Индекс потребительской уверенности
И́ндекс потреби́тельской уве́ренности (англ. Consumer confidence index, CCI), макроэкономический индикатор, рассчитываемый на основании опроса потребителей и отражающий их ожидания по поводу экономической ситуации в стране.
Определение
Индекс характеризует степень уверенности экономических агентов в стабильности экономики и своём материальном благополучии, оценивает их покупательную способность.
В разных странах индекс потребительской уверенности может рассчитываться органами статистики (например, в Словакии), центральными банками (например, в Бельгии), исследовательскими университетами (например, Мичиганским университетом в США), органами исполнительной власти (Европейской комиссией в еврозоне). Значения индекса могут публиковаться ежемесячно (например, в США, Канаде, Дании, Аргентине, Хорватии, Чехии, Венгрии, Португалии, Люксембурге, Ирландии) или ежеквартально (в России, Египте, Индии, Норвегии, ОАЭ, Швейцарии, Вьетнаме и др.).
Респондентам в ходе опроса, как правило, задаются вопросы о том, как они оценивают общее состояние экономики страны, ситуацию на рынке труда, динамику уровня цен, личное благосостояние. На все вопросы предполагается дать один из вариантов ответа: «определённо положительно», «определённо отрицательно», «скорее положительно», «скорее отрицательно» или «нейтрально».
Индекс измеряет потребительскую уверенность в пунктах по шкале от –100 до 100, где –100 указывает на крайне низкую уверенность, 0 – на нейтральный уровень уверенности и 100 – на крайне высокую степень уверенности. Более высокие значения индекса свидетельствуют о позитивных тенденциях в развитии экономики страны, высокой экономической активности потребителей. Более низкие, напротив, об ухудшении ситуации в экономике, склонности потребителей к сокращению расходов и росту сбережений.
Индекс является опережающим индикатором потребительских расходов и экономической ситуации в целом. Динамика индекса используется для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.
Индекс потребительской уверенности в России
В России индекс потребительской уверенности рассчитывается Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в 1-ю декаду февраля, мая, августа и ноября). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающие в частных домохозяйствах во всех субъектах Российской Федерации.
Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. На каждый вопрос респондентам предлагают выбрать один из вариантов ответа.
Первый раздел анкеты содержит следующие вопросы и варианты ответов:
Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения. Раздел 1
Вопросы | Ответы |
1. Как Вы оцениваете состояние экономики России сегодня? | 1. Очень хорошее. 2. Хорошее. 3. Среднее. 4. Плохое. 5. Очень плохое. 6. Затрудняюсь ответить. |
2. Как Вы считаете, экономическая ситуация в России по сравнению с тем, какой она была год назад ...? | 1. Намного улучшилась. 2. Несколько улучшилась. 3. Осталась прежней. 4. Несколько ухудшилась. 5. Намного ухудшилась. 6. Затрудняюсь ответить |
3. Как Вы думаете, изменится ли экономическая ситуация в России через год? Станет ли она ...? | 1. Намного лучше. 2. Несколько лучше. 3. Останется такой же. 4. Несколько хуже. 5. Намного хуже. 6. Затрудняюсь ответить. |
4. Что прежде всего повлияло на Вашу оценку? | 1. Мнение о правительственных программах. 2. Изменение ситуации в регионе. 3. Положение в производстве и в сельском хозяйстве. 4. Восприятие уровня жизни людей. 5. Изменение цен на товары и услуги. 6. Личное материальное положение. 7. Личные обстоятельства. 8. Другое. 9. Нет ответа |
5. Как Вы думаете, изменится ли экономическая ситуация в России в течение ближайших пять лет? Станет ли она ...? | 1. Намного лучше,. 2. Несколько лучше. 3. Останется такой же. 4. Несколько хуже. 5. Намного хуже. 6. Затрудняюсь ответить. |
