Гертген тот Синт-Янс
Ге́ртген тот Синт Янс (Geertgen tot Sint Jans; Геррит ван Харлем, Gerrit van Haarlem) [около 1455/1465, Лейден (?) – около 1485/1495, Харлем], нидерландский живописец. Ведущий мастер живописи Харлема последней четверти 15 в. Наряду с А. ван Оуватером – основоположник голландской школы живописи.
Главный источник информации о жизни мастера – «Книга о художниках» К. ван Мандера, согласно которой Гертген тот Синт Янс родился и жил в Харлеме, учился у Оуватера, был послушником при монастыре местного ордена госпитальеров (иоаннитов), откуда и получил прозвище Гертген тот Синт Янс (Маленький Герард из [монастыря] Cвятого Иоанна); умер в возрасте 28 лет. Однако, согласно позднейшим исследованиям, художник родился в Лейдене, учился во Фландрии (возможно в Брюгге), на что указывает выраженное фламандское влияние, прежде всего, работ Рогира ван дер Вейдена и Х. ван дер Гуса, а обучение у Оуватера не находит достоверных тому подтверждений (отсутствуют видимые стилистические и технические аналогии в произведениях этого мастера). Сохранившаяся в виде копии работа «Учреждение Розария» (16 в., Музей изобразительных искусств, Лейпциг) свидетельствует также о работе Гертгена для ордена доминиканцев, который в 1478 г. основал первое в Нидерландах Братство Розария (Харлем).
Единственная упомянутая К. ван Мандером работа Гертгена тот Синт Янса – алтарный триптих «Распятие», созданный для главного алтаря церкви Святого Иоанна монастыря ордена госпитальеров в Харлеме, от которого сохранились лишь 2 стороны правой створки: внутренняя, с композицией «Оплакивание Христа», и внешняя – «Сожжение останков Иоанна Крестителя» (обе – после 1484, Музей истории искусств, Вена). Они стилистически и иконографически демонстрируют знакомство мастера с работами Рогира ван дер Вейдена и Х. ван дер Гуса, но отличаются большей прямотой и простотой в трактовке сюжетов, некоторой наивностью в изображении облика и пластики персонажей. Створка «Сожжение останков Иоанна Крестителя» представляет собой композицию, в частях которой последовательно рассказывается история реликвий святого Иоанна Крестителя: раздельное захоронение головы и тела святого при Ироде; вскрытие гробницы и сожжение костей по указу императора Юлиана Отступника в 362 г.; чудесное нахождение неуничтоженных огнём останков в 1145 г. братьями иоаннитами, сообщество которых представлено как групповой портрет заказчиков. В «Оплакивании Христа» отразилось влияние предшественников: например, фигура Марии Магдалины заимствована из «Снятия с креста» Рогира ван дер Вейдена (около 1435, Национальный музей Прадо, Мадрид); в качестве прототипа для Никодима использована фигура Мельхиора из Алтаря Монфорте Х. ван дер Гуса (около 1470, Государственные музеи, Берлин). Художник также основывался на чувственном изображении страданий в произведениях Рогира ван дер Вейдена, но придал им бо́льшую экспрессию.
Остальные работы приписываются Гертгену тот Синт Янсу на основании их стилистических характеристик. Художник упрощает силуэты фигур, что придаёт позам и движениям героев некоторую неловкость и застылость. Женские и детские образы отличаются миловидностью, красноватые оттенки сообщают теплоту лицам; некоторая замедленность и одновременно выразительность движений вносит меланхолическое настроение («Ночное Рождество», около 1490, Национальная галерея, Лондон). Художнику присущ интерес к эмоциональному состоянию персонажей («Иоанн Креститель в пустыне», около 1480–1490, Государственные музеи, Берлин). Гертгену тот Синт Янсу удалось более, чем его предшественникам, примирить чистоту локальных цветов с тональным колоритом, добиться единства создаваемого пространства («Воскрешение Лазаря», около 1480–1485, Лувр, Париж).
Внимание к изображению природы особенно сконцентрировано в образе «Иоанн Креститель в пустыне»: фигура святого вписана в натуроподобный пейзаж, обладающий единством за счёт мягкого освещения и воздушной перспективы. В интерпретации Гертгена тот Синт Янса Иоанн Креститель – присевший на камень, в одежде из верблюжьей шерсти, босоногий и подпёрший голову правой рукой – погружён в мысли о своих полных лишений странствиях и грядущих Страстях Христовых (рядом с ним Агнец Божий); лирико-меланхолическое настроение святого открывает поиски психологизма в нидерландской живописи. Важное иконографическое отличие от канонического варианта – отсутствие указующего жеста Иоанна в сторону Агнца, что делает композицию более естественной.
