Ирод Антипа
И́род Анти́па (греч. Ἡρώδης Ἀντίπας; Ἡρῴδης ὁ Ἀντίππας) (20 до н. э. – после 39 н. э.), третий сын Ирода I Великого и самарянки Малтаки (4-й его жены), тетрарх Галилеи и Переи (4 до н. э. – 39 н. э.). Во время его долгого, 43-летнего, правления в Галилее проповедовал Иисус из Назарета.
Биография
В правлении тетрарха можно выделить несколько характерных моментов. Прежде всего очевидно его стремление к дружбе с Римом. Ирод Антипа правил при трёх императорах и у всех, хотя и не всегда успешно, пытался заручиться благосклонностью. Это нашло отражение в широких строительных проектах Антипы, которые он распространил на территорию своей тетрархии.
О деятельности Ирода Антипы при Октавиане Августе (4 до н. э. – 14 н. э.) в источниках сообщается очень мало: только то, что Антипа ещё ребёнком вместе с братом Архелаем воспитывался в Риме у какого-то частного лица, а после смерти Ирода Великого оспаривал перед императором права Архелая на царский титул. Август счёл Архелая более достойным принять наследие отца, дав ему, однако, только титул этнарха, а Антипу и ещё одного сына Ирода Великого, Филиппа, поставил тетрархами. После смещения и ссылки Архелая (6 н. э.) Антипа сохранил власть над своей тетрархией. К периоду правления Августа, возможно, относится восстановление Антипой разрушенных римлянами стен в г. Сепфорис (в Галилее), получившем теперь новое наименование в честь императора – Автократида, а также в г. Бетарамфте (в Перее), получившем название Юлиада в честь дочери императора [Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII. 2. 1 (27)]. Вероятно, ещё при Августе был устроен династический брак Ирода Антипы с дочерью набатейского царя Ареты IV для установления мира между Иудеей и Аравией и создания буферной зоны между Римом и Парфянским царством. Достаточно подробно Иосиф Флавий описывает, однако, только последние годы правления Антипы, когда он ради нового брака с Иродиадой, дочерью своего сводного брата Аристобула I и женой Ирода, о котором более ничего не известно, бросил свою прежнюю жену – дочь набатейского царя Ареты IV. Началась война, в которой армия Антипы в 36 г. н. э. потерпела сокрушительное поражение от войск его бывшего свёкра [Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII. 5. 1 (109–114)].
Это, судя по всему, была единственная внешнеполитическая неудача Ирода Антипы за долгое время правления. В целом забота о внешней стабильности его пограничной тетрархии также была обусловлена его стремлением снискать покровительство римских владык. Так, он пытался играть роль посредника в подготовке подписания мирного соглашения между Римом и парфянами [Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII. 4. 5 (104–105)]. После переговоров римского легата Сирии, Луция Вителлия, с парфянским царём Артабаном II (III), когда на мосту через Евфрат был подписан мирный договор (точная датировка спорна: возможно, 36 н. э.), Антипа устроил пир в роскошном шатре. Хотя о роли тетрарха в переговорах ничего не известно, он написал императору Тиберию об этом событии ещё прежде официального отчёта Вителлия, чем вызвал недовольство последнего.
Границы тетрархии были спокойны практически всё время правления Ирода Антипы – с момента брака с дочерью Ареты IV и до войны с набатеями в 36 г. н. э.
Более подробно Иосиф Флавий описывает правление Антипы при римском императоре Тиберии (14-37 н. э.), c которым у тетрарха складывались хорошие отношения. Примером стремления к покровительству со стороны римлян можно рассматривать основание тетрархом приблизительно в 20 г. н. э. на берегу Генисаретского озера нового города, названного в честь императора Тивериадой (ныне Тиверия, Израиль) [Иосиф Флавий. Иудейская война. II. 9. 1 (168); он же. Жизнеописание. 64–69]. О хороших отношениях к тетрарху со стороны римских властей свидетельствует и то, что Тиверий отверг обвинения Агриппы против Ирода Антипы. Наконец, император поддержал Антипу в войне с набатейским царём Аретой IV (36 н. э.), начавшейся после развода Ирода с дочерью Ареты IV. Войско Антипы потерпело поражение, и тогда он обратился за помощью к Тиберию, который приказал легату Луцию Вителлию вмешаться, арестовать Арету IV и доставить его в Рим. Однако вскоре Тиберий умер, а Вителлий не спешил помогать, ожидая подтверждения приказа от нового императора.
