на 12-м месте в мире (2020), однако основную часть приходится импортировать, поскольку ежедневное потребление нефти в стране около 1,6 млн баррелей.
Индонезия является крупным нетто-импортёром нефти и нефтепродуктов: в 2019 г. экспорт нефти составил 3,6 млн т (0,16 %); импорт нефти – 11,8 млн т (0,5 % мирового объёма); экспорт нефтепродуктов 3,8 млн т (0,3 %), а импорт – 23,4 млн т (1,9 % мирового объёма). В 2020 г. страна экспортировала 4,4 млн т нефти на сумму 1,4 млрд долл. США (0,2 % мирового экспорта по стоимости), а импортировала 10,5 млн т на сумму 3,4 млрд долл. (0,5 % мирового импорта); экспортировала 4,8 млн т нефтепродуктов (на сумму 1,5 млрд долл.; в основном в Малайзию – 3,1 млн т на сумму 835 млн долл.), а ввезла – 20,8 млн т (8,3 млрд долл.)
Около 60 % всех новых потенциальных месторождений находится в морской зоне на значительных глубинах, что удорожает их разведку и добычу. Всего в Индонезии насчитывается около 60 месторождений, потенциально богатых углеводородами (эксплуатируется 16). Крупнейшим по производству нефти является месторождение Банью Урип блока Чепу на Восточной Яве (добыча нефти 210 тыс. баррелей в день; 2020). Оператором этого месторождения является американская ExxonMobil Cepu Limited. Второй по значимости – блок Рокан в провинции Риау. Он является крупнейшим в стране по площади нефтяным бассейном – 6,2 тыс. км2, на территории которого находится целый ряд осваиваемых и потенциальных нефтяных месторождений, в том числе Дури, Минас и Бекасап.
Нефтеперерабатывающие заводы (RU) компании Pertamina:
1) RU II Dumai [г. Думай, провинция Риау; 1971; состоит из двух частей: мощностью 120 тыс. баррелей в день (на берегу пролива Рупат) и мощностью 50 тыс. баррелей в день (на берегу реки Пакнинг); авиационное турботопливо, дизельное топливо, соляровое масло, керосин, сжиженные нефтяные газы];
2) RU III Plaju (Musi) (г. Палембанг, провинция Южная Суматра; первый завод основан в 1903 компанией Shell, второй, на реке Геронг, – в 1926 компанией Stanvac; оба завода в 1965 и 1970 выкуплены компанией Pertamina и интегрированы в единый комплекс; мощность 133,7 тыс. баррелей в день; бензин, дизельное топливо, сжиженные нефтяные газы);
3) RU IV Cilacap (кабупатен Чилачап, Центральная Ява; 1976; крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс компании Pertamina; обеспечивает треть всего топлива, потребляемого в Индонезии; мощность 348 тыс. баррелей в день; спроектирован под ближневосточную нефть; планируется его модернизация, которая позволит увеличить мощность до 400 баррелей в день; бензин, дизельное топливо, асфальт, смазочные материалы, параксилен);
4) RU V Balikpapan (г. Баликпапан, Восточный Калимантан; 1922; снабжает восточные районы страны; обеспечивает четверть всего топлива, потребляемого в Индонезии; мощность: 260 тыс. баррелей в день; принято решение об увеличении мощности завода до 360 тыс. баррелей в день и переходе от производства топлива стандарта Евро 2 к стандарту Евро 5; финансирование модернизации завода компания планирует осуществить за счёт собственных средств; бензин, дизельное топливо, асфальт, сжиженные нефтяные газы, авиационное топливо);
5) RU VI Balongan (кабупатен Индрамаю, провинция Западная Ява; находится в 200 км к востоку от Джакарты; играет важную роль в обеспечении топливом столицы, провинций Бантен и Западная Ява; 1994; перерабатывается нефть, поставляемая из Риау; мощность 125 тыс. баррелей в день; компания планирует вложить 1,2 млрд долл. в модернизацию завода и довести его мощность до 240 тыс. баррелей в день; бензин, дизельное топливо, керосин, пропилен);
6) RU VII Kasim (кабупатен Соронг, провинция Западное Папуа; 1997; мощность 10 тыс. баррелей в день; обеспечивает топливом районы Папуа и Молуккских о-вов; перерабатывает нефть, добываемую в Соронге, однако её не хватает, и периодически завод загружен только на 60 %; бензин, соляровое масло, керосин).
Завод RU I в Пангкалан Брандан, в провинции Северная Суматра, с объёмом переработки нефти 5 тыс. баррелей в день был закрыт в 2017 г. из-за проблем с поставками сырья.
Суммарная мощность производства 6 заводов компании Pertamina – 81 млн баррелей бензина, 129,3 млн баррелей автомобильного дизельного топлива, 20,2 млн баррелей авиационного турботоплива.
В 2019 г. под контроль Pertamina (Persero) перешло также предприятие Trans Pacific Petrochemical Indotama (будет перерабатывать 55 тыс. баррелей нефти в день, что обеспечит производство 780 тыс. т ароматических углеводородов, параксилола нефтяного, в год).
На Восточной Яве, в Тубане, планируется строительство нового нефтеперерабатывающего предприятия с участием «Роснефти». Предполагается, что этот завод стоимостью 15 млрд долл. будет перерабатывать в год 15 млн т нефти, производя 1 млн т этилена, 1,3 млн т ароматических углеводородов, а также различные моторные масла, которые сейчас импортируются. В 2017 г. создано совместное предприятие с Pertamina, где «Роснефти» принадлежит доля 45 % (завод пока находится на стадии проектирования и освобождения земли под строительство).
Добыча и использование природного газа
Доказанные мировые запасы природного газа составляют 198,8 трлн м3, из которых на Индонезию приходится 1,4 трлн м3 (0,7 % всех мировых запасов; 2020).
Добыча природного газа сокращается: в 2010 г. – 86 млрд м3, в 2019 г. – 69 млрд м3, в 2020 г. – 63,2 млрд м3 (около 1,6 % мирового объёма).
Существенно меньше доля Индонезии в мировом потреблении природного газа: в 2020 г. – 41,5 млрд м3 (из 3823 млрд м3; около 1,1 %). Значительная часть добываемого природного газа экспортируется. В 2019 г. экспорт природного газа в объёме 19,1 млн т принёс Индонезии 8,3 млрд долл. В 2020 г. экспорт природного газа сократился до 18,6 млн т, а в стоимостном отношении – до 5,5 млрд долл. Основные импортёры (млн т): Сингапур (6,1), Китай (5,3) и Республика Корея (2,9). Бо́льшая часть природного газа на экспорт поставляется в сжиженном виде: 12,2 млн т на сумму 3,6 млрд долл. (2020). Часть природного газа экспортируется в газообразном состоянии в Сингапур по газопроводу из Гриссика (Южная Суматра) на сумму 1,8 млрд долл. (2020). Одновременно в 2020 г. Индонезия импортировала 6,4 млн т СПГ на сумму 2,6 млрд долл.
Крупнейшие месторождения природного газа в Индонезии:
Абади Гас [блок Масела; акватория провинции Малуку; с 1998 разведку ведёт японская компания Inpex через местную дочернюю компанию Inpex Masela; общие инвестиции в проект, который должен выйти на проектную мощность 4,2 млн м3 в день и 9,5 млн т СПГ в год в 2027, должны составить 16 млрд долл.; общие запасы природного газа на блоке Масела оцениваются в 463,8 млрд м3].
Тангух [объединяет 6 газовых месторождений в районах Вириагар, Берау и Мутури, кабупатен Телук Бинтуни, провинция Западное Папуа; эксплуатация месторождений осуществляется компаниями, аффилированными с британской ВР; переработка природного газа в СПГ проводится на предприятии мощностью 7,6 млн т (третья очередь мощностью 3,8 млн т – в стадии строительства); оператором является дочерняя компания ВР – BP Berau; добыча газа на этом месторождении составляет 31,1 млн м3 в день; 2020].
Корридор [объединяет газовые месторождения Сумпал и Субан, провинция Южная Суматра; общая площадь 2 тыс. км2; эксплуатируется компанией MedcoEnergi (54 %), испанской Repsol (36 %) и Pertamina Hulu Energi Corridor (10 %); добыча природного газа на этом месторождении составляет около 31,1 млн м3 в день].
Сакакеманг [провинция Южная Суматра; может быть интегрировано с расположенным недалеко «Корридором»; ожидаемые запасы природного газа – 56,6 млрд м3; операторы – консорциум испанской Repsol (45 %), малайзийской Petronas (45 %) и японской Mitsui Oil Exploration (10 %)].
Восточная Натуна [крупнейшее месторождение в районе архипелага Натуна, в Южно-Китайском море; запасы природного газа – 1,3 трлн м3; эксплуатация пока невозможна из-за высокого (72 %) содержания углекислого газа].
Индонезийское глубоководное (Макасарский пролив; запасы природного газа – 73,1 млрд м3).
Восточный Меракес [блок Восточный Сепинган; на шельфе в провинции Восточный Калимантан; с декабря 2018 разработкой занимается итальянская компания Eni (доля в месторождении 65 %); ведёт геологоразведку; с апреля 2021 Eni ведёт добычу природного газа в объёме 12,7 млн м3 в день (эквивалентно 85 тыс. баррелям нефти); природный газ поставляется по подводному 45-километровому газопроводу на плавающую платформу на месторождении Джангкрик (также под контролем Eni) для первичной переработки, откуда отправляется на побережье; Eni – крупнейший производитель природного газа на Калимантане: на двух месторождениях добывается до 21,2 млн м3 в день].