Камерная поэтичная работа «Ночное Рождество», основанная на утраченном, но известном по копиям оригинале Х. ван дер Гуса, считается первой полноценной ночной сценой в истории европейской живописи: она отличается от более ранних образцов естественностью освещения и предвосхищает ночные эффекты Корреджо и Караваджо.
Сюжет «Поклонение волхвов» занимает важное место в кругу работ мастера: он обращался к нему 3 раза (около 1480–1485, Рейксмюсеум, Амстердам; в 1480-е гг., Музей искусств, Кливленд; около 1490, Национальная галерея, Прага). Композиции произведений опираются на Алтарь Монфорте. Сравнение этих трёх работ позволило исследователям выделить линию творческого развития мастера. Так, пражский вариант относят к позднему периоду на основе изменения стиля, в котором обнаруживается бо́льшая манерность в изображении персонажей и яркость колорита, свойственные нидерландской живописи конца 15 в.
К позднему периоду относят и работу «Муж скорбей» (около 1485–1495, Музей монастыря Святой Екатерины, Утрехт). В сложном замысле произведения соединяется иконография «муж скорбей» с другими страстными темами – несение креста, оплакивание Христа; обращённый к зрителю взгляд Спасителя напоминает и о плате святой Вероники. Нетипичная фрагментированная композиция придаёт действию экспрессию и эмоциональность.
Возможности технико-технологических исследований последних десятилетий позволили уточнить авторство работ круга Гертгена тот Синт Янса на основе изучения его подготовительных рисунков (сделанных прямо на грунте и находящихся под слоем масляной живописи) и творческого метода в целом. Наилучшее представление об этом дают большеформатные произведения (сохранившиеся створки «Распятия» из Вены и «Поклонение волхвов» из Праги). Рисунки на грунте выполнены в 2 этапа: основные элементы переднего плана, абрисы фигур, складки одежд проработаны точными линиями жидким красящим веществом, иногда с теневой штриховкой; затем сухим материалом (вероятнее всего, чёрным мелом) обозначались области дальних планов, поверх нижнего рисунка корректировались некоторые детали. Интересно, что Гертген тот Синт Янс почти никогда не прорабатывал лица, кисти рук и ступни персонажей в подготовительных рисунках (что не типично для других мастеров арс нова): этим наиболее выразительным и «красноречивым» в трактовке персонажей элементам живописец уделял особое внимание на заключительном этапе работы. Характерной технической особенностью является и серый подмалёвок под слоями тёмно-синих, зелёных и фиолетовых цветов, что делает их непроницаемыми в инфракрасных лучах. В малоформатных работах рисунок на грунте обнаруживается лишь фрагментарно.
О существовании мастерской или учеников художника сведений не сохранилось, но ряд работ, близких по стилистике и технике к произведениям Гертгена тот Синт Янса, исследователи относят к его кругу. Так, «Святое Родство» (около 1495, Рейксмюсеум, Амстердам) или «Поклонение волхвов» (собрание Райнхарта, Винтертур) были, вероятно, выполнены учениками уже после смерти художника, что также подкрепляется результатами дендрохронологических исследований их досок (Venite, adoremus ... 2007. Р. 50; Vroege Hollanders ... 2008. Сat. 11). Кроме того, изучение работ Мастера Брунсвикского диптиха, ясно демонстрирующих близость творческому методу Гертгена тот Синт Янса, говорят о том, что он, вероятнее всего, был его учеником (Faries. 2007/2008. Р. 29–32). Напротив, в ранее связываемом с именем Гертгена тот Синт Янса диптихе («Мадонна во славе» – «Распятие», 1490–1495; ныне хранятся в Музее Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам, и Шотландской национальной галерее, Эдинбург) рисунок на грунте (выполнен стилосом) и отсутствие серого подмалёвка под синими слоями краски позволили предположить руку иного художника (Faries. 2010. Р. 214–215).
Творчество Гертгена тот Синт Янса сыграло важную роль в развитии голландской и европейской живописи, стало одним из истоков пейзажного жанра и группового портрета. Фокусом посвящённой ему выставки «Venite, adoremus: Гертген тот Синт Янс и поклонение волхвов» (2007–2008, Коллекция Оскара Рейнхарта «Ам Рёмерхольц», Винтертур) было сравнение ряда версий «Поклонения волхвов» круга художника.