При Гае Калигуле (с 37 н. э.) положение Антипы изменилось. Император поставил царём Иудеи своего друга – Агриппу I. Ему он также передал земли бывших тетрархий Филиппа и Лисания. Антипа, правивший к тому времени уже более 40 лет, стал также искать для себя царского титула. Побуждаемый своей новой женой, Иродиадой, он отправился в 39 г. в Рим, чтобы обосновать свои претензии. Агриппа I, узнав об их плане, послал гонца в Рим с сообщением об участии Антипы, вместе с парфянским царём Артабаном II (III), в заговоре, составленном ещё против императора Тиберия, а в настоящее время – против Калигулы. Император поверил обвинению, отнял у Антипы тетрархию и присоединил её к царству Агриппы I, а самого бывшего тетрарха отправил в изгнание на запад, видимо в г. Лугдунум-Конвенарум [ныне Сен-Бертран-де-Комменж (департамент Верхняя Гаронна, Франция)]. Иродиаде, как сестре Агриппы I, предложили сохранить её владение, но она отказалась и последовала за мужем (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII. 7. 1–2; Иудейская война. II. 9. 6). Об их дальнейшей судьбе не сохранилось сведений.
Внутренняя политика, управление тетрархией
Характерной чертой правления Антипы была политика, направленная на поддержание внутренней стабильности тетрархии. Предпосылкой для этого могло быть то, что в c 3 г. до н. э. по 44 г. н. э. Рим осуществлял свою власть лишь опосредованно, через клиентов, т. е. легионеры здесь не размещались; судопроизводство, сбор налогов и таможенных пошлин оставалось в руках местных властей. В источниках не упоминается никаких восстаний в Галилее при Антипе. Последствия смещения Архелая в Иудее и установление прямой власти римского прокуратора служили, видимо, стабилизирующими факторами и побуждали Антипу действовать жёстко в потенциально опасных ситуациях.
Вместе с тем в ряде свидетельств источников иногда видят возможность для вывода об общей нестабильности политической ситуации в Галилее при Антипе. Предпосылкой для этого уже в самом начале правления Антипы должны были стать последствия «разбойничьей войны», охватившей Галилею и другие территории после смерти Ирода Великого (4 до н. э.), когда сирийский легат Публий Квинтилий Вар разрушил Сепфорис и продал его жителей в рабство. Считается также, что в пользу указанного вывода может говорить пророчество о сыновьях Ирода в апокрифическом тексте «Вознесение Моисея» (6:7) (30-е гг. н. э.) о том, что они будут править не так долго, как их отец. Поскольку Архелай уже был к тому времени низложен, а Филипп правил в отдалённой области, то считается, что это пророчество в основном адресовано Антипе: авторы, таким образом, видимо, надеялись, что власть тетрарха вскоре падёт. Исследователи также обращают внимание на указание Страбона (География. XVI 2:46) о том, что после отстранения Архелая в 6 г. н. э. два других сына Ирода Великого, Антипа и Филипп, бежали и лишь с большим трудом смогли сохранить свои тетрархии. Наконец, с ситуацией в Галилее времени Антипы часто связывали происхождение радикальной повстанческой группы зилотов, позднее действовавшей в Иерусалиме во время антиримского восстания.