Джамбаран – Тиунг Биру (селение Бандунг-Реджо в кабупатене Боджонегоро, провинция Восточная Ява; эксплуатируется дочерней структурой государственной компании Pertamina – Pertamina EP Cepu; запасы природного газа на месторождении оцениваются в 34 млрд м3).
Махакам (находится на шельфе в кабупатене Кутей Картанегара, провинция Восточный Калимантан; эксплуатируется дочерней структурой госкомпании Pertamina – Pertamina Hulu Mahakam; добыча составляет 17,1 млн м3; 2020; запасы природного газа оцениваются в 155,7 млрд м3).
Сеноро-Тоили (кабупатен Бангей, провинция Центральный Сулавеси; эксплуатируется совместно дочерней структурой госкомпании Pertamina – Pertamina Hulu Energi и национальной частной компанией MedcoEnergi; добыча природного газа составляет 9,7 млн м3; 2019; природный газ поставляется на заводы по производству СПГ компании Donggi-Senoro и аммиака компании Panca Amara Utama).
Кангеан (находится на шельфе о. Мадура, в 90 км к северу от о. Бали, на глубинах 90–230 м; оператор – Kangean Energy Indonesia, дочернее предприятие компаний Energi Mega Persada, Mitsubishi Corporation и Japan Petroleum Exploration; добыча природного газа составляет 5,7 млн м3 в день; поставляется на Восточную Яву).
Потребление природного газа в Индонезии растёт на 9 % в год. С 2013 г. внутреннее потребление природного газа превосходит по объёму его экспорт.
C 2009 г. Министерство энергетики и минеральных ресурсов осуществляет программу газификации жилого сектора; к газовым сетям по всей Индонезии подключено 535,6 тыс. домохозяйств (2021). Основная часть потребляемого в стране природного газа используется в промышленности и энергетике, тогда как на домохозяйства приходится всего 730,6 тыс. м3 в день.
Поставкой газа промышленным предприятиям, электростанциям и частным потребителям занимается Perusahaan Gas Negara (PGN; 1965; дочерняя компания Pertamina; штаб-квартира – в Джакарте).
Значительная часть природного газа внутри страны также перевозится в сжиженном виде. СПГ производится на следующих предприятиях: Badak LNG (1977; г. Бонтанг; провинция Восточный Калимантан; крупнейший завод мощностью 22,5 млн т в год; на 70 % принадлежит госкомпании Pertamina), Tangguh LNG (2009; кабупатен Телук Бинтуни; провинция Западное Папуа; 3 очереди предприятия; на 40 % принадлежит британской BP; имеют мощность производства 11,4 млн т СПГ в год), Donggi-Senoro LNG (2015; кабупатен Бангей; провинция Центральный Сулавеси; мощность 2 млн т СПГ в год; ежедневно перерабатывает 7,1 млн м3 природного газа с месторождения Сеноро-Тоили и 2,4 млн м3 – с месторождения Матиндок; на 60 % принадлежит консорциуму японской Mitsubishi Corporation и корейской Korea Gas Corporation; основные рынки сбыта – Япония и Республика Корея).
В связи с истощением запасов природного газа на месторождении Арун в провинции Ачех местный завод по производству СПГ был перепрофилирован в предприятие по регазификации СПГ. Таким образом, в Индонезии действуют 3 завода по сжижению природного газа общей мощностью около 36 млн т в год (2021).
Добыча угля
Индонезия обладает большими запасами каменного угля разного качества (от малокалорийных до кокса и антрацита). Подтверждённые запасы – 38,8 млрд т (2021) сосредоточены на Калимантане (25,8 млрд т) и Суматре (13,0 млрд т).
В условиях хорошего спроса на внешнем и внутреннем рынке производство угля остаётся стабильно высоким (млн т): 2020 г. – 562,5 (7,3 % мирового производства), 2015 г. – 461,6.
По объёму экспорта Индонезия – мировой лидер (458,8 млн т, или почти треть мирового экспорта; 2019). По стоимости экспорта угля – вторая в мире (21,5 млрд долл.; на первом месте Австралия – 44 млрд долл., продающая дорогой коксующийся уголь). Основная часть добываемого угля отправляется на экспорт: из 562,5 млн т произведённого угля 405 млн т каменного угля на сумму 14,5 млрд долл. и 65 млн т лигнитов (бурого угля) на сумму 1,9 млрд долл. пошло на экспорт (2020). Основные покупатели индонезийского угля (млрд долл., 2020): Индия (3,4), Китай (2,65) и Япония (1,7).
Внутреннее потребление угля: 2020 г. – 132 млн т; 2015 г. – 86 млн т. Основными потребителями угля на местном рынке являются электростанции – 105 млн т (2020). Для получения лицензии на экспорт угледобывающие компании обязаны выполнить обязательства по поставкам угля на внутренний рынок, для электростанций госкомпании PLN.
В угольном бизнесе действует 3 типа компаний: государственные; частные, действующие на основании долговременных «рабочих контрактов угольных предприятий» (выдавались до конца 1990-х гг.); частные, работающие на основании лицензий на добычу полезных ископаемых (выдавались с 2009).
Основные предприятия угольной промышленности: Bukit Asam (1950; государственная; основной регион добычи – провинция Южная Суматра; более 4 % от общего объёма годового производства угля; 2020 – 24,2 млн т), Adaro Energy (1982; частная; основной регион добычи – провинция Южный Калимантан; 2020 – 46,75 млн т); Kaltim Prima Coal (1982; частная; дочерняя структура компании Bumi Resources с участием швейцарского и австрийского капиталов; основной регион добычи – провинция Восточный Калимантан; 2020 – 59,7 млн т); Kideco Jaya Agung (1982; частная; основной регион добычи – провинция Восточный Калимантан; 2020 – 33,0 млн т); Arutmin Indonesia (1981; частная; район добычи – Южный Калимантан; дочерняя структура Bumi Resources; 2020 – 21,0 млн т); Berau Coal Energy (1983; частная; основной регион добычи – провинция Восточный Калимантан; 2020 – 23,4 млн т), Borneo Indobara (частная; район добычи – Южный Калимантан; 2020 – 30,5 млн т).
Электроэнергетика
В период с 2011 по 2019 гг. производство электроэнергии в стране возросло с 188,4 до 281,8 млрд кВт·ч (из них 203,8 млрд кВт·ч пришлось на электростанции, расположенные на Яве). В этот же период потребление электроэнергии выросло со 158,7 до 247,7 млрд кВт·ч (из них 178,1 млрд кВт·ч – потребление на Яве).
Общая установленная мощность электростанций Индонезии в период 2011–2019 гг. возросла с 35,6 до 66,6 млн кВт (из них 39,7 млн кВт пришлось на электростанции, расположенные на Яве). Установленная мощность электростанций Индонезии по видам генерации (млн кВт; 2019): тепловые электростанции (ТЭС) – 58,5 (в том числе угольные – 34,8; газовые – 18,8; дизельные – 4,9); гидроэлектростанции (ГЭС) – 5,7; геотермальные электростанции – 2,0; прочие (солнечные, ветряные, мусорные электростанции) – 0,2 и др.
Главная государственная компания, обладающая монополией на распределение энергии в Индонезии и производящая бо́льшую часть электроэнергии в стране, – Perusahaan Listrik Negara (PLN; 1945; штаб-квартира – Джакарта).
Тепловая энергетика
Бо́льшая часть вырабатываемой электроэнергии в стране производится на ТЭС. Существуют различные типы тепловых электростанций на основе топлива (уголь, газ, дизельное топливо и др.). В Индонезии угольные электростанции существенно превалируют над газовыми.
Крупнейшие электростанции: «Бантен-1» (ТЭС «Суралая»; 1984; г. Чилегон, примерно в 150 км от Джакарты; общая установленная мощность 4,0 млн кВт, оператор Indonesia Power, дочерняя компания PLN; 8 блоков), энергетический комплекс Paiton (г. Проболинго, провинция Восточная Ява; 9 блоков общей мощностью 4,7 млн кВт).
Независимый производитель электроэнергии в составе комплекса Paiton – компания Jawa Power [совместное предприятие немецкой Siemens (50 % капитала), японской Marubeni Corporation, малайзийской YTL Power International (35 %), индонезийской Bumipertiwi Tatapradipta; мощность 1,2 млн кВт].
Развитие газовой генерации осложняется необходимостью перевода газа в сжиженное состояние с последующей перевозкой к месту регазификации. Однако его использование электростанциями снижает себестоимость производства электроэнергии. Электростанция Песангаран (о. Бали; оператор Perusahaan Listrik Negara; мощность 200 тыс. кВт) работает на трёх видах топлива: дизеле, морском судовом топливе и газе. Использование газа на 25 % снижает расход дизеля и обеспечивает меньше выбросов в атмосферу.
Возобновляемая энергетика
Общая установленная мощность ГЭС Индонезии составляет 5 млн кВт (около 5 % потенциала гидроэнергетики страны).
Крупнейшая ГЭС «Чирата» (Западная Ява, в 100 км к юго-востоку от Джакарты, мощность 1,0 млн кВт; оператор Pembangkitan Jawa Bali) находится на реке Читарум. Крупные ГЭС: «Сигура-гура» (мощностью 286 тыс. кВт) и «Тангга-гидро» (317 тыс. кВт) построены на реке Асахан для обеспечения электроэнергией алюминиевого завода компании Inalum в провинции Северная Суматра. Действует сооружённая ещё голландцами на реке Чикапундунг ГЭС «Бенгкок» (1923; Западная Ява, г. Бандунг, мощность 3,9 тыс. кВт), где себестоимость производства электроэнергии в 5 раз ниже, чем на дизельных электростанциях.