6. С Вашей точки зрения, в течение года цены на основные товары и услуги ...? | 1. Значительно снизятся. 2. Незначительно снизятся. 3. Останутся на прежнем уровне. 4. Незначительно возрастут. 5. Значительно возрастут. 6. Затрудняюсь ответить |
7. Как Вы полагаете, будут изменяться доходы Вашей семьи в сравнении с ценами на основные товары и услуги в течение года? | 1. Доходы возрастут значительно больше, чем цены. 2. Доходы возрастут несколько больше, чем цены. 3. Доходы и цены будут расти одинаково. 4. Доходы возрастут несколько меньше, чем цены. 5. Доходы возрастут значительно меньше, чем цены. 6. Затрудняюсь ответить. |
8. Как Вы считаете, в течение года число безработных (людей, которые не имеют работы и ищут её) ...? | 1. Намного уменьшится. 2. Несколько уменьшится. 3. Не изменится. 4. Несколько увеличится. 5. Намного увеличится. 6. Затрудняюсь ответить. |
9. Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи в настоящее время? | 1. Очень хорошее. 2. Хорошее. 3. Среднее. 4. Плохое. 5. Очень плохое. 6. Затрудняюсь ответить. |
10. Как Вы считаете, материальное положение Вашей семьи за прошедшие 12 месяцев ...? | 1. Намного улучшилось. 2. Несколько улучшилось. 3. На прежнем уровне. 4. Несколько ухудшилось. 5. Намного ухудшилось. 6. Затрудняюсь ответить |
11. Что прежде всего повлияло на Вашу оценку? | 1. Заработки и доходные источники. 2. Долговые обязательства и крупные расходы. 3. Содержание иждивенцев. 4. Личные обстоятельства и внезапные случаи. 5. Другое. 6. Нет ответа. |
12. Как Вы думаете, в течение следующих 12 месяцев материальное положение Вашей семьи станет ...? | 1. Намного лучше. 2. Несколько лучше. 3. Не изменится. 4. Несколько хуже. 5. Намного хуже. 5. Затрудняюсь ответить. |
13. Как Вы считаете, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы можно было делать крупные покупки для дома (например, мебель, стиральная машина, холодильник, телевизор и т. д.)? | 1. Очень благоприятное. 2. Скорее благоприятное, чем неблагоприятное. 3. Плюсов и минусов одинаково. 4. Скорее неблагоприятное, чем благоприятное. 5. Совсем неблагоприятное. 6. Затрудняюсь ответить. |
14. Учитывая общее экономическое положение, как Вы можете оценить условия для того, чтобы в настоящее время делать сбережения? | 1. Очень благоприятные. 2. Скорее благоприятные, чем неблагоприятные. 3. Плюсов и минусов одинаково. 4. Скорее неблагоприятные, чем благоприятные. 5. Совсем неблагоприятные. 6. Затрудняюсь ответить. |
15. Для каких целей Вы сейчас делаете или стали бы делать сбережения? | 1. Покупка недвижимости (квартиры, дома, дачи, участка). 2. Лечение. 3. Образование (в том числе детей). 4. Отдых, отпуск, путешествия. 5. На старость. 6. Чтобы оставить наследство. 7. На всякий случай, на чёрный день. 8. Крупные покупки для дома (например, бытовая техника, электроника, мебель). 9. Покупка автомобиля. 10. Строительство, ремонт. 11. Помощь родным и близким. 12. Особые случаи (свадьба, юбилей, похороны и т. д). 13. Другое. 14. Не делаю (не стал бы делать) сбережения ни на какие цели. 15. Затрудняюсь ответить |
Во 2-м разделе анкеты респонденту предлагается указать следующие сведения о себе: статус основной занятости в течение предшествующих 7 дней, денежный доход в среднем на одного члена семьи за прошлый месяц, образование, возраст, пол, число членов его домохозяйства, число детей в возрасте до 16 лет, число неработающих пенсионеров в домохозяйстве.
По итогам обследования рассчитываются значения частных индексов и обобщающего (композитного) индекса потребительской уверенности населения (согласно методике Европейской комиссии).
Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты. Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определённо положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определённо отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.
Обобщающий индекс рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. Сумма оценок при этом может отличаться от 100 %, т. к. при расчёте индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».