Леклерк Анри
Лекле́рк Анри́, Анри Фредерик Лоран Гислен Леклерк (Henri Frédéric Laurent Ghislain Leclercq) (4.12.1869, Турне, Бельгия – 23.3.1945, Лондон), французский монах-бенедиктинец, церковный историк, литургист, учёный-энциклопедист. Учился в иезуитском колледже, где преуспел в изучении истории, древнегреческого и латинского языков. В 17 лет с матерью и сестрой переехал в Париж, принял французское гражданство. После службы в армии в 1893 г. Леклерк вступил в Солемское аббатство (департамент Сарта, Франция), где изучал богословие и древние языки (еврейский, сирийский, коптский). Особое влияние на Леклерка в этот период оказало знакомство с учёным-литургистом П. Каженом. В 1895 г. Леклерк принёс основные монашеские обеты. В 1896 г. вместе с приором (впоследствии аббатом) Ф. Кабролем и другими монахами поселился в аббатстве святого Михаила в Фарнборо (графство Хэмпшир, Англия). В 1898 г. рукоположен в сан пресвитера. Поскольку университетского образования Леклерк не имел, он всю жизнь занимался самообразованием. Его первой крупной научной работой стало участие в издании под руководством Каброля 1-го тома серии «Литургические церковные памятники» («Monumenta ecclesiae liturgica»), озаглавленного «Древнейшие литургические памятники» (Reliquiae liturgicae vetustissimae. Paris, 1902–1913. 2 vol.). Параллельно Леклерк начал готовить 15-томную научно-популярную работу о христианских мучениках с апостольских времён до 1914 г. («Les martyrs», тома выходили с 1902 по 1924). Публикация томов вызвала серьёзную критику со стороны болландистов.
Наибольшую известность и широкое признание Леклерк получил как автор статей и редактор энциклопедии «Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgue» (DACL), которая начала издаваться с 1903 г. Леклерк писал статьи по всем темам, на которые не удавалось найти узкого специалиста, но больше всего по церковной археологии и литургике. Начиная с 1-й части 3-го тома (издана в 1913) имя Леклерка стало указываться на обложке тома в качестве соредактора Каброля.
Несмотря на то что Леклерк не имел специального образования в области археологии и церковного искусства и никогда не участвовал в раскопках (более того, даже не посещал тех мест и не видел памятников, о которых писал), ему принадлежат обобщающие работы «Христианская Африка» (1904) и «Христианская Испания» (1906), а также учебник «Христианские древности от истоков до VIII в.» (1907). Учебник, отличающийся систематичностью изложения, обширной библиографией и по сути подводящий итог исследованиям 19 – первых лет 20 вв., сразу же обрёл популярность и был переведён на немецкий язык (несколько раз переиздавался).
С 1907 г. Леклерк переводил на французский язык «Историю соборов» К. Й. фон Гефеле (Hefele C. J. Histoire des conciles d’après les documents originaux. Paris, 1907–1921. 8 Vol.), которую дополнил новой справочной информацией и своими исследованиями. Именно это переводное издание Леклерка получило наибольшее признание и распространение в научном мире.
Поскольку Леклерк больше времени проводил в читальном зале библиотеки Британского музея (ныне Британская библиотека), чем в своём аббатстве, в 1908 г. он поселился в Лондоне при Итальянском госпитале на Куин-сквер, недалеко от библиотеки, а после начала 1-й мировой войны переехал в монастырь Сестёр Сиона в Бейсуотере (район Лондона), где служил в качестве капеллана.
Работая над томами о католических священнослужителях, пострадавших в период Французской революции 18 в., Леклерк углубился в новую, но, вероятно, интересовавшую его с юности тему истории французского абсолютизма и опубликовал 11-томную «Историю заката и падения французской монархии» (1921–1940). Отдельные её тома были удостоены наград Французской академии, в частности премии А. Тьера (1922) и большой премии барона Н. Гобера (1930).
В 1922 г. новый аббат Солема Жермен Козьен, при котором произошло возвращение общины в материнскую обитель, вероятно, решив восстановить дисциплину, в числе прочего обратил внимание на образ жизни Леклерка, который много лет нарушал один из главных принципов Устава святого Бенедикта – постоянное пребывание в обители. В результате в 1924 г. Леклерк покинул Солемскую конгрегацию и был принят в клир католического Вестминстерского диоцеза. Однако, чтобы сохранить принадлежность Леклерка к бенедиктинскому ордену и титул учёного-монаха Dom, его приписали в качестве облата к Солемскому приорату (с 1925 аббатству) Сент-Мари-де-Пари.
Лишившись поддержки со стороны аббатства Фарнборо, Леклерк смог продолжать научную деятельность только благодаря тому, что находился на полном пансионе у конгрегации Сестёр Сиона. После смерти Каброля в 1937 г. Леклерк взял на себя подготовку очередных томов DACL (выпустил полностью 13-й том и 1-ю часть 14-го тома). В связи с началом 2-й мировой войны работа над энциклопедией замедлилась (после смерти Леклерка издание завершил А.-И. Марру). В последние годы Леклерк работал над биографией Ж. Мабильона, которая стала развитием его статьи для DACL. Книга была издана посмертно, и считается одной из наиболее полных биографий учёного.
Кавалер ордена Почётного легиона (1935).