«God of War» (2018)
«God of War», 8-я часть серии видеоигр «God of War» в жанре приключенческий экшен. Разработана студией SCE Santa Monica Studio и издана компанией Sony Interactive Entertainment в 2018 г. Выпускалась на платформах PlayStation 4 и персональных компьютерах. Проект является сиквелом «God of War III» и посвящён продолжению истории нового бога войны Кратоса.
История создания
Разработка новой части серии «God of War» началась в 2014 г. Место продюсера вновь занял К. Барлог, ранее работавший над первыми двумя играми франшизы. В ходе создания проекта команда разработчиков должна была определить, какая мифология станет основой для сюжета и игрового окружения. В итоге выбор пал на скандинавские легенды (Paget. 2016), хотя до этого обсуждались египетские мифы. Кори Барлог отмечал, что, хотя мнения команды разделились, норвежские мотивы оказались предпочтительнее, т. к. они кажутся менее изолированными от других культур. Египет и его мифология больше сконцентрированы вокруг цивилизации, что не позволило бы раскрыть личную историю персонажей (Bratt. 2016). Также разработчиками было принято решение сфокусироваться на работе исключительно над одиночным режимом прохождения, несмотря на наличие мультиплеера в предшествующей игре. Официальный анонс проекта состоялся на выставке E3 2016 г. и сопровождался демонстрацией игрового процесса будущей «God of War» (Слива. 2016).
Графика новой части франшизы была значительно улучшена по сравнению с предыдущими играми серии. Главной особенностью «God of War» 2018 г. стало то, что она сделана «одним кадром» с видом от 3-го лица. В ней отсутствовали экраны загрузки и затемнения, обозначающие переход между локациями, а анимационные ролики вплетались в игровой процесс. Такой подход к повествованию значительно увеличил объём работы команды, но, несмотря на затруднения и изначальное недовольство разработчиков, идея «единого кадра» была реализована в финальной версии проекта.
Музыка «God of War» написана композитором Беаром Маккрири. При создании саундтреков он вдохновлялся традиционными песнями и звучанием инструментов народов Северной Европы. Так, при записи музыкального сопровождения были задействованы скандинавские струнные инструменты, исландский хор, а также глубокий женский и мужской вокал. Официальный саундтрек вышел в апреле 2018 г. в цифровом и CD-форматах в Sony Classical Records. В июне 2018 г. музыкальные композиции игры были выпущены на виниловых пластинках, производимых Sony Interactive Entertainment совместно с Mondo Tees. В декабре 2021 г. альбом перевыпускался компанией Music On Vinyl ограниченным тиражом, составившим 1 тыс. копий.
Сюжет
Как и в предыдущих играх франшизы, монстры из легенд народов Севера сосуществуют с людьми. Кратос, бывший спартанский военачальник и главный герой франшизы, пережил события «God of War III». После своей мести богам Олимпа он отправился странствовать по миру и оказался на севере континента, в Мидгарде. Там он познакомился со своей 2-й женой, воительницей по имени Фей, от которой у него появился сын Атрей. Игра начинается после смерти спутницы главного героя, последней просьбой которой стало пожелание, чтобы её прах был развеян на самой высокой вершине Девяти Миров. Кратос и Атрей сжигают её на погребальном костре, а после отправляются на охоту, во время которой на Кратоса нападает незнакомец. Одолев его, бывший военачальник решает взять наследника с собой в путешествие, чтобы проститься с Фей. Отец и сын на своём пути сталкиваются со множеством препятствий, но в их преодолении им помогают новообретённые союзники. Так, братья-гномы Брок и Синдри улучшают оружие протагонистов, а лесная ведьма Фрея помогает им пройти сквозь непроницаемый туман. Кратос и Атрей встречают мирового змея Йормунгандра на Озере Девяти. Он оказывает героям услугу и помогает в осуществлении задуманного, открывая путь в новые земли. Достигнув пика Мидгарда, Кратос и Атрей видят трёх воинов, одним из которых оказывается восставший из мёртвых незнакомец, ранее напавший на них. Его приспешниками являются сыновья Тора – Магни и Моди, которые допрашивают человека по имени Мимир. После того как троица уходит, Кратос и Атрей расспрашивают о них у нового знакомого. Он рассказывает героям о том, что незнакомец – это Бальдр, сын Одина и король Асгарда. Мимир предупреждает протагонистов об опасности, исходящей от этого правителя, а также вышестоящих богов – Одина и Тора. Он также говорит, что они помешают Кратосу и Атрею достичь Йотунхейма, вершины Девяти Миров, но есть способ обойти их. Мимир просит отрубить ему голову, чтобы в дальнейшем путешествовать с главными героями и указывать им путь. Пользователям предстоит достигнуть самой высокой точки хребта, попутно узнавая всё больше о скандинавской мифологии и борясь с монстрами.
Игровой процесс
Геймплей «God of War» в основном состоит из подробного исследования мира, боёв с противниками и решения головоломок (DiMento. 2018). Главным отличием новой игры от предшествующих является то, что Кратос больше не использует Клинки Хаоса, лезвия на цепях, в качестве основного оружия. Вместо этого он вооружается магическим боевым топором Левиафана, который можно метать в противников и предметы окружения, а потом притянуть его обратно в руку. Благодаря магии мороза, заключённой в данном оружии, пользователи могут использовать его для решения некоторых загадок, например, замораживая объекты. Со временем открываются улучшения для топора, заключённые в находимых рунах. Новой единицей снаряжения является Щит Хранителя, который подходит как для нанесения урона, так и для отражения атак противников. Для создания и улучшения оружия и брони пользователям необходимо находить дополнительные ресурсы и валюту. Встречаемые на локациях сундуки содержат случайные предметы, среди которых могут быть чары, предназначенные для совершенствования снаряжения протагонистов. Для усиления главных героев используются очки опыта, за которые игроки приобретают новые боевые навыки. Помимо оружия, Кратос использует способность под названием «Спартанская Ярость»: она заряжается во время боя и после активации усиливает персонажа. Бо́льшую часть времени пользователи управляют бывшим спартанским военачальником, но в некоторые моменты они могут давать команды его сыну Атрею. Например, если игроку нужна помощь, он может посмотреть на врага и нажать специальную кнопку, чтобы второстепенный персонаж начал атаковать монстра. Сталкиваясь с большим количеством противников, Атрей отвлекает некоторых из них. Если же монстров оказывается слишком много, сына главного героя могут оглушить на определённый период времени. Помимо участия в боях Атрей помогает Кратосу в перемещении объектов, исследовании локаций и решении головоломок. Снаряжение второстепенного персонажа также может быть улучшено по ходу прохождения при помощи найденных частей доспехов или рун.
Критика и признание
Игра получила высокие оценки критиков и игроков. «God of War» 2018 г. была обновлена и портирована на платформу PlayStation 5 в ноябре 2020 г. Игра победила во множестве номинаций премии Golden Joystick Awards 2018 г.: «Лучший сценарий», «Лучший видеодизайн», «Лучший аудиодизайн» и «Игра года для платформы PlayStation». Также проект был признан игрой года по версии The Game Awards 2018 г. и D.I.C.E. Awards 2019 г., BAFTA 2019 г., Game Developers Choice Awards 2019 г. и др. В 2022 г. вышел сиквел «God of War Ragnarök».