#Возрождение в Нидерландах
Возрождение в Нидерландах
Тег

Возрождение в Нидерландах

Возрождение в Нидерландах
Найденo 6 статей
Живописцы
Баутс Дирк
Ба́утс Дирк (около 1410–1420 – 1475), нидерландский живописец. Работал в Харлеме и Лёвене. Испытал влияние Рогира ван дер Вейдена и школы Брюгге (Я. ван Эйк, Х. ван Эйк, П. Кристус). Документально подтверждённые произведения: «Алтарь Святых Даров» (1464–1468, церковь Святого Петра, Лёвен), триптих «Страшный суд» (сохранились боковые створки; 1468–1470, Дворец изящных искусств, Лилль), две работы из серии «Правосудие императора Оттона III» (1468–1475, Королевские музеи изящных искусств в Бельгии, Брюссель). Активно использовал световоздушную перспективу, увеличил роль пейзажа, одним из первых в нидерландской живописи применял линейную перспективу. К числу приписываемых Баутсу работ принадлежат триптих «Поклонение волхвов» («Жемчужина Брабанта»; около 1465, Старая пинакотека, Мюнхен) и мужской портрет (1462, Национальная галерея, Лондон; здесь Баутс впервые в истории нидерландского портрета заменил глухой фон интерьером с раскрытым окном, из которого открывается пейзаж).
Йоханнес Вирикс. Портрет Дирка Баутса. Конец 16 – начало 17 вв.
Периоды (эпохи) в культуре
Возрождение
Возрожде́ние, или Ренессанс, широкое умственное и художественное движение 14–16 вв., давшее название имеющей мировое значение эпохе в истории культуры стран Западной и Центральной (католической, латинской) Европы позднего Средневековья и раннего Нового времени. Термин «Возрождение» встречается уже у современников, однако в общем историко-культурном значении он вошёл в обиход лишь в 19 в. Ренессанс выразился в стремлении к духовному, нравственному и общественному обновлению (возрождению) человека и человечества посредством обращения к культуре Античности и её переосмысления. Для эпохи Возрождения характерны антропоцентризм (интерес к изучению феномена человека в широком смысле), внимание к светской культуре. Мировоззрение и систему духовных ценностей Ренессанса называют гуманизмом. Наиболее известные деятели эпохи Возрождения: Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, К. Салютати, Л. Валла, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Дж. Вазари, Ф. Брунеллески, А. Палладио, У. Шекспир.
Рафаэль. Афинская школа. Фреска в Станце делла-Сеньятура, Папский дворец (Ватикан). Между 1508 и 1511
Живописцы
Мастер Брунсвикского диптиха
Ма́стер Бру́нсвикского ди́птиха (Meester van de Brunswijkse diptiek), анонимный нидерландский живописец Северного Возрождения, работавший в период между 1480–1510 гг. в Харлеме. Условное наименование дано по приписываемому художнику одноимённому диптиху (около 1490, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвайг) с изображением Мадонны с Младенцем и святой Анны на левой створке, коленопреклонённым донатором – монахом-картузианцем, в сопровождении святой Варвары – на правой. На внешней стороне правой створки представлен святой Бавон. Диптих исследовал М. Фридлендер, в 1903 г. атрибутировав его Гертгену тот Синт-Янсу, а затем, в 1927 г., одному из его учеников (M. J. Friedländer Die Altniederländische Malerei. vol. V. Berlin-Leiden, 1927. Р. 51–54). Хотя личность мастера так и не удалось идентифицировать, группа работ, приписанных ему Фридлендером, остаётся неоспоренной (деревянные панели с изображениями святых Валериана и Цецилии, вероятно, служившие боковыми створками триптиха, около 1490 – около 1510, Рейксмюсеум, Амстердам и др.).
Мастер Брунсвикского диптиха. Мадонна и младенец со святой Анной, картузианским монахом и святой Варварой. Диптих. Ок. 1490
Живописцы
Гертген тот Синт-Янс
Ге́ртген тот Синт Янс (около 1455/1465 – около 1485/1495), нидерландский живописец. Ведущий мастер живописи Харлема последней четверти 15 в. Наряду с А. ван Оуватером – основоположник голландской школы живописи. Ключевая работа мастера – алтарный триптих «Распятие» для главного алтаря церкви Святого Иоанна монастыря ордена госпитальеров (иоаннитов) в Харлеме (сохранились 2 стороны правой створки: внутренняя, с композицией «Оплакивание Христа», и внешняя – «Сожжение останков Иоанна Крестителя»; обе – после 1484, Музей истории искусств, Вена).
Гертген тот Синт-Янс. Ночное Рождество. Ок. 1490
Живописцы
Ван Эйк Ян
Ван Эйк Ян [около 1390–1400(?) – до 1441], нидерландский живописец. Один из мастеров, чьё творчество ознаменовало переход от Средних веков к Возрождению в Западной и Центральной Европе. Упоминается в документах как придворный художник герцогов Иоанна III Баварского и Филиппа Доброго в Гааге (1422–1425), в Лилле (1425–1428). С 1431–1432 гг. в Брюгге. Наиболее раннее документированное и самое монументальное произведение – Гентский алтарь «Поклонение Агнцу» (1432, собор Святого Бавона, Гент): первый известный пример в искусстве к северу от Альп, где живописными средствами создаётся убедительная иллюзия пространства и объёма, световоздушной среды, передаётся широчайший спектр оптических эффектов. Сохранились девять работ с авторскими датировками и подписями (все созданы в Брюгге в 1432–1439): пять портретных изображений – «Портрет мужчины» («Léal Souvenir») (1432), «Портрет мужчины» (возможно, автопортрет; 1433), «Портрет четы Арнольфини» (1434; все – Национальная галерея, Лондон) и другие, а также алтарные – «Мадонна каноника ван дер Пале» (1436, Музей Грунинге, Брюгге) и др. Приписываются миниатюры группы G (1420-е или 1440 гг.) Турино-Миланского часослова (Городской музей античного искусства, Турин).
Ян ван Эйк. Портрет мужчины. 1433