«God of War III»
«God of War III», пятая часть серии видеоигр «God of War» в жанре приключенческий экшен и слэшер. Разработана студией SCE Santa Monica Studio и издана компанией Sony Computer Entertainment в 2010 г. Выпускалась на платформах PlayStation 3 и PlayStation 4. Игра является прямым сюжетным продолжением «God of War II».
История создания
Работа над «God of War III» началась сразу после выпуска «God of War II» в 2007 г. Продюсером новой части франшизы стал С. Асмуссен, который ранее был ведущим художником во время разработки предшествующих игр. Изначально рассматривалась возможность сделать новый проект многопользовательским, но в итоге идея была отклонена. К декабрю 2009 г. игра находилась на завершающей стадии разработки. На выставке E3 2009 г. была показана демоверсия «God of War III». Демонстрировалась боевая система, а также улучшенная графика новой части серии. Стиг Асмуссен оценил общую продолжительность игры в 10–20 часов, готовый сценарий проекта составлял около 120 страниц (Gibson. 2008). «God of War III» вышла в свет в марте 2010 г. (Levine. 2010).
Графика «God of War III» создавалась на основе игрового движка, использовавшегося при разработке предыдущих игр франшизы. Впоследствии он был изменён для реализации обновлённой системы взаимодействия моделей персонажей и создания более качественной анимации (Gallagher. 2009). Добавлены новые ракурсы – например, во время некоторых крупных сражений камера перемещается в сторону от боя, а для финальной битвы использовался вид от первого лица.
Саундтрек «God of War III» создан композиторами Дж. Марино, Р. Фишем, М. Рейганом, Дж. Роной и К. Веласко. Цифровая и CD-версии музыкальных композиций игры стали доступны пользователям в марте 2010 г. Над озвучкой персонажей работали актёры, ранее участвовавшие в создании игр серии «God of War»: Т. К. Карсон, Э. Торпи, Кори Бёртон, Д. Дерриберри и Л. Хант.
Сюжет
Действие «God of War III» разворачивается в альтернативной вселенной Древней Греции, где мифические существа обитают в мире людей. Бывший военачальник спартанской армии и главный герой франшизы, Кратос, выступает против богов Олимпа. Протагонист командует титанами во главе с богиней земли Геей, которых спас от Зевса ещё в «God of War II», когда вернулся в прошлое, чтобы отомстить жителям Олимпа. Первым богом, дающим отпор Кратосу, становится Посейдон, владыка морей. Он погибает от рук протагониста. После смерти Посейдона происходит всемирный потоп, оставивший в живых только жителей высокогорья. Одолев Посейдона, Гея и Кратос настигают Зевса. Но богиня земли предаёт протагониста: она сбрасывает его во владения Аида, а сама продолжает борьбу вместе с оставшимися титанами. В Царстве Мёртвых Кратос встречает Афину, которая рассказывает ему о том, что сила Зевса содержится в Пламени Олимпа, которое необходимо потушить, чтобы раз и навсегда одолеть бога. Богиня дарит Кратосу новое оружие, с которым он сможет противостоять остальным олимпийцам. Так главный герой начинает своё восхождение к Пламени Олимпа. Кратос убивает всех, кто встречается ему на пути: Аида, Гелиоса, Гермеса, Геру, Геракла, Гефеста. На помощь главному герою приходит дочь Гефеста, Пандора. Когда они с Кратосом достигают Пламени Олимпа, девушка жертвует собой и бросается в огонь, тем самым делая Зевса смертным и оставляя протагонисту Ящик Пандоры. Кратос открывает шкатулку, но она оказывается пуста. Зевс высмеивает главного героя за очередную неудачу, после чего разъярённый спартанец убивает царя богов, а мир погружается в хаос. Афина прибывает на место сражения, чтобы поздравить Кратоса с победой, и просит его передать силу, которую тот получил из ящика Пандоры. Главный герой утверждает, что тот пуст, но на самом деле это не так. Оказывается, что, когда зло было впервые запечатано в шкатулку, в качестве меры безопасности Афина поместила в неё надежду. Именно благодаря ей Кратос мог противостоять олимпийцам и их приспешникам всё это время. Богиня требует, чтобы Кратос вернул ей эту силу, т. к. благодаря ей она восстановит мир. Однако спартанец отказывается и пронзает себя Клинком Олимпа, отдавая человечеству надежду. Афина забирает меч и уходит, говоря о том, что человечество не знает, что делать с новообретённой силой.