Индонезия – страна вулканов, и вынос тепла недр земли на поверхность имеет здесь повышенную интенсивность. Попытки использовать эту энергию предпринимались ещё голландскими властями в 1918 г. в районе кратера Камоджанг (провинция Западная Ява). Районы повышенной вулканической активности Западной Явы, Суматры, о. Бали, Северного Сулавеси, провинций Западная и Восточная Нуса-Тенгара наиболее перспективны для развития геотермальной энергетики.
По объёму установленных мощностей геотермальных электростанций Индонезия отстаёт от США и Филиппин, достигнув в 2021 г. показателя 2,1 млн кВт (крупнейшая геотермальная электростанция США «Гейзеры» с 22 турбинами, расположенная недалеко от Сан-Франциско, имеет мощность 1,5 млн кВт).
Компании в секторе геотермальной энергетики: Star Energy Geothermal (2003; крупнейший производитель геотермальной энергии в Индонезии; районы Салак и Дараджат, Западная Ява, и в районе Ваянг-Винду, к югу от Бандунга); Pertamina Geothermal Energy [2006; дочерняя компания Pertamina; действующие электростанции: Камоджанг (235 тыс. кВт) – Западная Ява; Улубеллу (220 тыс. кВт) – провинция Лампунг; Лахендонг (80 тыс. кВт) – провинция Северный Сулавеси; Сибаяк (12 тыс. кВт) – провинция Северная Суматра].
В провинции Южный Сулавеси функционирует единственная в Индонезии ветровая электростанция [2018; оператор – компания UPC Sidrap Bayu Energi (совместное предприятие UPC Renewables, Binatek Energi Terbarukan, AC Energy Holdings].
Крупнейшая солнечная электростанция находится в кабупатене Купанг, о. Тимор [оператор – Len Industri (Persero), мощность 5 МВт].
Чёрная металлургия
Несмотря на значительный рост металлургии (5,87 % в 2020), её вклад в ВВП страны (0,8 % в 2020) существенно уступает другим отраслям промышленности.
Железная руда
Запасы железной руды в Индонезии составляют 3 млрд т; коренные месторождения находятся в районах Центрального Сулавеси, на островах Себуку и Дераван провинции Южный Калимантан, в районе Чилачапа в центральной Яве, в районе Чилегона в провинции Бантен. Допускается экспорт концентрата железной руды при содержании железа не менее 50 %. Экспорт составляет 3,6 млн т на сумму 98 млн долл. (2020; менее 0,1 % мирового экспорта). Помимо железной руды, в Индонезии добываются также железистые пески с преобладанием в составе магнетита, титаномагнетита и ильменита с содержанием железа около 45 %. Их запасы 750 млн т, а ресурсы – 4,3 млрд т. Добыча железистых песков (используются в цементном производстве для выплавки стали) – 2,5 млн т (2019; 7,0 млн т в 2018).
Марганец
Добыча и переработка марганцевых руд пока развиты слабо. Запасы марганцевых руд в Индонезии не оценены. Основные районы добычи: Купанг (о. Тимор; провинция Восточная Нуса-Тенгара; самая богатая руда с содержанием марганца до 56 %; перерабатывается в силикомарганец и ферромарганец), Песаваран (провинция Лампунг; добывается мелкими старателями до 70 тыс. т в год), Клирипан (Особый округ Джокьякарта), Мартапура (провинция Южный Калимантан) и Тасикмалая (провинция Западная Ява). Первый завод (в промзоне Болок кабупатена Купанг Барат) построен компанией Gulf Mangan Grup, дочерним предприятием австралийской Gulf Manganese Corporation. Предприятия, имеющие или строящие мощности по переработке марганцевой руды, получают квоты на экспорт марганцевого концентрата с содержанием марганца не менее 49 %. В 2020 г. экспортировано 2,6 тыс. т марганцевого концентрата на сумму 1,4 млн долл. (доля страны в мировом экспорте мала).
Сталь
Общее потребление стали и стальных изделий в Индонезии составляет 15,0 млн т (в стране произведено 13,0 млн т, 5,6 млн т импортировано, экспорт стали составляет 3,6 млн т; 2020).
В результате импорта Индонезией дешёвой стали из Китая и Вьетнама в 2020 г. государственная компания Krakatau Steel (Persero) (KS; 1970; доля государства 80 %; штаб-квартира – г. Чилегон, провинция Бантен) оказалась на грани банкротства с общим долгом 2,2 млрд долл. Реструктуризация долгов компании позволила улучшить финансовое состояние KS. На конец 2020 г. общая мощность KS по производству стали была 3,15 млн т, однако всё производство составило 1,6 млн т (2,0 млн т в 2016; мощности загружены примерно на 50 %). Общие продажи стали KS – 1,65 млн т (из них 124,5 тыс. т приходится на экспортные поставки), холоднокатаного рулонного стального проката – 391 тыс. т (2020; 345 тыс. т в 2019), профильной стали – 33 тыс. т (2020; 20 тыс. т в 2019), горячекатаного проката (толщиной 0,18–25 мм и шириной 600–2060 мм) – 1,0 млн т (2020; 876 тыс. т в 2019), стальных труб – 88,3 тыс. т (2020; 87,6 тыс. т в 2019). Горячекатаный прокат используется, в частности, для производства на дочернем предприятии KS – KHI Pipe Industries (1972) стальных труб (объём поставок для местной нефтегазовой промышленности 36 тыс. т; экспортировано в Австралию 4,4 тыс. т; 2020).
В 2021 г. на предприятии в Чилегоне введён в строй второй стан горячего проката мощностью 1,5 млн т в год (позволило довести мощность производства горячекатаного рулонного стального проката на KS до 3,9 млн т в год). Потребности Индонезии оцениваются в 4,8–5,3 млн т (2021). Мощность KS в производстве холоднокатаного рулонного стального проката составляет 850 тыс. т, стальной проволоки – 450 тыс. т, стального прутка – 150 тыс. т, стального профиля – 150 тыс. т (2021).
Крупный производитель стали и продуктов из стали – предприятие Ispat Indo (1976; Сурабая, провинция Восточная Ява; низко- и высокоуглеродистая сталь, стальные болванки, слябы и проволока). Имеет 3 дочерние компании: Ispat Wire Products (1991; катанка для изготовления гвоздей, проволока и арматура), Ispat Panca Putera (2006; индустриальная зона Гресик; стальные болванки и арматура), Ispat Bukit Baja (1994; стальные уголки и швеллеры). Мощность превышает 700 тыс. т в год.
Другие сталелитейные предприятия: Gunung Raja Paksi [промзона Чикаранг Барат; провинция Западная Ява; мощность производства – 2,8 млн т стали и стальных изделий: болванок, уголков, швеллеров, двутаровых и сварных балок, проволоки, горячего и холодного проката и др.); общий объём производства снизился и составляет 995 тыс. т (2020; 1,15 млн т в 2019; основная часть продукции: стальные болванки – 566 тыс. т; 897 тыс. т в 2019), общие продажи предприятия – 613 млн долл. (2020; 823,5 млн долл. в 2019]; Gunawan Dianjaya Steel [1989; штаб-квартира – г. Сурабая; листовая сталь из импортных слябов; объём производства – 162,5 тыс. т (2020; 196,4 тыс. т в 2019); общие продажи – 89,3 млн долл. (2020; 160,5 млн долл. в 2019)], Jaya Pari Steel (1973; листовая сталь из слябов); Krakatau Posco (2010; совместное предприятие с корейской металлургической компанией POSCO; стальные слябы); Dexin Steel Indonesia [совместное предприятие сингапурской Delong Steel Group (дочерняя компания китайской Delong Holdings) – 60 %, японской Hanwa – 10 %, индонезийского индустриального парка «Моровали» и китайской Tsingshan Holding Group, построившей в индустриальном парке «Моровали» предприятие по производству ферроникеля и нержавеющей стали; производство сырой стали, стальных болванок и проволоки, слябов].
Крупнейший производитель стальных труб – компания Steel Pipe Industry of Indonesia (SPINDO; 1971; 6 заводов в провинциях Восточная и Западная Ява; на 57 % принадлежит Cakra Bhakti Para Putra; различные виды стальных труб; объём продаж 308 тыс. т в 2020; на 19 % меньше, чем в 2019).
Цветная металлургия
Основные предприятия цветной металлургии: Antam (1968; государственная компания; штаб-квартира – Джакарта; производство ферроникеля, золота, серебра), Vale Indonesia (1968; штаб-квартира – Джакарта; дочерняя компания бразильской Vale, производство никелевого штейна), Smelting [1996; Гресик, провинция Восточная Ява; совместное предприятие Freeport Indonesia (25 % акций), японской Mitsubishi Materials Corporation (60,5 % акций) и Newmont Nusa Tenggara; производство катодной меди], Indonesia Asahan Aluminium (Persero) (Inalum; 1976; государственная компания; производство первичного алюминия; комплекс из трёх заводов в провинции Северная Суматра; 2 электростанции на реке Асахан: Сигурагура и Танга общей мощностью 603 тыс. кВт; алюминиевые заготовки; установленная мощность 250 тыс. т алюминия в год).
