Ярославская область. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Яросла́вской о́бласти. Устное творчество представлено главным образом русскими песнями. Лучше других сохранились жанры свадебного фольклора – лирические песни, приговоры и др. Традиции свадебного обряда в некоторых деревнях и сёлах области сохранялись вплоть до 1950–1960-х гг. Популярностью пользовались частушки, которые пелись без сопровождения или под аккомпанемент деревянных ложек и трещоток, жалейки или балалайки, с 1830-х гг. под гармонику. С 19 в. получил распространение городской фольклор.
Среди первых исследователей и собирателей фольклора на территории современной Ярославской области – А. Я. Артынов, С. Я. Дерунов, А. А. Титов, Н. Г. Огурцов, А. В. Балов. Образцы ярославского фольклора собрал П. В. Киреевский (Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия. Москва, 1911–1929. 3 т.). В 21 в. главным фольклорным методическим центром остаётся основанный в 1938 г. областной Дом народного творчества в Ярославле (с библиотечным фондом в 25 тыс. ед. хранения).
Старейший любительский инструментальный коллектив Ярославской области – Оркестр народных инструментов имени П. И. Павлова (1928, Рыбинск; с 1968 народный коллектив). С конца 1980-х гг. действует ансамбль современной народной песни «Матаня» (Углич), с 1982 г. – фольклорно-музыкальный театр «Игрище» (Рыбинск). В 2003 г. в Ярославле было открыто отделение Российского фольклорного союза. Под его эгидой выступают ансамбли «Улейма» (село Давыдово Борисоглебского района), «Славёна» (Данилов), «Свитлица», «Горенка» (Ярославль), «Семейный круг» (Мышкин). Колокольными звонами славится звонница Ростовского кремля (возрождаются с 1960-х гг.). В 2011 г. по инициативе отделения Фольклорного союза и председателя общества возрождения русской культуры и традиций «Петропавловская слобода» – историка и педагога Н. Н. Балуевой (1955–2018) в Ярославле прошёл первый фестиваль аутентичного фольклора.
В середине 18 в. в городских и сельских дворянских усадьбах стали появляться ансамбли музыкантов, исполнявшие на балах западноевропейскую и русскую музыку. По версии ярославского театроведа М. Г. Ваняшовой (1943–2020), оркестр крепостных музыкантов и хор архиерейских певчих сопровождали первые спектакли Ф. Г. Волкова в Ярославле, в том числе комедию святителя Димитрия Ростовского «О покаянии грешного человека» (Первый театр России. Ярославль, 2020. С. 32).
О развитии инструментальной музыки в Ярославской губернии свидетельствуют рукописные нотные сборники, в том числе анонимный сборник инструментальных пьес конца 18 в. из собрания известного краеведа, археолога, этнографа А. А. Титова, представляющий собой нотную тетрадь объёмом в 19 листов [манускрипт хранится в рукописном отделе Российской национальной библиотеки (ОР РНБ, Тит. 4822)]. Его первое научное описание выполнил музыковед Л. М. Бутир (Бутир. 1975. С. 170–178). В 1780 г. выпускник Ярославской духовной семинарии Яков Соколов написал комическую оперу «Ставленник». Впервые она была исполнена семинаристами в мае 1814 г. на открытом воздухе в Полушкиной роще в Ярославле. Один из списков её либретто найден краеведом В. И. Лествицыным (1827–1889) и опубликован в 1875 г. в журнале «Русская старина» (Т. 13, № 6. С. 277–300).
С середины 19 в. в Ярославле, Рыбинске, Ростове проводились музыкально-драматические вечера. Важную роль в музыкальной жизни Ярославля сыграл Н. Ф. Христианович. Он устраивал концерты, организовал здесь музыкальную школу и бесплатные курсы музыкальной теории. В Ярославле выступали М. А. Балакирев, А. Т. Гречанинов, А. Н. Скрябин. В 1870-е гг. создано Общество любителей музыкальных и драматических искусств, в устраиваемых им вечерах играл любительский оркестр под управлением Е. Р. Кокуева.
Начало профессионального музыкального образования в Ярославле восходит к концу 18 – началу 19 вв. Обучение музыке велось в Доме призрения ближнего (учреждён в 1786), с 1805 г. – в Демидовском лицее. В большинстве учебных заведений города в 19 в. преподавалось пение, которое в основном было ориентировано на церковную практику. Известностью пользовался хор храма Сретения Господня, которым руководил регент и композитор В. Н. Зиновьев. В 1890-е гг. широкой известностью пользовался церковный хор А. А. Грибушина (1855–1929) при рыбинском Спасо-Преображенском соборе.
