«God of War: Ghost of Sparta»
«God of War: Ghost of Sparta», 6-я часть серии видеоигр «God of War» в жанре приключенческий экшен и слэшер. Разработана студией SCE Santa Monica Studio и издана компанией Sony Computer Entertainment в 2010 г. Выпускалась на портативной платформе PlayStation Portable (PSP). Сюжет данного проекта раскрывает историю, разворачивающуюся между «God of War» и «God of War: Betrayal».
История создания
Новая часть франшизы под названием «God of War: Ghost of Sparta» была анонсирована 4 мая 2010 г. (Levine. 2010). Дейна Джен, игровой продюсер, отметил, что новая часть должна стать больше, чем «God of War: Chains of Olympus» как по длительности, так и наполненности игровым контентом. Так, продолжительность основной сюжетной кампании была увеличена, а сама история раскрывала недомолвки, оставшиеся от предшествующих игр. В итоге разработка новой части заняла 23 месяца. В июне 2010 г. компания-издатель впервые продемонстрировала кинематографический трейлер игры во время фестиваля E3, а в ноябре того же года проект стал доступен пользователям для непосредственного ознакомления.
Для создания графики в «God of War: Chains of Olympus» использовался движок Ready at Dawn. Камера вновь была фиксированной, предоставляя пользователям вид от третьего лица.
Игровой саундтрек написан Джерардом К. Марино и Майком Риганом. Музыкальный альбом «God of War: Ghost of Sparta Original Soundtrack» был выпущен компанией Sony Computer Entertainment America в октябре 2010 г. Музыка проекта выходила в цифровом формате на медиаплеере iTunes. Среди актёров озвучки присутствовали как новые сотрудники, так и те, кто уже принимал участие в создании ранее разработанных проектов серии «God of War». К своим ролям вернулись Т. К. Карсон, Э. Торпи, Л. Хант и др.
Сюжет
Действие «God of War: Ghost of Sparta» разворачивается в альтернативной вселенной Древней Греции. Как и в предыдущих играх серии, вымышленным миром правят олимпийские боги, а монстры из мифов сосуществуют с людьми. Кратоса, спартанского военачальника и главного героя франшизы, всё ещё мучают воспоминания о прошлом. Внезапно он получает видение о том, что его мать, Каллисто, нуждается в помощи. Когда Кратос прибывает к ней, то застаёт её уже при смерти, однако женщина успевает сообщить ему важную информацию. Оказывается, что в живых остался брат протагониста по имени Деймос. Главный герой считал его давно погибшим, так как ещё в детстве его похитили боги Олимпа. Кража была связана с предсказанием Оракула, согласно которому Меченый воин должен был восстать против олимпийцев и свергнуть их подобно тому, как некогда Зевс одержал победу над Титанами. Так, из-за странных родимых пятен Деймоса бог войны Арес и его сестра Афина посчитали мальчика тем самым воином, который в будущем будет готовить восстание против них. Похитив ребёнка, они доставили его в Царство Мёртвых и все последующие годы подвергали пыткам, чтобы тот не мог стать угрозой для жителей Олимпа. Кратос не смог тогда спасти брата, будучи неспособным противостоять богам, но в память о нём нанёс на свое тело рисунок, повторяющий метки Деймоса. Узнав правду о своём близком родственнике, протагонист немедленно направился в Царство Мёртвых. По прибытии во владения Аида Кратос находит Деймоса, но воссоединившихся братьев настигает Танатос, бог смерти. Он объясняет героям, что Афина и Арес совершили ошибку: они забрали не того ребёнка, так как истинным меченым воином из пророчества является Кратос. Однако Танатос не намерен отпускать братьев без боя. В итоге протагонисты побеждают, но это им удаётся только ценой жизни Деймоса. Главный герой понимает, что боги вновь стали причиной потери дорогих ему людей. Теперь Кратос, лишившийся семьи, понимает, что ему нечего терять и отправляется мстить тем, кто виновен в его несчастьях.
Игровой процесс
Геймплей «God of War: Ghost of Sparta» похож на игровой процесс предыдущих частей франшизы. Управляя персонажем, пользователям необходимо участвовать в многочисленных боях с монстрами, решать головоломки и преодолевать препятствия в режиме платформера. Загадки, встречаемые игроками по ходу прохождения, имеют разные уровни сложности. Так, для решения одних головоломок достаточно передвижения одного ящика, в то время как для других необходимо исследовать всю локацию в поиске необходимых предметов. Элементы платформера предполагают перепрыгивание пропастей, балансирование на балках и подъём по лестницам или верёвкам для продвижения по различным зонам (Sundberg. 2010). Боевая система требует от пользователей выстраивания различных тактик сражения для победы над противниками. Встречаемые игроками враги представлены существами древнегреческой мифологии, среди которых: гарпии, минотавры, горгоны и др. Каждый монстр обладает уникальными способностями атаковать и различной скоростью реакции, поэтому пользователям необходимо применять разные комбинации и приёмы для успешного ведения боя. Для этого в игре присутствует несколько видов оружия и магических способностей. Когда у врагов остаётся мало очков здоровья, пользователи могут активировать специальную анимацию добивания, уникальную для каждой единицы снаряжения или магии. Основным оружием Кратоса являются Клинки Афины, которыми главный герой был вооружён ещё в первых частях «God of War». Они представляют собой два лезвия на цепях, которые закреплены на предплечьях персонажа. По ходу прохождения пользователям открываются другие единицы оружия: Оружие Спарты – щит и копьё, а также Проклятие Теры, которое усиливает Клинки Афины за счёт стихии огня. Помимо этого, Кратос получает несколько магических способностей: Око Атлантиды, Бич Эринии и Рог Борея (Tanner. 2012). Оружие, как и магия могут быть улучшены при помощи очков опыта, добываемых при убийстве врагов или уничтожении предметов окружения. Кроме того, игроки могут усиливать возможности персонажа за счёт дополнительных артефактов. К примеру, Оковы Ареса позволяют бесконечно использовать магию, а Сова Афины помогает находить на локациях скрытые сокровища.
После прохождения основного сюжета игрокам становится доступен дополнительный режим сражений «Вызов Богов». В нём представлены пять испытаний от Ареса и восемь – от Афины. Для открытия новых заданий пользователям нужно выполнить особые условия, например не получить урона во время боя. Ещё одним дополнительным режимом стала боевая арена, в которой игроки могут самостоятельно настраивать сложность сражений и количество монстров. В ещё одном режиме – «Храм Зевса» пользователи имеют возможность приобрести бонусные испытания, костюмы, концепт-арты и видеоролики в обмен на собранные очки опыта.
Критика и влияние
Игра получила высокие оценки критиков и игроков. «God of War: Ghost of Sparta» была номинирована на премии D.I.C.E. Awards, BAFTA, Spike Video Game Awards и другие видеоигровые премии. В сентябре 2011 г. «God of War: Ghost of Sparta» вошёл в сборник «God of War: Origins» для платформы PlayStation 3 совместно с предыдущей игрой серии «God of War: Chains of Olympus». Графика обеих игр была выведена на новый уровень, будучи адаптированной под новое поколение консолей. Также переработано управление персонажем и добавлены новые внутриигровые трофеи. В августе 2012 г. «God of War: Origins» вошла в сборник «God of War Saga» в рамках коллекционного издания игр франшизы для PlayStation 3.