Олово
Индонезия занимает серьёзные позиции в добыче и последующей переработке оловянной руды. Основные запасы оловянных руд сосредоточены на островах Банка (специальная зона добычи – 27,5 % его территории) и Белитунг, образующих провинцию Архипелаг Банка-Белитунг. Индонезийские месторождения являются продолжением оловянного пояса, проходящего через Юг Китая, Мьянму, Таиланд и Малайзию. Протяжённость индонезийской части около 800 км.
Разведанные запасы олова в пересчёте на металл составляют 900 тыс. т (хватит примерно на 10 лет с 2020). Всё индонезийское олово продаётся исключительно через Индонезийскую биржу по олову – ICDX (Indonesian Commodity and Derivatives Exchange), цены на которой выше, чем на Лондонской бирже металлов. От экспорта Индонезия получила 1,1 млрд долл. (2020).
Экспорт необработанной руды запрещён; из неё выплавляются слитки. В год производится около 90 тыс. т слитков (около четверти мирового производства; 372 тыс. т). Крупнейшим производителем олова является государственная компания Timah (Persero) (1968; штаб-квартира – г. Панкалпинанг; 2-я в мире после китайской Yunnan Tin; объём продаж – 55 тыс. т в год; 2020).
Бокситы
До введения запрета на экспорт необработанной руды в январе 2014 г. Индонезия произвела и экспортировала в 2013 г. около 60 млн т бокситов, целиком ушедших в Китай, поскольку своего глинозёмного производства в Индонезии не было. Разведанные запасы бокситов составляют 3,2 млрд т (более 10 % от мировых; должно хватить на 100 лет с 2014).
Производство бокситов в стране составляет 26 млн т (около 7 % мирового производства в 2020; 6-е место в мире, больше всех у Австралии – 105 млн т). При необходимости Индонезия может легко выйти на производство 40 млн т в год, но из-за квотирования экспорта добыча бокситов сдерживается. По квотам допускается экспорт бокситов с содержанием оксида алюминия (Al2O3) не менее 42 % (2021).
Месторождения концентрируются в основном в Западном Калимантане и на о. Бинтан (провинция Архипелаг Риау). Первый глинозёмный завод мощностью 1 млн т (строится вторая очередь) построен в Западном Калимантане компанией Cita Mineral Investindo (Harita Group). С него осуществляется экспорт глинозёма: 2020 г. – 900 тыс. т на сумму 259 млн долл.; 2019 г. – 1,0 млн т на сумму 388 млн долл. при общемировом экспорте 17,4 млрд долл. (доля Индонезии 2,2 %). При этом для алюминиевого завода госкомпании Inalum глинозём импортируется: 2019 г. – на сумму 211 млн долл. (1,2 % мирового экспорта глинозёма). В Западном Калимантане действует завод государственной компании Antam по производству специального глинозёма, используемого для выплавки особых сплавов.
Никель
На Индонезию приходится около трети всех мировых запасов никелевых руд. По данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов, подтверждённые запасы – 3,65 млрд т (в том числе 1,75 млрд с содержанием никеля более 1,7 % и 1,9 млрд – менее 1,7 %). Помимо никеля, эти руды содержат кобальт и железо. Индонезия – мировой лидер и по запасам собственно никеля в руде: 21 млн т (22 % мировых запасов).
Индонезия является мировым лидером в производстве никеля. Производство никеля составляет 771 тыс. т (2020; более 30 % мирового), экспорт – 1 млн т (2019). Добыто 52,7 млн т никелевой руды (2020; из неё произведено 1,45 млн т ферроникеля, 860 тыс. т никелевого чугуна, 91,7 тыс. т никелевого матте).
Основные месторождения никель-кобальтовых руд находятся на о. Сулавеси (провинции Центральный и Юго-Восточный Сулавеси), на Молуккских островах (Хальмахера, Оби, Серам) и в провинции Западное Папуа (о. Гаг). До 2014 г. переработкой никелевой руды в ферроникель занималась государственная компания Antam на заводе в Помала (провинция Юго-Восточный Сулавеси), в файнштейн, или никелевый матте (промежуточный продукт при производстве никеля), – Vale Indonesia на заводе в Сороако (провинция Южный Сулавеси). Добычу руды осуществляли десятки компаний, действующих на основе лицензий на горнодобычу, позволявших осуществлять экспорт руды.
Введённый 12 января 2014 г. полный запрет на экспорт руды стимулировал её переработку внутри страны и рост перерабатывающих заводов по производству никелевого чугуна и ферроникеля. Китайские компании Tsingshan Holding Group и Jiangsu построили заводы по производству ферроникеля и нержавеющей стали в Моровали (провинция Центральный Сулавеси) и Кендари (провинция Юго-Восточный Сулавеси). Крупнейшим заводом является Virtue Dragon Nickel Industry (2019; промышленная зона «Мороси», кабупатен Конаве, провинция Юго-Восточный Сулавеси; дочернее предприятие китайской никелевой корпорации Jiangsu Delong Nickel Industry; производство 600–800 тыс. т никелевого чугуна с содержанием никеля 10–12 %).
В июне 2021 г. в никелевой промышленности Индонезии произошёл технологический прорыв: на о. Оби (провинция Северное Малуку) компанией Halmahera Persada Lygend (Harita Group) введён в строй первый в стране завод, работающий по технологии гидрометаллургии. Завод стоимостью 1 млрд долл. будет потреблять 8,3 млн т руды и производить 246 тыс. т сульфата никеля и 32 тыс. т сульфата кобальта (необходимые элементы в производстве батарей для электромобилей).
Медный концентрат
Запрет на экспорт необработанной руды лишь частично коснулся медного концентрата.
Экспорт медной руды составляет 1,3 млн т на сумму 2,4 млрд долл. (2020; в 2019 сумма экспорта – 1,4 млрд долл.; 2,4 % от общемирового).
Основные производители: Freeport Indonesia (провинция Папуа; совместное предприятие государственного холдинга MIND ID – 51,2 % и американской Freeport-McMoran – 48,8 %) и Newmont Nusa Tenggara (о. Сумбава; в прошлом – дочерняя компания американской Newmont, в настоящее время принадлежит национальным компаниям Amman Mineral Internasional – 82,2 % и Pukuafu Indah – 17,8 %). На месторождении Грасберг концентрат обезвоживается и высушивается и морем отправляется на дальнейшую переработку, частично на предприятие Smelting (Гресик, провинция Восточная Ява), и на экспорт. Freeport Indonesia поставляет на переработку в Гресик 850–900 тыс. т концентрата. Основной продукт, производимый заводом в Гресике, – катодная медь (объём 300 тыс. т в год). Побочным продуктом является т. н. анодный шлам, получаемый в результате электролиза меди и содержащий частицы серебра и золота. Ежегодно на заводе Smelting образуется 2 тыс. т анодного шлама (экспортируется в Японию, где из него вырабатывают около 20 т золота).
Золото
Индонезия находится на 5-м месте в мире по запасам золота (тыс. т) – 2,6, уступая Австралии (11,0), России (6,8), ЮАР (5,0), США (3,0). Страна является крупным производителем золота, занимая в 2020 г., по данным Геологического агентства США, 12-е место в мире (86 т; 2,8 % годового производства золота в мире). Доля Индонезии в экспорте золота составляет 1,4 % (2020).
Районы добычи золота в Индонезии: г. Богор (о. Ява), провинции Ачех, Северная Суматра и Лампунг (о. Суматра), провинции Центральный и Восточный Калимантан (о. Калимантан), провинции Северный, Центральный и Южный Сулавеси (о. Сулавеси), провинция Западная Нуса-Тенгара (о-ва Ломбок и Сумбава), провинция Папуа.
Крупнейшие месторождения:
Грасберг (кабупатен Мимика, провинция Папуа; оператор Freeport Indonesia; продажи золота – 31 т; 2019);
Госовонг [о. Хальмахера, провинция Северное Малуку; оператор Nusa Halmahera Minerals – совместное предприятие Indotan Halmahera Bangkit (75 %) и госкомпании Antam (25 %); добыча около 6 т; 2019];
Бату Хиджоу (о. Сумбава, провинция Западная Нуса-Тенгара; оператор Newmont Nusa Tenggara; производство – около 2 т в год, запасы по состоянию на 2020 – 284 т);
Мартабе [Южный Тапанули, провинция Северная Суматра; оператор Agincourt Resources – совместное предприятие Danusa Tambang Nusantara (95 %) и правительства провинции и кабупатена Южный Тапанули (5 %); запасы – около 134 т; добыто 9,5 т; 2020];
Туджух Букит (кабупатен Баньюванги, провинция Восточная Ява; оператор Bumi Suksesindo: 99,9 % – Merdeka Copper Gold; ресурсы – 935 т; производство: 2020 – 4,9 т; 2019 – 6,9 т).
Серебро
Обычно добывается в Индонезии вместе с золотом на золотосеребряных гидротермальных месторождениях. Производство серебра составляет 338 т (2020; 1,35 % от общемирового; 488 т в 2019). Экспорт серебряных слитков в 2020 г. – 175 т на сумму 92 млн долл.; доля Индонезии в мировом экспорте 0,55 %.
Свинец
В стране добывается галенит, концентрат которого, при содержании свинца не менее 56 %, может экспортироваться. В 2020 г. экспортировано 11 тыс. т концентрата на сумму 20,5 млн долл. (18 тыс. т на сумму 29 млн долл. в 2019; вся мировая торговля 6 млрд долл.; доля Индонезии – около 0,5 %).