Вопросы о социально-экономической ситуации в тетрархии Антипы, на которые трудно найти однозначные ответы на основании свидетельств письменных источников, отчасти получают своё разрешение в процессе археологических исследований Галилеи (систематически проводятся с 1970-х гг.). М. Х. Енсен, автор одной из последних монографий об Антипе, использовавший эти данные, не видит следов экономического упадка поселений Галилеи в результате эксплуатации развивающимися городами ресурсов окружающих территорий. Наоборот, практически во всех исследованных местах наблюдаются признаки экономического развития и увеличения численности населения (Jensen. 2010). Археологические исследования ряда важных поселений и построек времени правления Антипы дают также сведения о религиозной и культурной ситуации того времени. Так, раскопки первой столицы Галилеи, Сепфориса (с 1983), показали, что город в 1 в. н. э. преимущественно был населён евреями, соблюдавшими галахические предписания о культовой чистоте. Дискуссии продолжаются относительно датировки ряда построек, в том числе театра в Сепфорисе (при Антипе или в конце 1 – начале 2 в. н. э.; последняя датировка доминирует в литературе, хотя ставится многими под сомнение). В то же время театр в новой столице Галилеи – Тивериаде с уверенностью относят ко времени правления Антипы.
Вывод об экономической и социальной стабильности в Галилее времени Иисуса обычно обосновывается и тем, что источники практически ничего не сообщают о каких-то экономических трудностях и голоде в то время. Голод постиг Иудею после восстания Иуды Галилеянина, выступившего против переписи Публия Сульпиция Квириния в 6 г. н. э. [Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII. 1. 1 (8)]. Следующий голод, о котором сообщается, произошёл только при императоре Клавдии I, в 46–48 гг. н. э. [Иосиф Флавий. Иудейские древности. XX. 2. 6 (51); Деян 11:28]. Значительные траты Антипы на градостроительные проекты указывают на то, что он располагал необходимыми ресурсами. По причине особенного плодородия галилейской почвы затраты на производство любых сельскохозяйственных продуктов здесь были ниже, чем в соседних областях, поэтому Антипа мог рассчитывать на достаточно большой и стабильный доход. Связь локальных дорог тетрархии с межрегиональными транспортными артериями [например, с дорогой от финикийского побережья, из Птолемаиды (ныне Акка, Израиль) через Сепфорис и Тивериаду и далее на Голаны и в Сирию] позволяет говорить о существовании на границах тетрархии и в городских центрах таможен, служивших важным ресурсом пополнения казны. В источниках упоминаются товары экспорта из Галилеи, среди них: оливковое масло, рыба и бальзам; вина, мёд, инжир и благовония. Поступления от экспорта, доходы от таможенных сборов, а также от личных земель тетрарха могли составить основной источник финансирования строительных проектов Антипы [Иосиф Флавий. Иудейская война. II. 21. 2 (592–593); он же. Жизнеописание. 75; Плиний Старший. Естественная история. XIII. 44; Тацит. История. V. 6; Страбон. География. XVI 2].
Отношение к иудейской религиозной традиции
Важное место в рассказе Иосифа Флавия об Ироде Антипе занимает отношение к иудейской религиозной традиции. В ряде случаев Антипа изображается, как и его отец, нарушителем иудейского закона. Проблемы возникли уже при основании Тивериады. В качестве новых жителей (иногда насильственно) в городе поселялись «всевозможные пришельцы», бывшие рабы, бедняки, собранные отовсюду, но были высокопоставленные лица. Всем им тетрарх предоставил права свободнорождённых граждан, даровал земельные участки и построил жилища. Это имело единственную цель – «привязать их к городу», несмотря на то что при строительстве было снесено старое кладбище, что делало жителей города нечистыми в культовом отношении [Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII. 2. 3 (36–38)]. Ещё одним случаем нарушения иудейского закона Иродом Иосиф Флавий считает брак с Иродиадой. Ирод влюбился в неё, но она согласилась выйти за него замуж, только если он разведётся со своей женой, дочерью набатейского царя Ареты IV. Новый брак имел, однако, не только политические последствия – войну с Аретой IV, но и рассматривался многими как незаконный, т. к. Иродиада приходилась Ироду Антипе племянницей и, чтобы выйти замуж за Антипу, она должна была прежде развестись с мужем. В Евангелии эта история описана как причина гибели Иоанна Крестителя. Иосиф изображает её несколько иначе. Узнав, что к Иоанну приходили многие люди, тетрарх испугался, что влияние проповедника приведёт к бунту, и решил его казнить. Это произошло в крепости Махерон, куда Иоанна Крестителя доставили по приказу тетрарха. По убеждению иудеев, гибель войска Антипы в сражении с набатеями стала наказанием за эту казнь.
