Сепир Эдуард
Се́пи́р Эдуа́рд (Эдвард Сепир) (Edward Sapir) (26.1.1884, Лауэнбург, Германия, ныне Лемборк, Польша – 4.2.1939, Нью-Хейвен), американский языковед и антрополог, член Американской академии искусств и наук (1934).
Родился в семье синагогального кантора. Учился в Колумбийском университете (в 1904 получил степень бакалавра, в 1905 – степень магистра); ученик Ф. Боаса. В 1910–1925 гг. работал главным этнологом этнографического отдела Канадской геологической службы в Оттаве. Профессор Чикагского (1925–1931) и Йельского (с 1931) университетов. Президент Американского лингвистического общества (1933) и Американской антропологической ассоциации (1938).
Сепир – крупнейший исследователь языков и культур индейцев Северной Америки (нутка, навахо, квакиутль, чинук и др.), организатор и участник многих научных экспедиций и лингвист-теоретик. В самой известной своей книге «Язык» («Language», 1921; рус. пер. 1934), рассчитанной на широкого читателя, изложил общетеоретическую концепцию, наиболее повлиявшую на развитие мировой лингвистики в области типологии, мало изучавшейся в предшествовавшие десятилетия. Сепир впервые предложил многомерную типологическую классификацию языков мира, характеризующую их на основе не какого-либо одного, а нескольких существенных признаков, комбинирующихся между собой. Наиболее важный из таких признаков – способность языка выражать значения той или иной степени абстрактности. Сепир ввёл также понятие дрейфа языков, связанное с их стремлением к однонаправленному развитию.
В ряде исследований, в том числе в работе «Статус лингвистики как науки» (1929), Сепир полемизировал с господствовавшей в США того времени дескриптивной лингвистикой, стремившейся к выработке строго лингвистических методов, отрыву изучения языка от других гуманитарных наук, и показывал связи языкознания с социологией, психологией, историей и другими науками.
Сепир рассматривал мало интересовавшие многих его современников проблемы связи языка и мышления и вновь после В. фон Гумбольдта поставил вопрос о том, насколько представления людей о мире обусловлены их языком; этот вопрос далее исследовал его ученик – Б. Л. Уорф, выдвинувший т. н. гипотезу лингвистической относительности.
В статье «Язык» в «Энциклопедии социальных наук» (1933; полностью издана на русском языке в 1993) Сепир выделил основные функции языка; среди них наиболее важной он признал не функцию общения (коммуникативную), а функцию познания и членения мира [символическую (в современной терминологии – когнитивную)]. Также выделил функцию языка как средства социализации.
Изучал проблемы отражения в речи человеческой личности, психологической реальности единиц языка, в том числе фонемы, и др. Предложил наиболее известную генеалогическую классификацию языков индейцев Северной Америки. Ряд идей Сепира (о символической функции языка как о его главной функции, о связи между языкознанием и другими гуманитарными науками, о проявлении в языке индивидуальности человека, об объяснительной типологии) опередил своё время и начал развиваться в науке лишь с конца 20 в.