Производством чистого свинца занимается частная компания Trinitan Metals and Minerals (ТММ; 2009; входит в группу Trinitan Resourcetama Indonesia). Действующий завод мощностью 40 тыс. т в год выплавляет свинцовые чушки из концентрата, содержащего 62 % свинца, получаемого компанией Pelat Timah Nusantara из галенита с месторождения в районе Барру (провинция Южный Сулавеси). Используя технологию гидрометаллургии, ТММ собирается производить из свинцовых руд свинец и сурьму.
Цинк
Цинк содержится в свинцово-цинковых рудах, встречающихся в различных районах Индонезии: в провинциях Северная Суматра и Центральный Калимантан, на Молуккских островах (о. Ветар).
Экспорт цинкового концентрата составляет 35 тыс. т на сумму 21 млн долл. (2020; 52 тыс. т на сумму 33 млн долл. в 2019; мировой экспорт 11,1 млрд долл.; доля Индонезии – 0,3 %).
Наиболее активно работает компания с государственным капиталом Kapuas Prima Coal (2005; строит завод в Пангкалан Бун, провинция Центральный Калимантан, по переработке концентрата и производству цинковых болванок; получила экспортную квоту на вывоз концентрата). В 2020 г. компания произвела 46 тыс. т цинкового концентрата, который допускается к экспорту при содержании цинка не менее 51 %.
Цирконий
Добывается в небольших количествах в Центральном и Западном Калимантане; экспорт разрешён в виде концентрата. В стране действует 1 завод компании Monokem Surya (1989; частная; штаб-квартира – Джакарта; производство в провинции Западная Ява; цирконовая мука, цирконовый песок и силикат циркония).
Несмотря на скромные масштабы добычи, Индонезия занимает более 8 % мирового рынка: экспорт составляет 64 тыс. т на сумму 84 млн долл. (2020; 73 тыс. т на сумму 103 млн долл. в 2019).
Другие полезные ископаемые, в том числе такие как руды молибдена, тантала, ниобия, вольфрама, хрома и др., представлены в незначительных объёмах, хотя руды последнего, добываемые на о. Кабаэна (провинция Юго-Восточный Сулавеси), интенсивно используются в сталелитейном производстве в Моровали и Кендари.
Машиностроение
Автомобильная промышленность
Автомобильная промышленность является важным элементом высокотехнологичного производственного сектора страны. Индонезия занимает 2-е место по производству автомобилей в Юго-Восточной Азии (после Таиланда).
Ещё в годы правления Сухарто (1967–1998) в стране было налажено автосборочное производство, которое осуществляют 20 предприятий мощностью около 2,2 млн автомобилей [преимущественно японских марок: Toyota (34,5 % проданных автомобилей; 2017), Honda и Daihatsu (17,3 %), Mitsubishi (11,3 %) Suzuki (10,4 %)] в год.
Крупнейшим производителем автомобилей, в том числе марки Toyota, является конгломерат Astra International (1957; штаб-квартира – Джакарта; занимает около 60 % внутреннего рынка; одна из крупнейших публичных компаний в листинге Индонезийской фондовой биржи; производство и дистрибуция автомобилей). В состав корпорации входят компании: Toyota-Astra Motor (1971; совместное предприятие с японской Toyota Motor Corporation; завод в Караванге, провинция Западная Ява), Astra Daihatsu Motor (1992; совместное предприятие с японской Daihatsu; завод в Караванге, провинция Западная Ява), Isuzu Astra Motor Indonesia (1974; совместное предприятие с японской Isuzu; завод в Караванге, провинция Западная Ява).
Развивается производство узлов и деталей автомашин внутри страны. В производстве автомобильных компонентов участвуют 1550 предприятий с общим числом занятых 400 тыс. человек (2017). Лидирующее предприятие по производству автомобильных запчастей: Astra Otoparts (1976; дочерняя компания Astra International).
За 20 лет продажи мототехники в стране возросли с 1,4 млн до 5,9 млн ед. в год. Крупнейший производитель мотоциклов и скутеров: Astra Honda Motor (1971; совместное предприятие Astra International и японской Honda Motor; 74,5 % всех продаж мототехники). Общие установленные мощности трёх заводов компании (Караванг, Чикаранг и Джакарта) 5,8 млн ед.
Часть собираемых в стране автомобилей экспортируется: в 2020 г. – на сумму 3 млрд долл. Индонезия также экспортирует грузовики (2019 – 248 млн долл.) и мотоциклы (2019 – 1,4 млрд долл.). Для автосборки Индонезия осуществляет импорт автозапчастей и различных узлов и компонентов для автомобилей: в 2019 г. – на 3,3 млрд долл. (около 0,8 % мирового рынка). Одновременно в стране производятся различные автозапчасти, идущие на экспорт: в 2019 г. – на 1,6 млрд долл.
Судостроение
Развита судостроительная промышленность: 250 предприятий, располагающих производственными мощностями для постройки новых судов в 1 млн дедвейт (Двт) и ремонта старых в 12 млн Двт (2022).
Крупнейшей судостроительной верфью страны является Penataran Angkatan Laut [PAL Indonesia (Persero); 1939; государственная; штаб-квартира – г. Сурабая; гражданские и транспортные суда, танкеры, сухогрузы, военные патрульные корабли, ракетные катера длиной до 60 м; с 2011 – военно-транспортные корабли типа SSV (Strategic Sealift Vessel) длиной 123 и шириной 21,8 м]. В 2019 г. PAL приступила к сборке подводных лодок типа «Чанбого» производства южнокорейской компании Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. В 2021 г. на верфях PAL для нужд ВМС Индонезии запланировано строительство корабля класса «фрегат». Предприятие производит также энергетическое оборудование, в том числе паровые турбины мощностью до 600 тыс. кВт.
Важное место в отрасли занимает компания Lundin Industry Invest (2003; частная; быстроходные катера военного назначения, в том числе т. н. катера-танки). В 2021 г. для ВМС Индонезии построен ракетный катер типа «тримаран» длиной 62,5 м и шириной 16 м, с максимальной скоростью 30 узлов и оснащённый китайским вооружением.
Авиастроение
Лидирующее предприятие авиастроения – Dirgantara Indonesia (Persero) [1976; государственное; штаб-квартира – г. Бандунг; производство по лицензии коммерческих и военных самолётов и вертолётов (в том числе по лицензии испанской фирмы CASA, с которой в 1980-е гг. совместно создан военно-транспортный самолёт СН-235), компонентов к ним]. Продукция экспортируется в страны Африки (Сенегал, Буркина-Фасо) и Азии (Республика Корея, Малайзия, Бруней, ОАЭ, Пакистан). Новый турбовинтовой самолёт «Нуртанио-219» на 19 мест с дальностью полета около 1 тыс. км находится на стадии испытаний.
На Dirgantara Indonesia разработан военный беспилотный летательный аппарат размером 8,7 м, способный подниматься на высоту до 6 тыс. м, развивать скорость до 235 км/час, нести нагрузку до 300 кг, включая 70-мм ракеты, производящиеся на этом же предприятии. В 2020 г. совершён первый полёт, должен быть принят на вооружение в 2024 г.; другое назначение – борьба с лесными пожарами. На Dirgantara Indonesia по лицензии собираются вертолёты типа «Белл» и «Супер-Пума» (поставляются для нужд Национальной армии Индонезии).
Производство электроники и электротехники
Индонезия является крупным экспортером электронной и электротехнической продукции, осуществляя сборку готовых изделий из зарубежных компонентов японских, китайских и южнокорейских компаний. Но в стране постепенно налаживается производство компонентов этой техники, стоимость которых в готовом изделии должна быть не менее 30 %.
Экспорт электронной и электротехнической продукции составляет 5,1 млрд долл. (2020; из них 1,1 млрд долл. в Японию).
Осуществляется сборка мобильных телефонов, однако значительная их часть импортируется: в 2020 г. – 8,3 млрд долл. (из них 5 млрд долл. приходится на импорт из Китая).
Особое место в электронной промышленности Индонезии занимает государственное предприятие Len Industri (Persero) (основано в 1965 как Национальный электротехнический институт; штаб-квартира – г. Бандунг; производит различное телекоммуникационное и навигационное оборудование для нужд обороны страны, энергетическое оборудование, в том числе для аккумулирования и преобразования солнечной энергии, оборудование для контроля за транспортом и др.).
В августе 2021 г. запущен созданный Len Industri Центр контроля за транспортом Пурвокерто в Центральной Яве, который должен обеспечивать безопасность движения местного участка железнодорожной магистрали компании Kereta Api Indonesia. В июле 2021 г. Len Industri назначена правительством интегратором создания и развития промышленности производства радаров, рассматриваемых в качестве важного инструмента обеспечения безопасности и территориальной целостности Индонезии.
Основные местные производители: Sat Nusapersada (1990; завод в г. Батам; высокотехнологичная электроника, робототехника), Maspion Group (1967; заводы в Восточной Яве и Джакарте; производство холодильников, кондиционеров, стиральных машин и др.), Hartono Istana Technology (1975; телевизоры, радио, мобильные телефоны, холодильники, кондиционеры), Denpoo Mandiri Indonesia (1990; 4 завода в Западной Яве; производство холодильников, кондиционеров, стиральных машин и т. д.).
На рынке электроники и электротехники важное место занимают международные корпорации: Toshiba (завод стиральных машин в Восточной Джакарте), Sharp (завод холодильников и стиральных машин в Караванге, провинция Западная Ява), Foxconn (завод телефонов в Бантене), Panasonic (Чибитунг, провинция Западная Ява), LG Electronics (Чибитунг), Samsung, Omron, Haier, Matsumoto Electronic Indonesia (все – в Бекаси).