В 1900 г. в Ярославле создано хоровое общество. Его силами исполнены сцены из опер «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Князь Игорь» А. П. Бородина. В октябре 1903 г. в Ярославле открылось отделение Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) с музыкальными классами при нём, в 1920–1930-е гг. реорганизованными в музыкальный техникум, затем в Народную консерваторию, с 1933 г. – Музыкальное училище имени Л. В. Собинова, ныне Ярославское музыкальное училище (колледж) имени Л. В. Собинова. Одним из преподавателей, руководителем хора при отделении ИРМО стал композитор, дирижёр, пианист и педагог, выпускник Пражской консерватории Н. Н. Алмазов (1864–1918). С 2000 г. в память о нём в Ярославле проходят Алмазовские чтения. Имя Алмазова присвоено ярославской Детской школе искусств № 9.
С 1912 г. в музыкальных классах ИРМО, а затем в училище преподавала выпускница Санкт-Петербургской консерватории, пианистка А. Д. Львова (1882–1968). С 2004 г. её имя носит открытый областной конкурс пианистов (проводится с 1960-х гг., с 2017 межрегиональный). В 1929–1944 гг. в училище работал композитор Б. М. Назьмов. Заметный след в истории Ярославского музыкального училища оставил В. П. Задерацкий. Он вёл оперный и дирижёрский классы, в 1934–1948 гг. (с перерывами) преподавал теорию музыки. Задерацкий организовал детский хор и оркестр, с которыми исполнил в Ярославле свою «Арктическую симфонию» (1934; в исполнении участвовал юный В. Е. Баснер). С начала 1960-х гг. в училище преподавала заслуженная артистка РФ (1993) пианистка Н. И. Аязян. С 1995 г. при училище работает детская музыкальная школа.
После 1917 г. на базе музыкального училища открыли Народную консерваторию, при которой был создан симфонический оркестр. После Ярославского восстания 1918 г. концертную жизнь в городе курировал И. В. Озерский, заведующий музыкальной секцией Губполитпросвета. В конце 1919 г. при его поддержке политотдел Ярославского военкомата организовал оперный коллектив, который уже в начале 1920 г. участвовал в постановке оперы «Демон» А. Г. Рубинштейна (на сцене Советского театра имени Ф. Г. Волкова). Основной концертной площадкой был гарнизонный клуб. К 1922 г. в репертуар коллектива входили оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Травиата» Дж. Верди, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, «Вертер» Ж. Массне, «Русалка» А. С. Даргомыжского.
В 1921 г. Е. М. Стомпелев (1887–1939) основал оркестр русских народных инструментов, в 1929 г. – ячейку «Музыка – массам». В 1937 г. в Ярославле открылась филармония, в которой выступали Государственный симфонический оркестр СССР, Красноармейский ансамбль балалаечников ЦДКА, певцы К. Г. Держинская, И. С. Козловский, М. И. Литвиненко-Вольгемут. С началом Великой Отечественной войны большинство творческих работников филармонии ушли на фронт. Свою деятельность филармония возобновила в феврале 1942 г. В 1943–1959 гг. работал Волжский ансамбль песни и пляски, до 1945 г. выступавший перед воинскими эшелонами по пути на фронт. Ответом советского правительства на оккупацию Прибалтики германскими войсками стало создание в Ярославле в 1942 г. объединённого коллектива Государственных ансамблей Эстонии. В город прибыли около 300 эстонских деятелей искусств. Репетиционной базой двух оркестров (симфонического и эстрадного), мужского хора, квинтета духовых инструментов, драматической студии танцевального ансамбля стал кинотеатр «Гигант». В военные годы в Ярославле работали композиторы Г. Эрнесакс, Э. Капп, Э. Арро, дирижёры Ю. Варисте и Р. Матсов. В одном из шефских концертов для раненых в госпитале г. Тутаев дебютировал Г. Отс.
Важным событием в культурной жизни Ярославля стало создание в 1944 г. симфонического оркестра филармонии. Его первым директором и главным дирижёром стал выпускник Московской консерватории А. Е. Уманский (1910–1981). С 1994 г. пост художественного руководителя и главного дирижёра оркестра занимает М. А. Аннамамедов.
В годы войны в состав филармонии, кроме Ярославского симфонического оркестра и Ансамбля Волжской песни и пляски, входили струнный квартет и семь концертных бригад. В сезоне 1944/1945 в Ярославль приезжали на гастроли Симфонический оркестр Московской филармонии, Государственная академическая капелла, Д. Ф. Ойстрах, Л. Н. Оборин, С. Т. Рихтер, С. Я. Лемешев, Л. А. Русланова, артисты Ленинградского театра музыкальной комедии и Ивановского музыкального театра. Всего за годы войны филармония дала более 5 тыс. концертов.
