«God of War: Chains of Olympus»
«God of War: Chains of Olympus», четвёртая часть серии видеоигр «God of War» в жанре приключенческий экшен и слэшер. Разработана SCE Santa Monica Studio совместно с Ready at Dawn и издана компанией Sony Computer Entertainment в 2008 г. Выпускалась на портативной платформе PlayStation Portable (PSP). Проект стал первой игрой в серии, выпущенной для PSP, и является одним из приквелов к первой части «God of War».
История создания
Идея новой части «God of War» для PSP была предложена компании-издателю в феврале 2007 г. После выхода «God of War II» в марте того же года игровой продюсер К. Барлог официально подтвердил разработку «God of War: Chains of Olympus». Изначально проект являлся спин-оффом, действия которого разворачиваются во вселенной альтернативной Древней Греции, представленной в игровой франшизе (Leone. 2007). Впоследствии сценарий был переписан и сюжет стал предысторией ранее вышедших игр.
Первый трейлер «God of War: Chains of Olympus» был выпущен в апреле 2007 г., а сам проект вышел в свет в марте 2008 г. Игра изначально была разработана для процессора PlayStation Portable с частотой 222 МГц. После обновления устройств компанией Sony проект адаптировался разработчиками на процессоры 333 МГц. Данное улучшение способствовало производительности игры на консоли, делая прохождение приятнее для пользователей как с визуальной точки зрения, так и со стороны взаимодействия с внутриигровым окружением (Yoon. 2008): отклик стал быстрее, а персонаж более контролируемым.
Для создания графики в «God of War: Chains of Olympus» использовался игровой движок Ready at Dawn. Новые технические возможности позволили сделать освещение на локациях реалистичным, а также улучшить текстуры тканей и воды. Игровая камера была фиксированной, что делало опыт прохождения кинематографичным, усиливая зрелищность боёв.
За саундтрек к новой части франшизы отвечал Дж. К. Марино. Было написано около 15 мин новой музыки, а основу звукового сопровождения составили треки из предыдущих игр серии. В 2007 г. стал доступен для прослушивания цифровой демоальбом под названием «Battle of Attica» (God of War ... 2007). Три мелодии из финальной версии саундтрека включены в качестве бонусных композиций в музыку «God of War: Ghost of Sparta» (Ken Chan. 2010). Среди актёров озвучки в основном были те, кто уже работал над франшизой. Например, вернулись к своим ролям Терренс К. Карсон и Линда Хант, которые озвучивали Кратоса и нарратора соответственно.
Сюжет
Действие «God of War: Chains of Olympus» разворачивается в альтернативной вселенной Древней Греции, где мифические монстры сосуществуют вместе с людьми. Бывший военачальник спартанской армии и главный герой франшизы, Кратос, служит богам Олимпа, выполняя их поручения. Игра начинается с того, что протагониста отправляют в город Аттика для защиты населения от вторжения войск персидской армии. Вскоре после прибытия Кратос выясняет, что его противником станет не только беспощадный царь, решивший напасть на поселение, но и гигантский монстр – василиск. Главному герою удаётся победить обоих врагов, и он обращается к богам, чтобы узнать достаточно ли такой жертвы для искупления его грехов. Однако вместо ответа от олимпийцев перед Кратосом предстаёт вид падающего солнца, а окружающий героя мир погружается во тьму. Следуя за тусклым светом на горизонте, персонаж добирается до храма Гелиоса. На месте Афина сообщает ему, что бог солнца, Гелиос, исчез, а Морфей воспользовался этим и погрузил остальных олимпийцев в глубокий сон. Кратос получает задание вернуть светило и его хранителя, чтобы тот мог победить Морфея и освободить других богов. На своём пути главный герой встречает Эос, сестру Гелиоса, которая советует Кратосу найти Атласа – титана, сдерживающего небосвод. При помощи огненных коней Кратос добирается до подземного царства. Там он разговаривает с перевозчиком душ Хароном, который отказывается пускать спартанца в мир мёртвых. Между ними начинается драка, в результате которой Харон сталкивает главного героя в Тартар. Выбравшись оттуда, протагонист вновь сражается с перевозчиком, одерживая победу и захватывая его судно. При помощи лодки Кратос сплавляется по реке Стикс, следуя за солнечным светом, отныне освещающим подземное царство. Однако вместо пропавшего Гелиоса Кратос находит свою дочь Каллиопу около храма Персефоны, а вскоре встречает и саму богиню, являющуюся королевой мира мёртвых. Она говорит Кратосу, что его дочь находится на полях Элизиума и что единственный способ увидеть её снова – это избавиться от прошлого, отказавшись от сил, данных ему богами. Лишившись способностей, Кратос воссоединяется со своей дочерью. Однако вновь появляется Персефона: она насмехается над героем за его выбор и раскрывает ему истинные намерения. Оказывается, происходящее на земле и Олимпе было её планом мести Зевсу за то, что он против воли выдал её замуж за своего брата Аида. Так, для спасения своей семьи в Элизиуме и мира, подконтрольного остальным олимпийцам, Кратосу нужно снова обрести силы и сразиться с Персефоной. В итоге герою удаётся освободить мир от власти уязвлённой богини, но служба Олимпу на этом не заканчивается.
Игровой процесс
Геймплей «God of War: Chains of Olympus» сохраняет основные игровые элементы прошлых частей серии. Пользователям необходимо, как и раньше, участвовать в боях, решать головоломки и преодолевать препятствия в режиме платформера. Загадки отличаются уровнем сложности. Например, для решения некоторых достаточно переставить ящик для перемещения по ранее недоступной локации, для других требуется найти несколько скрытых объектов или расположить их определённым образом, чтобы открыть проход. Элементы платформера подразумевают карабканье по стенам, перепрыгивание через пропасти или балансирование на балках, а также раскачивание на верёвках. Боевая система была адаптирована под PSP, но в целом не сильно изменилась. Каждый тип врагов требует применения определённых боевых навыков и магии. Некоторые монстры встречаются исключительно в данной части серии. Таковыми являются тени, банши, огненные часовые, стражи гипериона и рыцари смерти. Главное оружие Кратоса – Клинки Хаоса. Они представляют собой лезвия, прикреплённые цепями к предплечьям главного героя. Пользователям доступно несколько видов атак и боевых манёвров. По ходу прохождения игроки находят дополнительные единицы оружия: Солнечный щит и Перчатку Зевса, которые, как и Клинки Хаоса, могут быть улучшены за счёт повышения уровня. Для борьбы с противниками Кратос также использует магические способности: Ифрит, Свет Зари и Гнев Харона. Со временем они тоже могут быть улучшены. С получением нового уровня орудия и магия обретают новые свойства, появляются новые способы атаки монстров. Опыт накапливается за счёт сбора специальных сфер, добываемых при убийстве противников или разрушении предметов, расположенных на локациях.
Помимо сюжетной кампании, существует дополнительный режим испытаний – «Вызов Аида», который становится доступен после прохождения игры. В нём пользователям необходимо выполнять задания различной степени сложности для получения бонусных видеороликов, концепт-артов персонажей или новых образов Кратоса.
Критика и влияние
Игра получила высокие оценки критиков и игроков. «God of War: Chains of Olympus» была обновлена и перевыпущена в 2011 г. как часть коллекции «God of War: Origins» для консоли PlayStation 3. Улучшенная версия включена в качестве цифрового дополнения в «God of War Saga», которая была выпущена в 2012 г. В 2008 г. проект был номинирован на премию «Лучшая портативная игра» (Best Handheld Game) на Spike Video Game Awards (Kietzmann. 2008).