Прочие отрасли машиностроения
Среди прочих отраслей машиностроения представлены: производство железнодорожных вагонов [лидирующее предприятие – INKA (1981; государственное; штаб-квартира – г. Мадиун, Восточная Ява, поставляет вагоны на внутренний рынок и на экспорт, в Бангладеш и страны АСЕАН)], тяжёлое машиностроение (горнопромышленная, строительная, сельскохозяйственная техника, погрузочно-разгрузочное оборудование) – Intraco Penta (1970; частная; штаб-квартира – Джакарта).
Действует ассоциация тяжёлого машиностроения Индонезии (HINABI; 1983; штаб-квартира – Джакарта; цель – развитие национальной тяжёлой промышленности; объединяет строительство и горное дело, дорожное строительство, погрузочно-разгрузочное оборудование, изготовление запчастей и крепёжного оборудования).
Химическая промышленность
Нефтехимическая промышленность
Лидером отрасли является компания Chandra Asri Petrochemical (основана в 1989 фирмой Barito Pacific; штаб-квартира – Джакарта; полиэтилен низкой и высокой плотности, этилен, пропилен, пиролизный бензин, сырой бутадиен, полипропилен). Ей принадлежит завод по производству полиэтилена (производственная мощность 736 тыс. т; 2020).
В кабупатене Чилегон провинции Бантен расположена единственная в Индонезии установка по крекингу нефти и производству этилена (мощность – 860 тыс. т в год), пропилена (470 тыс. т), пиролизного бензина (400 тыс. т) и cырого бутадиена (смесь бутадиена с метилпропаном, бутеном и бутаном; 137 тыс. т).
Крупным производителем полиэтилена является компания Lotte Chemical Titan (1987; с южнокорейским капиталом; завод в провинции Бантен).
Производством полипропилена занимаются Pertamina EP (2005; дочерняя компания Pertamina; установленная мощность – 42 тыс. т в год), Polytama Propindo (1993; установленная мощность – 300 тыс. т в год; завод в кабупатене Индрамаю, провинция Западная Ява).
Ведущие компании по производству синтетических волокон: Polychem Indonesia (этиленгликоль, полиэстеровые и нейлоновые нити), Indo-Rama Synthetics (входит в состав корпорации Indo-Rama, штаб-квартира – Сингапур; 3 завода по производству полиэстера, полиэфирных штапельного волокна нитей, смол и текстильной стружки), Tifico Fiber Indonesia (1975; штаб-квартира – Тангеранг; полиэстеровая нить, полиэстеровое волокно, полиэстеровая стружка).
Производство удобрений
Важная подотрасль химической промышленности страны. Основное предприятие – государственная компания Pupuk Indonesia, в её состав входят: Petrokimia Gresik (1972; г. Гресик, провинция Восточная Ява; производство мочевины, фосфорных удобрений, сульфата аммония, тройного суперфосфата, азотно-фосфорно-калийных удобрений), Pupuk Kujang (1975; кабупатен Караванг, провинция Западная Ява; мочевина, азотно-фосфорно-калийные удобрения), Pupuk Kaltim (1977; Бонтанг, провинция Восточный Калимантан; мочевина, азотно-фосфорно-калийные удобрения), Pupuk Iskandar Muda (1982; провинция Ачех; мочевина), Pupuk Sriwidjaja Palembang (1959; мочевина и аммиак). На предприятиях Pupuk Indonesia производятся также серная, фосфорная кислота и фторид алюминия.
Установленные мощности производства по мочевине составляют 9,4 млн т, суперфосфату – 500 тыс. т, сульфату аммония – 750 тыс. т, тройному суперфосфату – 500 тыс. т, азотно-фосфорно-калийным удобрениям (АФК) – 3,4 млн т. Основная часть производимых холдингом удобрений субсидируется государством и продаётся крестьянам c наделами менее 2 га по ценам существенно ниже рыночных.
Производство удобрений составляет 12,3 млн т (2020; из них: мочевины – 8,0 млн т, азотно-форфорно-калийных удобрений – 3,0 млн т, суперфосфата – 452,0 тыс. т, сульфата аммония – 795,9 тыс. т, сульфата калия – 9,7 тыс. т). На предприятиях госхолдинга произведено 6 млн т аммиака, 853,1 тыс. т серной и 281,9 тыс. т фосфорной кислоты (2020). Таким высоким объёмам способствовало введение в строй новых заводов холдинга: по производству азотно-фосфорно-калийных удобрений (2018) в г. Гресик, провинция Восточная Ява, и мочевины (2020) в г. Палембанг, провинция Южная Суматра.
Каучуковая промышленность. Шинное производство
По производству натурального каучука Индонезия занимает 2-е место в мире (после Таиланда). Основная его часть (до 85 %) сосредоточена в крестьянских хозяйствах. Собранный в них латекс перерабатывается в каучуковую крошку, которая используется в промышленности или экспортируется. В стране принят стандарт качества натурального каучука – SIR (Standard Indonesian Rubber).
Производством натурального каучука занимаются 163 предприятия с числом занятых 60 тыс. человек; объём производства – 3,3 млн т (2019). Ведущий производитель натурального каучука ‒ компания Royal Lestari Utama (2015; совместное предприятие Barito Pacific Group, Индонезия, и Michelin Group, Франция; штаб-квартира – Джакарта).
Экспорт каучуковой крошки составляет 2,2 млн т на сумму 2,9 млрд долл. (2020; 2,4 млн т на сумму 3,4 млрд долл. в 2019).
Около половины внутреннего потребления натурального каучука (250 тыс. т) приходится на шинное производство. Производством различного рода шин занимаются 14 предприятий с установленной годовой мощностью 77 млн шин для автомобилей и автобусов и 64 млн шин для мототранспорта (2016). Для повышения качества продукции производители импортируют синтетический каучук в объёме до 400 тыс. т в год. В Индонезии представлены практически все основные мировые производители шин. Примерно 70 % производимых шин идёт на экспорт: 2020 г. – 1,5 млрд долл., 2019 г. – 1,7 млрд долл. (около 2 % мирового рынка). Так, экспортируется более 90 % шин, производимых заводом компании Hankook Tires Sales Indonesia (Чикаранг, провинция Западная Ява; мощность 6 млн шин в год).
Одним из крупнейших изготовителей шин не только в Индонезии, но и в Юго-Восточной Азии является предприятие Gajah Tunggal [1951; автомобильные шины (в том числе радиальные), шины для мотоциклов, синтетический каучук, шинный корд]. Другие значимые национальные производители автошин: компания Multistrada Arah Sarana [1988; входит в группу компаний Michelin Group (Франция); марки «Ахилес» – для автомашин, грузовиков и автобусов, «Корса» – для мотоциклов], Industri Karet Deli (1956; г. Медан, провинция Северная Суматра; бренды шин Deli, Delium, Swallow).
Крупнейшие иностранные компании – производители шин: Goodyear Indonesia (1917; в составе американской компании Goodyear Tire and Rubber Company), Bridgestone Tire Indonesia (1973; совместное предприятие японской компании Bridgestone Corporation и индонезийской Sinar Bersama Makmur), Sumi Rubber Indonesia (1995; бренд Dunlop, входит в состав Sumitomo Rubber Industries).
На производстве мотоциклетных шин и камер специализируются предприятия: Suryaraya Rubberindo Industries (1991; дочернее предприятие производителя автомототехники Astra Honda Motor), United Kingland (1977; Серанг, провинция Бантен), Pentasari Pranakarya (1991; г. Семаранг, провинция Центральная Ява), Banteng Pratama Rubber (1981; район Читуруп, кабупатен Богор).
Фармацевтическая промышленность
В отрасли работает 227 предприятий (из них 167 – частные национальные; 48 – с участием иностранного капитала; 8 – государственные; 4 – принадлежат Национальной армии Индонезии). Производство лекарств осуществляется на 95 % на основе импортного сырья (из них 60 % – из Китая, 30 % – из Индии, 10 % – из стран Европы). Лишь 7 местных компаний производят лекарственное сырьё, в том числе государственная Kimia Farma [основана в 1817 голландской колониальной администрацией и впоследствии национализирована; первая фармацевтическая компания Индонезии; штаб-квартира – Джакарта; в 2001 провела IPO, в результате которого у государства осталось 90 % акций; заводы в Джакарте, Бандунге (провинция Западная Ява), Семаранге (провинция Центральная Ява), Ватудаконе (провинция Восточная Ява), Банжджаране (провинция Западная Ява) и Денпасаре (провинция Бали)].
Внутренний рынок лекарств составляет 6,3 млрд долл. (2019). Около четверти рынка (24,5 %) занимают пять ведущих фармацевтических компаний: частная Dexa Medica (1969; заводы в г. Палембанг, провинция Южная Суматра, Чикаранге и Караванге, провинция Западная Ява) – 6,1 %, частная Sanbe Farma (1975; Бандунг, провинция Западная Ява; 8 предприятий, включая пенициллиновый завод, авторизованный ВОЗ) – 5,4 %, частная Kalbe Farma (1966; штаб-квартира – Джакарта; 17 тыс. занятых; фабрика в г. Бекаси) – 5,3 %, государственная Kimia Farma – 3,9 %, государственная Bio Farma (1890; штаб-квартира – г. Бандунг, провинция Западная Ява; производство вакцин; авторизована правительством на импорт всех зарегистрированных в Индонезии вакцин против коронавирусной инфекции COVID-19) – 3,8 %. Действуют Indofarma (1918; государственная; штаб-квартира и производство в г. Бекаси), Pyridam Farma (1976; публичная; лекарства и медицинское оборудование).