Евангелисты Матфей и Марк подробно описывают гибель Иоанна Крестителя. Оба сообщают, что причиной заключения Иоанна стало осуждение им брака Антипы с Иродиадой (Мк 6:17–18; ср.: Мф 14:3–4). Евангелисты сообщают, что решение о казни Иоанна было принято на пиру по поводу дня рождения Ирода, во время которого дочь Иродиады (Синайский, Ватиканский кодексы и ряд других ранних рукописей имеют вариант – дочь самого тетрарха) так очаровала Антипу своим танцем, что он в присутствии знатных гостей клятвенно пообещал исполнить любое её желание. По наущению Иродиады девушка потребовала казнить Иоанна Крестителя (Мк 6:25).
О приверженности тетрарха религиозным традициям своих подданных свидетельствуют упоминания о его паломничестве в Иерусалимский храм, об участии в урегулировании конфликта во время движения через Иудею римских войск со штандартами (в итоге знамёна с изображениями живых существ не были внесены в Иерусалим) (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII. 5. 3). Заботой тетрарха о религиозных чувствах подданных объясняется отсутствие на выпущенных им монетах изображений живых существ, в отличие от монет его брата, Филиппа, и использование только уже известных по другим иудейским монетам изображений тростника, пальмы, пальмовой ветви, и т. п. Не строились в его городах и типичные для других областей бывшего царства Ирода Великого храмы языческим богам и императорскому культу. Трудно понять, что побуждало Антипу к такой политике, – возможно личное иудейское благочестие или мудрость политика, знакомого с антиязыческим настроем своих подданных, хотя о его отношении к изображениям можно судить уже по тому, что в его собственном дворце в Тивериаде такие изображения были (Жизнь Иосифа Флавия.12.65).
Ирод Антипа и Иисус из Назарета
Событие казни Иоанна Крестителя, как оно описано в Евангелиях, указывает на то, что Антипа был также и врагом Иисуса, который в своей проповеди был подобен Иоанну Крестителю (Мк 6:16; Мф 14:2). Когда тетрарх услышал об Иисусе, он вообразил, что тот есть воскресший Иоанн Предтеча (Мф 14:1–2; Мк 6:14–16; Лк 9:7–9). Поэтому Иисус поспешил уйти из владений тетрарха (Мф 14:13), когда Антипа захотел его видеть. Второе событие, отражающее отношение Антипы к Иисусу, произошло во время последнего путешествия Иисуса в Иерусалим. Когда он оказался на территории Антипы, фарисеи пришли предупредить его о намерении Ирода его убить (Лк 13:31–33). В ответ Иисус предрекает свою гибель не от рук «этой лисицы», но как пророка, в Иерусалиме (Лк 13:32–33). Третий инцидент – суд Ирода над Иисусом (Лк 23:6–12). По сообщению евангелиста Луки, Понтий Пилат, зная, что Ирод Антипа в то время находится в Иерусалиме, и услышав, что Иисус родом из Галилеи, области Антипы, отослал Иисуса к нему. Пилат не был обязан поступить так по закону, но он хотел достойно выйти из неловкой ситуации: иудеи требовали распять Христа, а Пилату казалось, что он невиновен. Большинство исследователей считают, что Ирод Антипа не играл активной роли в осуждении Иисуса Христа.