#Русские иконы середины 13 – начала 16 веков
Русские иконы середины 13 – начала 16 веков
Тег

Русские иконы середины 13 – начала 16 веков

Русские иконы середины 13 – начала 16 веков
Найденo 4 статьи
Богоматерь Владимирская. Двусторонняя икона. Лицевая сторона. 1-я треть 12 в.
Произведения живописиПроизведения живописи
Иллюстрации сюжетов сказаний о Владимирской иконе Божией Матери в лицевых летописях и иконах
Иллюстрации сюжетов сказаний о Владимирской иконе Божией Матери в лицевых летописях и иконах. Первые изображения сюжетов сказания «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы» появились в лицевой (т. е. иллюстрированной) Радзивиловской летописи (конец 15 в.). Две миниатюры представляют события, описанные в статьях 1155 г. [принесение иконы из Царьграда (Константинополя, ныне Стамбула), украшение её золотым окладом и поставление во владимирском Успенском соборе] и 1164 г. (победоносный поход князя Андрея Юрьевича Боголюбского на Волжскую Булгарию). На третьей миниатюре изображено явление князю Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо и его дружине Владимирской иконы Божией Матери у Суздаля.
Произведения живописи
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Иконоста́с Благове́щенского собо́ра Моско́вского Кремля́, комплекс произведений византийской и русской живописи 14–19 вв. Создан после Московского пожара 1547 г., в котором погибло всё ранее существовавшее внутреннее убранство Благовещенского собора. Согласно версии, обоснованной в 1980-е гг. Л. А. Щенниковой, иконы деисусного ряда созданы в 4-й четверти 14 в. выдающимся византийским мастером, возможно Феофаном Греком, с русскими помощниками (к наследию византийского мастера могут быть отнесены иконы «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст»); иконы праздничного ряда могли быть созданы в 1410-е гг. двумя или тремя русскими иконописцами. Новгородскими, псковскими и московскими иконописцами выполнены иконы пророческого и праотеческого рядов, несколько больши́х икон местного ряда. В 1817 г. написаны новые иконы-таблетки. В 1896 г. по рисункам Н. В. Султанова изготовлен шестиярусный оклад для иконостаса. Донская и Пименовская иконы Божией Матери переданы из собора в Третьяковскую галерею.
Московский Кремль. Благовещенский собор. Иконостас
Произведения живописи
«Августа в 19 день»: Донская икона Божией Матери и цари Алексей Михайлович, Фёдор и Иван Алексеевичи
«Августа в 19 день»: Донская икона Божией Матери и цари Алексей Михайлович, Фёдор и Иван Алексеевичи. Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь чудотворной Донской иконы Божией Матери, считающейся одной из покровительниц православного русского воинства, 19 августа по старому стилю. Однако этот день не соответствует дням тех военных побед, которые связываются с иконой: Куликовская битва 1380 г. состоялась 8 сентября, взятие Казани в 1552 г. произошло 2 октября, а крымский хан Гази-Гирей II, угрожавший Москве в 1591 г., бежал из-под столицы в ночь с 4(14) на 5(15) июля.
Богоматерь Донская. Двусторонняя икона. Конец 14 в.
Произведения живописи
Донская икона Божией Матери
Донска́я ико́на Бо́жией Ма́тери, одна из древнейших сохранившихся чудотворных икон России, произведение византийско-русской живописи. Создана в 1390-х гг., предположительно Феофаном Греком, как выносной двусторонний образ (размер 86×68 см) для Успенского собора Коломны. На лицевой стороне – изображение Божией Матери иконографического типа Умиление, на обороте – «Успение Богородицы». В середине 16 в. получила наименование «Донская» и перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Празднование святыни 19 августа (старого стиля) установлено в 17 в. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914–1919 гг. поступила в Исторический музей; с 1930 г. хранится в Третьяковской галерее.
Богоматерь Донская. Двусторонняя икона. Конец 14 в.