В 1948 г. открыт концертный зал (ныне имени Л. В. Собинова) на 785 мест, построенный по проекту А. В. Фёдорова и С. В. Капачинского. В 1974 г. в зале филармонии установлен орган немецкой фирмы Sauer. В 1968 г. скрипач И. В. Попков основал при филармонии камерный ансамбль «Барокко», в основе его репертуара – произведения русских и западноевропейских композиторов 17–18 вв.
В 1970–1990-х гг. при филармонии функционировали эстрадные ансамбли «Ярославские ребята», «Скоморошина», ныне действуют коллективы «Серпантин», «Золотые купола». Среди фольклорных коллективов – ансамбли «Три ручья» общества «Петропавловская слобода», казачьи «Чарочка» и «Плетенька», ансамбли Общества русско-белорусской дружбы «Товарищество» («Сяброуства»), «Крыница», русской и украинской песни «Северянка» и «Соловэйко», «Польские квяты», еврейской музыки Grand Positive.
В число ведущих коллективов филармонии входит хоровая капелла «Ярославия», созданная в 2003 г. С. М. Березовским (с 2008 руководитель В. В. Контарев). В 2006 г. капелла и Ярославский симфонический оркестр принимали участие в записи оперы «Отелло» Дж. Верди (В. И. Пьявко в заглавной роли, В. А. Маторин в роли Яго).
В 2016 г. на базе филармонии открылся первый в Ярославской области виртуальный концертный зал.
Функционирует региональное отделение Союза композиторов России (2004; председатель В. Ю. Кожевников).
Среди музыкантов, сыгравших заметную роль в становлении культуры Рыбинска, – пианистка и педагог М. Л. Челищева (1884–1982), выпускница Московской консерватории (класс К. Н. Игумнова). В числе её учеников в классе фортепиано детской музыкальной школы, открытой в Рыбинске в 1919 г., был В. Г. Соколов. Его имя носит творческое объединение детских и юношеских хоров Рыбинска, в составе которого три основных коллектива: хор мальчиков и юношей «Соколята», хор девочек «Соколята», Академический хор Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П. А. Соловьёва (художественный руководитель объединения – С. А. Шестериков). Весомый вклад в музыкальную культуру Рыбинска внёс певец, поэт и композитор А. И. Шацкий (1936–2002) – основатель (1958), руководитель и солист джаз-оркестра «Радуга».
В Любиме родилась пианистка, композитор, педагог Л. А. Кашперова, которая с 1899 г. в течение двух лет давала частные уроки игры на фортепиано И. Ф. Стравинскому. В Ростове родилась В. Н. Городовская, участница Оркестра русских народных инструментов Е. М. Стомпелева (гусли).
В 1997 г. учреждён органный фестиваль имени Л. И. Ройзмана (художественный руководитель – солистка филармонии Л. Б. Шишханова). В 1998 г. Ярославским отделением Ассамблеи народов России учреждён фестиваль национальных культур «Ярославские гуляния». С 2004 г. в Ярославле проходят концерты Московского Пасхального фестиваля (художественный руководитель – В. А. Гергиев). С начала 2000-х гг. в Большом Селе и деревне Березино, где родилась П. И. Жемчугова, каждый год проводится фестиваль её памяти «Классика в провинции». С 2008 г. ежегодно организуется Международный музыкальный фестиваль Ю. А. Башмета с концертами не только в областном центре, но и в городах Ярославской области. В 2018 г. учреждён Международный конкурс вокалистов имени Л. В. Собинова.
С 1979 г. в Ярославле проводится один из старейших в России джазовых фестивалей – «Джаз над Волгой» (название с 1981). Его штаб-квартира – Джазовый центр, возглавляемый И. В. Гавриловым. Наряду с ярославскими музыкантами В. В. Русаковым, В. В. Майнугиным, С. Н. Кузнецовым в концертах фестиваля в разные годы участвовали О. Л. Лундстрем, И. М. Бриль, Г. А. Гаранян, Д. С. Голощёкин, И. М. Бутман. На аэродроме Левцово (Ярославский район) проводится фестиваль популярной музыки и развлечений «Доброфест» (с 2010, ежегодно летом).
С 2010 г. в селе Вятское функционирует Историко-культурный комплекс «Вятское» имени Е. А. Анкудиновой (основатели: О. А. Жаров, Л. Ю. Казарновская, Р. Росцик).
В 1993 г. Дж. Г. Мостославский (1942–2015) открыл один из первых в постсоветской России частных музеев «Музыка и время», с коллекциями старинных музыкальных инструментов, граммофонов и редких пластинок, настольных и настенных часов, колоколов и поддужных колоколец. В 2005 г. в музее установлен небольшой орган фирмы Sauer.