Экспорт медицинских препаратов, включая ветеринарные, составляет 635,6 млн долл. (2020).
Химия тонкого органического синтеза
Производство в Индонезии моющих средств и косметики осуществляется на основе пальмового масла, получаемого из масличной пальмы. Этот сектор промышленности начал развиваться голландцами в числе первых. Установленная мощность предприятий олеохимии в Индонезии составляет 23,3 млн т в год (2021), включая 12 млн т – производство биодизеля. Экспорт продукции олеохимии 3,85 млн т на сумму 2,6 млрд долл. (2020).
Главными производителями являются: Unilever Indonesia (1933; бренды: Pepsodent, Lux, Lifebuoy, Dove, Sunsilk, Clear, Rexona, Vaseline, Rinso, Molto, Sunlight, Wall's, Royco, Bango и др.), Musim Mas (1932; штаб-квартира – Сингапур; производство пальмового масла; мощность завода – 450 тыс. т; продукция экспортируется в 80 стран мира), Ecogreen Oleochemicals Batam (1991; штаб-квартира – Сингапур; производство жирных кислот; мощность – 419 тыс. т).
Индонезия является крупным производителем жирных спиртов, используемых в производстве жидких моющих средств, косметики, продуктов питания, растворителей. Жирные спирты выпускаются тремя предприятиями: Ecogreen Oleochemicals Batam, Musim Mas и Bakrie Sumatera Plantations (1911; дочерняя компания Bakrie Group; штаб-квартира – кабупатен Асахан, провинция Северная Суматра; натуральный каучук, пальмовое масло).
Лесная промышленность
Лесная и деревообрабатывающая промышленность
Лесная и деревообрабатывающая промышленность находится под жёстким контролем государства. Экспорт необработанной древесины запрещён; основная доля древесины (около 85 %) добывается в посаженных лесах. Девственные природные леса активно разрабатываются только на островах Калимантан и Новая Папуа.
В 2020 г. в общей сложности заготовлено 61 млн м3 древесины (52,6 % – дерево акации), из них 41,7 млн м3 приходится на Суматру (69,3 % – дерево акации), 9,7 млн м3 – на Калимантан (36 % – «красное» дерево меранти) и 7,8 млн м3 – на Яву (древесина различных пород).
Деревообрабатывающая промышленность (имеет право работать только с легально полученной древесиной, имеющей сертификат подтверждения SVLK) производит (2020): 21,5 млн м3 щепы (20,9 млн м3 приходится на Суматру), 3,9 млн м3 фанеры (2,6 м3 – Ява и 1,0 м3 – Калимантан), 3,7 млн м3 пиломатериалов (2,6 млн м3 – Ява и 0,5 млн м3 – Суматра), 2,0 млн м3 шпона (1,1 млн м3 – Ява, 0,3 млн м3 – Малуку; 0,3 млн м3 – Новая Гвинея; 0,3 млн м3 – Калимантан, 0,3 млн м3 – Суматра), 0,7 млн м3 древесно-волокнистых плит (на Суматре).
В области деревообработки действует множество микро- и малых предприятий, численность которых составляет 632,2 тыс. (60 % сосредоточено на Яве). Поскольку получение легальной древесины с официальных концессий, как правило, находящихся за пределами Явы, для них затруднено, последние два десятилетия преимущественно на Яве развивается крестьянский бизнес по выращиванию деловой древесины, для целей которого используются быстрорастущие породы деревьев, завезённые в Индонезию из Южной Америки и других регионов Азии: бальса (охрома); кадамба из семейства мореновых (jabon), альбиция, или шёлковое дерево (sengon). Ежегодные поставки составляют не менее 6 млн м3.
Значительная часть продукции деревообработки идёт на экспорт: в 2020 г. в стоимостном выражении – 6,2 млрд долл. (в том числе 1,9 млрд долл. пришлось на шпон, фанеру и аналогичные стройматериалы).
Мебельная промышленность
Крупным сектором индонезийской промышленности является изготовление мебели. В зависимости от применяемого сырья выделяется 3 производственных направления: деревянная мебель, плетёная мебель из ротанга и других материалов для плетения, мебель из искусственных материалов, в том числе из металла.
Ведущие производители мебели: Chitose Internasional (1979; завод в г. Чимахи), GGS (1984; Джакарта).
Объём экспорта мебели и её частей (включая матрацы) составляет 2,2 млрд долл. (2020; 1,9 млрд долл. в 2019). Более половины экспорта (1,24 млрд долл.) пришлось на рынок США. Знамениты своими работами резчики по дереву из Джепара (провинция Центральная Ява; работают преимущественно с тиком) и с о. Бали. Помимо собственно мебели, в этих районах изготавливаются резные деревянные панно и статуэтки.
Целлюлозно-бумажная промышленность
Существующие запасы древесины создают хорошие условия для развития целлюлозно-бумажной отрасли, развитие которой началось в Индонезии в 1970-е гг. В стране действуют 84 предприятия мощностью производства 11 млн т целлюлозы и 16 млн т бумаги. Осуществляется производство древесной целлюлозы (8,2 млн м3 в 2020; на Суматре; экспорт 2,5 млрд долл.).
Отрасль обеспечивает 6,3 % стоимости продукции национальной обрабатывающей промышленности. В ней напрямую занято 260 тыс. человек, опосредованно – более 1 млн (2019). Среди крупнейших предприятий – Asia Pulp & Paper (APP) Sinar Mas (1972; штаб-квартира – Джакарта; дочерняя компания Sinar Mas Group; бумага для печати и письма, потребительская и промышленная упаковка, бумажные салфетки; 7 заводов, включая целлюлозный завод в Южной Суматре мощностью 2,5 млн т в год) и целлюлозно-бумажный комбинат Riau Andalan Pulp & Paper (1992; дочерняя компания сингапурской Asia Pacific Resources International; производство бумаги и целлюлозы; завод в провинции Джамби с установленной мощностью производства 1,1 млн т целлюлозы в год и 2,8 млн т бумаги в год).
Производство бумаги 13,3 млн т (2020; 13,6 млн т в 2019; из них 52,4 % приходится на бумагу, предназначенную для использования в промышленности; 34 % – на писчую бумагу; 8,3 % – на различного рода салфетки). Производство целлюлозы, используемой для производства бумаги, – 11 млн т (2020).
По объёму производства бумаги Индонезия находится на 8-м месте в мире, по производству целлюлозы – на 6-м (2020). Экспорт бумаги и картона 4,3 млрд долл. (2020; 4,5 млрд долл. в 2019; 2,4 % мирового экспорта).
Промышленность строительных материалов
Цементная промышленность
Важная отрасль промышленности – производство цемента (выросло за 2008–2019 с 38 млн т до 76,4 млн т).
Основные производители: Semen Indonesia Group [SIG; государственный холдинг, созданный на базе цементной госкомпании Gresik; 1957; основные компании, входящие в холдинг: Semen Padang (8 цементных заводов в районе Индарунг, провинция Западная Суматра, общей мощностью 8,0 млн т), Semen Gresik (5 заводов в кабупатене Рембанг, провинция Центральная Ява, и в кабупатене Тубан, провинция Восточная Ява, общей мощностью 17,7 млн т), Semen Tonasa (4 завода в кабупатене Пангкеп, провинция Южный Сулавеси, общей мощностью 7,4 млн т), Solusi Bangun Indonesia (1971; ранее известна как Holcim Indonesia; 4 цементных завода мощностью 14,5 млн т в год в провинциях Западная Ява, Центральная Ява, Восточная Ява, Ачех); общие мощности холдинга – 52,6 млн т, включая дочернее предприятие Thang Long Cement во Вьетнаме мощностью 2,3 млн т]; Indocement Tunggal Prakarsa [1975; 13 цементных заводов (10 – кабупатен Богор, провинция Западная Ява; 2 – кабупатен Чиребон, провинция Западная Ява; 1 – кабупатен Котабару, провинция Южный Калимантан) общей мощностью 25,5 млн т].
Потребление цемента внутри Индонезии составляет 62,7 млн т (2020; 70 млн т в 2019), мощности производства – 115,3 млн т (2020). Цементные предприятия Индонезии в 2020 г. были загружены на 63% своих мощностей.
Экспорт цемента – 9,6 млн т на сумму 319,9 млн долл. (2020; 7,1 млн т на сумму 276,3 млн долл. в 2019). Импорт за 10 лет сократился с 1,9 млн т в 2011 г. до 3,6 тыс. т в 2020 г.
Строительство
Один из наиболее динамично развивающихся секторов индонезийской экономики. За 20 лет его доля в ВВП страны выросла вдвое: с 5,5% в 2000 г до 11,1% в 2020 г. Строительный рынок составляет 11% ВВП страны (110 млрд долл.).
В секторе зарегистрировано 168,9 тыс. предприятий с числом постоянно занятых 1,1 млн человек, ещё 1,4 млн человек трудится подённо (2020). Особое внимание уделяется строительству транспортной инфраструктуры. Важным событием стало сооружение метрополитена в Джакарте (заложен в 2013). Первая очередь протяжённостью 15,7 км введена в строй в марте 2019 г.
Лёгкая промышленность
Текстильная и швейная промышленность
В общем объёме промышленного производства Индонезии (помимо нефтегазовой промышленности) на текстильную и швейную промышленность приходится 6,8 % стоимости произведённой продукции (2020; 13,2 млрд долл.).
