Каброль Фернан
Кабро́ль Ферна́н, Фернан Мишель Каброль (Fernand Michel Cabrol) (11.12.1855, Марсель, Франция – 4.6.1937, Сент-Леонардс-он-Си, графство Хэмпшир, Великобритания), католический религиозный деятель, аббат-бенедиктинец, церковный историк и литургист. В 1873–1875 гг. учился в Большой семинарии (Grand Séminaire) в Марселе. В 1877 г. принял монашество в бенедиктинском аббатстве Сен-Пьер-де-Солем (департамент Сарта), которое в тот момент, благодаря деятельности аббата Проспера Геранже, было одним из крупных центров по возрождению григорианского пения и изучению средневекового католического богослужения. В 1880 г. аббатство было временно закрыто и Кабролю пришлось его покинуть. Некоторые монахи попробовали вернуться туда в 1882 г., но были вновь изгнаны. В 1882 г. Каброль был рукоположен во пресвитера в Ле-Мане. В 1890 г. номинально стал приором Солемского аббатства. С 1890 по 1896 гг. читал курсы церковной истории и патрологии в Католическом институте в Анже (с 1892 профессор). В 1896 г. был послан в качестве приора в бенедиктинский монастырь Архангела Михаила в Фарнборо (графство Хэмпшир, Великобритания), открытый на средства французской императрицы Евгении (в монастыре был построен мавзолей для императора Наполеона III и его семьи). В 1901 г., после принятия во Франции Закона о монашеских конгрегациях, вся община Солемского аббатства была вынуждена переселиться в Великобританию. В 1903 г. Каброль стал аббатом Фарнборо. Этот пост он занимал до конца жизни, но с 1924 г. ему был назначен коадъютор, чтобы Каброль мог больше времени уделять научным занятиям.
В 1888–1890 гг. Каброль помогал А. Мокеро в подготовке к изданию первых томов серии «Музыкальная палеография» («Paléographie Musicale», факсимиле средневековых латинских певческих рукописей). Первыми самостоятельными работами Каброля были библиография трудов французских бенедиктинцев и жизнеописание кардинала Жана-Батиста-Франсуа Питра. Но основной сферой научных интересов Каброля была литургика. Под влиянием работ Питра Каброль обратился к изучению греческой гимнографии. Он провёл первое детальное исследование иерусалимского богослужения 4 в. на основе незадолго до того открытого памятника «Паломничество Эгерии» (до 1903 текст считался анонимным или приписывался, в т. ч. Кабролем, блаженной Сильвии из Аквитании [ум. около 420]). Углубившись в историю раннехристианского богослужения, Каброль составил большую систематическую подборку древнейших молитв, гимнов и чинопоследований с комментариями и переводом на французский язык, которая получила широкую известность в контексте движения за литургическое возрождение в католической Церкви. Работа по собиранию, систематизации и изданию литургических памятников была им продолжена вместе с А. Леклерком и М. Феротеном в рамках серии «Литургические памятники Церкви» («Monumenta ecclesiae liturgica»). Наиболее важным вкладом Каброля в развитие церковной науки стало основание им (также вместе с Леклерком) в 1903 г. фундаментальной энциклопедии по истории христианского богослужения и археологии – «Словарь христианской археологии и литургии» («Dictionnaire d'archéologie chrétienne et de liturgie», DACL). Каброль был редактором до 1913 г., а автором статей – до последних дней жизни. В 1905–1906 гг. Каброль прочитал курс лекций в Католическом институте Парижа, в которых изложил своё видение методологии исследования богослужения разных традиций (на основе этих материалов им было написано и более краткое «Введение в изучение литургики»). В дальнейшем Каброль много внимания уделял исследованию неримских литургических традиций Запада (галликанской, кельтской, англосаксонской, испано-мосарабской). В течение многих лет Каброль занимался переводами на французский язык литургических книг римского обряда (Миссала, Весперала, Ритуала, Служб Страстной седмицы).
Каброль принимал активное участие в деятельности ряда комиссий католической Церкви (в том числе по реформе Бревиария и календаря в связи с проектом введения фиксированной даты празднования Пасхи), входил в состав католического Совета по международным отношениям, был членом ряда академий и научных обществ.