Японские идолы
Япо́нские и́долы (アイドル, от англ. idols – кумиры; японские айдолы), популярные представители японской индустрии развлечений, в основном музыканты, актёры и модели обоих полов, чьи образы продвигаются в медиа, а сами они обладают активной фанатской аудиторией, с которой регулярно взаимодействуют на выступлениях и специально организованных встречах и мероприятиях.
С возникновения феномена во 2-й половине 20 в. японские идолы на сцене и вне её воплощали идеализированные образы, призванные угодить фанатам и вызвать у них чувство теплоты и защищённости (Aoyagi. 2000. P. 313). Эти образы должны быть одновременно милыми (япон. kawaii – милый, кавайный) и близкими, т. е. создающими у поклонников впечатление «типичных девушки или парня по соседству, избранных, чтобы стать "счастливчиками" и представлять своё поколение» (Aoyagi. 2000. P. 311).
Слово «айдору» стало популярным в Японии после выхода в 1963 г. франко-итальянской кинокомедии «Ищите кумира» («Aidoru o Sagase», оригинальное название «Cherchez l’idole», режиссёр Мишель Буарон). Это слово вскоре стало ассоциироваться с молодыми японскими поп-певицами и девичьими поп-группами, с начала 1960-х гг. наполнившими музыкальный рынок Японии. Этому способствовали не только продажи пластинок, но и повышение роли телевидения в музыкальном производстве и дистрибуции: больше людей покупали телевизоры и могли не только слушать, но и видеть любимых исполнителей.
В 1971 г., во время предновогоднего телевизионного музыкального конкурса Kohaku uta gassen (紅白歌合戦), юная певица Минами Саори была представлена аудитории как «подростковый идол». Она не только записывала поп-хиты, самым успешным из которых стал дебютный сингл 1971 г. «17-sai» («17 лет»), но и часто появлялась в телешоу и на обложках журналов.
Минами Саори и другие идолы-певицы того времени, например Коянаги Румико или Ямагути Момоэ, уже собирали вокруг себя армии фанатов. Кросс-медийное продвижение звёзд вело к увеличению не только продажи пластинок, но и других продуктов, с которыми певицы ассоциировались. Это способствовало росту интереса рекламной индустрии к «идолам». Так, участие суперзвёзды 1970-х гг., певицы и актрисы Момоэ Ямагути в рекламной кампании снеков Pretz значительно подняло их продажи: фанаты были готовы покупать образы своих кумиров.
В 1970-х гг. в Японии появилось огромное количество новых поп-звёзд. Индустрия развлечений способствовала этому, приглашая юных девушек принимать участие в многочисленных шоу талантов. Также наметилась тенденция к трансмедийности и кросс-жанровости презентации идолов. Продюсеры создавали не просто поп-певиц, а актрис, моделей и представителей (амбассадоров) коммерческих брендов в одном лице.
Эта тенденция усилилась в 1980-х гг., которые называют золотым веком идолов, но вместе с тем наметилась и усталость аудитории от данного культурного феномена. Несмотря на успех звёзд с большим количеством популярных хитов вроде дуэта Pink Lady или певицы Мацуда Сэйко, большинство идолов в конце 1980-х гг. стали восприниматься исключительно как продукты медиаиндустрии, изначально рассчитанные на продажу, а потому – как искусственные и неискренние. Недовольство подогревали и многочисленные скандалы, самым ярким из которых стал суицид певицы Окада Юкико в 1986 г., спровоцировавший волну самоубийств её поклонников.
После короткого периода охлаждения к идолам в конце 1980-х – начале 1990-х гг., совпавшего с началом экономического и социального кризиса в Японии, появилось новое поколение музыкантов, нацеленных не только на внутренний рынок. Термин J-pop стал обозначением для подражания западноевропейской поп-музыке в условиях, когда интерес к западным поп-исполнителям в самой Японии всё ещё оставался невысоким. Идолами становились не только девушки (например, певица Утада Хикару), но и молодые люди (например, бой-бэнд SMAP). Их участие в телевизионных драмах и рекламе поддерживало укоренённость культуры идолов в индустрии развлечений Японии с её ориентированностью на производство и продвижение молодых звёзд, способных угождать публике. При этом популярность этих идолов в соседних странах, таких как Южная Корея, Китай и Филиппины, позволила наметить новое направление культурной экспансии Японии. Японская поп-музыка стала «мягкой силой», которая информировала молодых людей Юго-Восточной Азии о современном городском стиле жизни.
Интернет и новые медиа начала 21 в. усилили эту тенденцию. При этом идолы стали продвигаться на мировой рынок не только Японией, но и Южной Кореей. Звёзды K-pop (корейской поп-музыки) были ориентированы на то, чтобы понравиться западному слушателю: их внешний вид больше отвечал конвенциональному представлению о молодой звезде. Японские идолы, в свою очередь, подвергались критике за укрепление мизогинии и эстетизацию сексуальных девиаций: образы девушек были подчёркнуто «кавайными», но при этом сексуализированными, их наряды отсылали к школьной униформе и субкультуре поклонников манги и аниме. По мнению исследователей, подобная «культура Лолит» («лоликон») негативно сказалась на продвижении за рубежом японской культуры в целом (Galbraith. 2018. P. 209–211). Так, одна из самых популярных и высокооплачиваемых девичьих идол-групп AKB48, существующая с 2005 г., подвергается регулярной критике как внутри страны, так и за её пределами за эксплуатацию провокационных образов, взрослую фанатскую базу, а также за жёсткие условия контрактов, исключающих любую свободу вне группы, в том числе «свободу на свидания».
В 2000-х гг. идолы, наравне с мангой, аниме и видеоиграми, являются частью вклада Японии в глобальную поп-культуру, которая всё больше отходит от англоцентричности и переориентируется на Восток, а также в региональную культуру Юго-Восточной Азии. У потребителей из Юго-Восточной Азии есть «множество предпочтений в области популярной культуры, проистекающих из множества центров» (Otmazgin. 2016). Помимо Японии, это Южная Корея, Китай. В России также есть сообщества поклонников японских идол-групп, таких как AKB48, 9nine или Momoiro Clover Z, однако их российская фанатская база намного уступает фанатской базе международных звёзд K-pop, например BTS или BLACKPINK.
Сама индустрия идолов, как японских, так и корейских, претерпевает существенную трансформацию, подпитываемую новыми идолами, пришедшими из социальных медиа со cвоими поклонниками.