В 2018 г. на крупных и средних предприятиях текстильной и швейной отраслей (включая пошив одежды) работало 1,4 млн человек (22,7 %) из 6,1 млн занятых в обрабатывающей промышленности (вне нефтегазовой). На микро- и малых предприятиях в этом секторе работало 1,5 млн человек (16,0 %) из 9,4 млн занятых. Таким образом, в целом в текстильной и швейной отраслях работает 2,9 млн человек (18,7 %) из 15,5 млн занятых в обрабатывающей промышленности.
В Индонезии действуют 33 предприятия по производству текстильного волокна общей мощностью 3,3 млн т в год (из них на предприятия по производству синтетического волокна приходится 1,3 млн т; 2020). Мощности по производству полиэфирного волокна составляют 840 тыс. т в год (2020; используются на 30–40 %). Ряд компаний инвестировали значительные средства в расширение производства, например, Asia Pacific Fibers (1984) вложила 400 млрд рупий в увеличение мощности двух фабрик в г. Караванг (провинция Западная Ява) и г. Семаранг (провинция Центральная Ява) со 148 до 198 тыс. т.
Производство вискозного волокна контролируют компании: South Pacific Viscose (1982; частная; дочерняя компания австрийской Lenzing Gruppe), Indo-Bharat Rayon (1980; частная; дочерняя компания Aditya Birla Group), Rayon Utama Makmur (2018; дочерняя компания Sri Rejeki Isman), Asia Pacific Rayon [дочерняя структура сингапурской компании Royal Golden Eagle; первый полностью интегрированный производитель вискозного волокна в Азии – от плантаций до готового волокна; завод мощностью 300 тыс. т в кабупатене Пелалаван, провинция Риау; обеспечивается сырьём с крупнейшего в Азии целлюлозно-бумажного комбината компании Asia Pacific Resources International Limited (APRIL); производит натуральную и биоразлагаемую вискозу, используемую в текстильных изделиях и средствах личной гигиены].
Общие мощности производства вискозного волокна 856 тыс. т (2020; 660 тыс. т в 2019 при внутреннем потреблении 357 тыс. т). Экспорт вискозного волокна – 352 тыс. т, импорт – всего 49 тыс. т (2019).
Среди предприятий текстильной промышленности есть интегрированные компании, осуществляющие производство текстильных нитей и тканей из волокна, а также окраску ткани. Одной из таких компаний является Unitex [1971; с участием японской Unitika – 69,4 % акций; мощность производства: 1200 катушек пряжи (каждая 181,44 кг), 1,5 млн м ткани (производство и окраска) в месяц].
Лидеры текстильной и швейной промышленности Индонезии: компания Sri Rejeki Isman (бренд Sritex; 1966; все виды производства, от изготовления пряжи до готовой одежды), группа компаний Duniatex (1974; производство ткани и готовых изделий), Shinta Indah Jaya (1971; трикотажные ткани из полиэстера и нейлона).
Среди производителей готовой одежды выделяются: компания Pan Brothers (1980; мощности производства: 117,0 млн ед. готовой одежды в год; продажи составляют 684,9 млн долл., прибыль – 19,4 млн долл.; 2020; осуществляют пошив одежды, в том числе по заказам мировых брендов: Adidas, Macy’s, Uniqlo и др.).
В производстве батика страна является мировым лидером. Рубашки из батиковых тканей являются в Индонезии одеждой для официальных мероприятий.
Экспорт текстильной и швейной продукции составляет 10,6 млрд долл. (2020; 12,9 млрд долл. в 2019), из них 7,0 млрд долл. приходится на экспорт готовой одежды (2020; 8,6 млрд долл. в 2019).
Обувная промышленность
В обувной промышленности главную роль играют крупные предприятия, как правило, с участием южнокорейского и тайваньского капиталов, занятые производством брендовой спортивной обуви фирм Nike, Adidas и других с ориентацией на экспорт. Всего действует 396 крупных обувных предприятий мощностью 560,0 млн пар брендовой обуви в год, в отрасли работает 578,1 тыс. человек (2020).
Доля Индонезии в мировом экспорте обуви около 3 % (2020). Основные предприятия: Nikomas Gemilang (1989; дизайн и производство обуви), Glostar Indonesia (2007), Pou Chen Corporation (1969; производство спортивной обуви).
Общее производство обуви составляет 1,4 млрд пар (2018; 4,6 % мирового производства), из них 886 млн пар потребляется в самой Индонезии. Экспорт спортивной обуви – 3,3 млрд долл., из них 1,0 млрд приходится на США (2020).
Пищевая промышленность
Пищевая промышленность является одним из наиболее динамично развивающихся секторов обрабатывающей промышленности (рост 7,2 % в 2019). Объём экспорта – 31,1 млрд долл. (20,1 % всего экспорта промышленной продукции, исключая нефтегазовую промышленность). В отрасли занято 4,6 млн человек (2020; 29,7 % всех занятых в обрабатывающей промышленности).
Одной из старейших подотраслей является производство сахара из сахарного тростника. Общая численность сахарных заводов – 62 (в том числе 50 государственных). Производство тростникового сахара снижается в результате сокращения плантаций сахарного тростника: с 2,5 млн т в 2015 г. до 2,1 млн т в 2020 г. при потребности страны 2,7 млн т (1,4 млн т потребляется населением, 1,3 млн т – предприятиями пищевой промышленности). В рамках программы достижения самообеспечения сахаром строятся новые современные заводы. Запущен завод компании Kebun Tebu Mas (2017; Нгимбанг, Восточная Ява, производительность – 4,4 млн т в год).
Основные компании: Nestlé Indonesia (1971; штаб-квартира – Джакарта; кофе, напитки, детские смеси), Indolakto (1967; штаб-квартира – Джакарта; молоко, сухое молоко) и Indofood CBP Sukses Makmur (1982; штаб-квартира – Джакарта; производство лапши, соусов, молочных продуктов), Frisian Flag Indonesia (1922; дочерняя структура нидерландской FrieslandCampina; первый завод молочных продуктов работает с 1969).
Лапша быстрого приготовления является одним из основных продуктов питания. Её потребление – 12,6 млрд пачек по 80 г (2-е место в мире после Китая – 46,4 млрд пачек; 2020). Хотя лапша может производиться из различных зерновых, включая рис, в стране большим спросом пользуется лапша из пшеницы, которая в Индонезии не произрастает, что обусловливает её импорт. Индонезия стала одним из крупнейших в мире импортёров пшеницы, перерабатываемой затем в муку на предприятиях компании Bogasari (1971; частная). Производимая Bogasari мука используется также в производстве хлебобулочных изделий, потребление которых растёт. Абсолютным лидером в производстве и продажах лапши является компания Indofood CBP Sukses Makmur (1982; Джакарта; бренд Indomie, 71 % рынка Индонезии), а хлеба и хлебобулочных изделий (сдобных булочек) – компания Nippon Indosari Corpindo (1995; 90 % рынка хлебобулочных изделий).
По импорту пшеницы доля Индонезии на мировом рынке весьма заметна: 2020 – 10,3 млн т на 2,6 млрд долл.; 2019 – 2,8 млрд долл. (2-е место; 6,4 % мирового рынка; мировой импорт – 43,6 млрд долл.). Основные поставщики (млн т): Украина – 3,0; Аргентина – 2,6; Канада – 2,3; США – 1,3. Импорт из РФ практически сошёл на нет, хотя в 2018 г. составлял 1,2 млн т. Пшеничную муку Индонезия закупает у Турции; импорт муки составляет 2,3 млрд долл. (2019).
Индонезийский экспорт лапши быстрого приготовления в стоимостном выражении составляет более 255 млн долл. (2019).
Ещё одним важным продуктом для внутреннего рынка является растительное масло для жарки (minyak gorеng), получаемое в результате переработки сырого пальмового масла. Ежегодное потребление этого масла в стране составляет около 4 млн т (2020). Основные производители: Salim Ivomas Pratama (1992; входит в состав холдинга Indofood), SMART (1962; входит в состав холдинга Sinar Mas Group).
Объём рынка табачных изделий 30 млрд долл. Наибольшим спросом на внутреннем рынке пользуются традиционные индонезийские сигареты «кретек», изготовленные с добавлением гвоздики. Акцизные сборы на табачные изделия обеспечивают 10,4 % доходной части государственного бюджета (2020). Занятость в табачной промышленности – более 1,8 млн человек (2020). Крупнейшие компании: HM Sampoerna (1913), Bentoel Internasional Investama (1930), Gudang Garam (1958), Djarum (1951).
Табак в Индонезии выращивается преимущественно в крестьянских хозяйствах: в 2020 г. произведено 261 тыс. т (146 тыс. т в 2000), основной район производства – провинция Восточная Ява (136 тыс. т). Импорт составляет 110 тыс. т на сумму 550 млн долл. Часть продукции табачной промышленности идёт на экспорт (31,1 тыс. т на сумму 222,5 млн долл., 2020). Помимо собственно табака, экспортируются сигареты: в 2019 г. – 81,4 млрд шт. на сумму 937,3 млн долл. (22,3 % их производства в стране). В 2020 г. табачная отрасль сократилась на 30,2 %, в 2018 г. – на 47,1 %, тогда как в 2019 г. наблюдался рост на 1,8 %. Правительство постепенно повышает акцизы на табачную продукцию, рассчитывая, что удорожание сигарет приведёт к сокращению их потребления. В 2020 г. акцизы выросли на 23 %, поступления в бюджет составили 170 трлн рупий.