#Направления в искусствознании
Направления в искусствознании
Тег

Направления в искусствознании

Направления в искусствознании
Найденo 4 статьи
Научные направления
Мореллианство
Мореллиа́нство, одно из направлений знаточества, восходящее к атрибуционному методу, разработанному Дж. Морелли. Метод базировался на представлении о том, что «рука» художника распознаётся через второстепенные детали (ушные мочки, завитки волос, листва деревьев и пр.), которые мастер пишет бессознательно, а копиист считает их малозначительными. Таким деталям в атрибуции Морелли отдавал предпочтение перед стилевыми особенностями, индивидуальностью в разработке композиции, колорита и т. п. Подход Морелли, имеющий свои ограничения, тем не менее стал неотъемлемой частью знаточеской практики конца 19 – начала 20 вв.
Портрет Джованни Морелли по оригиналу Франца фон Ленбаха. 1897
Научные методы исследования
Знаточество
Знато́чество, направление и метод в искусствознании, основанные на субъективной оценке произведения. Она формируется на базе досконального знания индивидуальной стилистики художника. Знаточество сложилось во 2-й половине 19 – начале 20 вв., когда образование национальных музеев и бурное развитие художественного рынка актуализировали проблему атрибуции произведений искусства. Среди представителей направления – Дж. Морелли, М. Фридлендер, В. Боде, Дж. Поуп-Хеннесси, Б. Беренсон, Р. Лонги, Ж. Вильденштейн; в отечественном искусствознании – В. Н. Лазарев, В. Ф. Левинсон-Лессинг и др. Знаточество заложило основы музейной деятельности, систематического изучения памятников искусства.
Ричард Косвей. Группа знатоков. 1775
Концепции
Концепция Томаса Рикмана
Конце́пция То́маса Ри́кмана, периодизация английской средневековой архитектуры, предложенная Т. Рикманом. В ней он выделил четыре основных стиля: норманнский (1066–1189), ранний английский (1189–1307), украшенный (1307–1377) и перпендикулярный (1377 – 1630/1640) (Rickman T. An attempt to discriminate the styles of English architecture from the Conquest to the Reformation. London, 1817). Её созданию предшествовали тщательное изучение и проведение обмеров средневековых памятников английской религиозной архитектуры и типологический анализ отдельных элементов структуры и декора зданий. Несмотря на то, что периодизация Рикмана неоднократно критиковалась последующими исследователями, а хронологические рамки периодов впоследствии подверглись корректировке, сами названия стилей закрепились в историографической традиции. В частности, Н. Певзнер использует терминологию Рикмана, чтобы подчеркнуть «самобытность» художественного восприятия англичан (Pevsner N. The englishness of English Art. New York, 1956).
Искусство