Игровой процесс
Геймплей «God of War III» похож на предыдущие игры серии. Пользователям необходимо решать загадки, участвовать в боях с различными противниками и преодолевать препятствия в режиме платформера. Последний включает в себя карабканье по стенами и лестницам, прыжки и раскачивание на верёвках. У головоломок разная сложность. Так, для решения некоторых из них достаточно размещения объектов в определённом порядке, в то время как другие требуют поиска дополнительных предметов или скорости реакции. Врагами главного героя являются разнообразные существа древнегреческой мифологии: гарпии, кентавры, циклопы, химеры и др. Для каждого вида монстров игрокам следует выбирать наиболее подходящую тактику боя. Основным оружием Кратоса являются Клинки Афины, а позже – Клинки Изгнания, представляющие собой пару лезвий, прикреплённых к цепям, обёрнутым вокруг запястий и предплечий персонажа. При прохождении пользователям становятся доступны дополнительные единицы вооружения: когти Аида, немейский Цестус и хлыст Немезиды. Некоторые приобретённые типы снаряжения необходимы для разрушения препятствий, в то время как другие помогают более эффективно добивать противников. Помимо оружия, Кратос может использовать магические способности. В отличие от предыдущих игр, в этом проекте магия изучается совместно с приобретением снаряжения, дополняя его и открывая новые разновидности атак. Каждое оружие может быть улучшено при повышении уровня. Пользователи совершенствуют снаряжение за счёт приобретённых в боях единиц опыта. Кроме основных 4 видов оружия, игрокам со временем открываются 3 второстепенных предмета: лук Аполлона, голова Гелиоса и сапоги Гермеса. Данные артефакты используются для открытия ранее недоступных частей локаций. Также для прохождения новых зон и борьбы с противниками игроки могут пользоваться такими реликвиями, как золотое руно, крылья Икара, трезубец Посейдона, ледяная буря Борея и Ярость Спарты. Например, Ярость Спарты обеспечивает Кратоса временной неуязвимостью и увеличивает урон от атак, а крылья Икара позволяют парить в воздухе. Для улучшения персонажа пользователям необходимо собирать глаза Горгоны и перья Феникса, которые увеличивают запас здоровья и магии Кратоса.
После прохождения основной игры пользователям открывается дополнительный режим «Вызов Олимпа», включающий в себя 7 испытаний. Каждое из них подразумевает выполнение игроками определённых заданий, например, необходимо убить врагов определённым типом оружия или не получить урона во время боя. Так, пользователи могут разблокировать бонусные костюмы для Кратоса, видеоролики и концепт-арт персонажей и окружения. Ещё одним режимом является «Боевая Арена», активируя которую игроки могут самостоятельно выбирать противников и устанавливать уровень сложности для сражений.
Критика и влияние
«God of War III» была высоко оценена критиками и игроками. Игра входит в линейку величайших игровых хитов для платформы PlayStation 3. В августе 2012 г. проект вошёл в коллекционные издания серии «God of War: Origins Collection» и «God of War Saga». Позже игра была обновлена и портирована на платформы PlayStation 4 и PlayStation 5 с улучшенной системой боя и графикой (News Division. 2015). Игра была номинирована на Spike Video Game Awards, D.I.C.E. Awards и другие видеоигровые премии. На церемонии вручения наград Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA) 2011 г. «God of War III» получила награду «За художественные достижения» и была номинирована в категориях лучшие «Экшен» и «Игровой процесс» (BAFTA. 2011).