Граммофон
Граммофо́н (англ. gramophone; от граммо… и ...фон), механический аппарат для воспроизведения звука c граммофонных пластинок.
Создан американским изобретателем Э. Берлинером. Аккумулировав уже осуществлённые идеи (фонограф, графофон) и теоретические наработки, в первую очередь – Ш. Кро, Берлинер реализовал и защитил патентами (первый в 1887) принципиальные улучшения процесса записи и воспроизведения звука. В отличие от первоначального варианта фонографа, где в валике продавливалась звуковая дорожка переменной глубины, зависящей от интенсивности колебаний иглы, Берлинер применил т. н. поперечный способ. Суть заключалась в создании резцом рельефа, отклоняющегося от прямой поперёк обрабатываемого материала, при постоянной глубине создаваемой звуковой дорожки. Это позволило во много раз сократить искажения при записи и воспроизведении, существенно повысить громкость.
В качестве носителей записи Э. Берлинер пробовал плоские диски с покрытием сажей, предложенным Ш. Кро, но, найдя такой вариант непрактичным, использовал другие материалы, в частности смесь сажи с парафином, нанесённую на стеклянный диск. Позднее он разработал способ записи на цинковый диск, покрытый смесью пчелиного воска с бензином. По мере испарения бензина на поверхности оставался тонкий равномерный слой воска, запись по которому осуществлялась при помощи резца, постоянно смачиваемого спиртом для удаления стружки. Полученный рельеф протравливался кислотой, после чего остатки кислоты и воск удалялись с диска.
16 мая 1888 г. Э. Берлинер выступил в Институте Франклина (Филадельфия) и представил проигрыватель с цинковыми дисками, отметив их недостатки, в частности высокий уровень шумов, и сообщив о поисках более подходящего материала. Его выступление получило широкий резонанс, особенное воодушевление вызвало предложение альтернативы недолговечным фонографическим валикам и перспективы широких возможностей копирования звукозаписей на плоских дисках – пластинках.
Э. Берлинер экспериментировал с разными материалами (целлулоидом, эбонитом и др.) в поисках наиболее подходящего для тиражирования записей. Окончательный выбор пал на шеллак.
Первые модели граммофонных проигрывателей Берлинера были довольно просты и имели ручной привод, затруднявший обеспечение постоянной скорости воспроизведения. Звук считывался с пластинки стальной иглой, сообщающей колебания слюдяной мембране, к которой жёстко крепился рупор.
Коммерческий успех граммофонов в первой половине 1890-х гг. был довольно скромным, но ситуация изменилась в 1896 г. благодаря оснащению их пружинным приводом. Инженер и предприниматель Элдридж Ривз Джонсон (1867–1945) создал механизм, отвечавший техническим требованиям фирмы Berliner Gramophone Company (BGC, основана в 1895) и не нарушавший патентных прав на привод, используемый в фонографах. Джонсон стал партнёром Берлинера и в 1901 г. основал компанию Victor Talking Machine Company, занимавшуюся производством граммофонов. Модель граммофона 1897 г. стала символом зарождавшейся индустрии звукозаписи, фигурируя в логотипе компании Victor Talking Machine Company и лейбла His Master’s Voice (HMV). Основой для него послужила картина художника Фрэнсиса Барро (1856–1924), изображающая пса по кличке Ниппер, слушающего граммофон и узнающего в записи голос своего хозяина.
Э. Р. Джонсон произвёл некоторые конструктивные улучшения граммофона, в частности в 1903–1904 гг. он внедрил использование тонарма, что решило комплекс проблем. Снижение нагрузки на звуковую коробку с иглой и пластинку повысило их износостойкость, улучшило качество звуковоспроизведения, позволило применять рупоры более крупных размеров с лучшими акустическими свойствами.
Наряду с граммофоном широкое распространение во 2-й половине 1900-х гг. получил патефон.
Во 2-й половине 1910-х гг. стали популярны граммофоны и патефоны с рупором, размещённым в корпусе. В 1913 г. в Великобритании для нужд армии был создан портативный граммофон, предназначенный к использованию в полевых условиях. Позднее варианты портативных граммофонов разных фирм получили широкую известность в разных странах.
Граммофон многие десятилетия был основным устройством, воспроизводящим звук с пластинок; долгое время сосуществовал с электрофоном, который вытеснил его во 2-й половине 20 в.