#Искусство и архитектура Нидерландов
Искусство и архитектура Нидерландов
Тег

Искусство и архитектура Нидерландов

Искусство и архитектура Нидерландов
Найденo 16 статей
Ландшафтные архитекторы
Аудолф Пит
А́удолф Пит (род. 1944), нидерландский ландшафтный дизайнер. Представитель направления «голландская волна» в садовом искусстве, один из основоположников концепции «естественных садов». Широко использует многолетние травы, обращая внимание не только на их цветки, но и на структуру и листья, формирует сложный многоуровневый пейзаж со сменой колорита, открытыми и укромными частями. Сочетает многолетники из Европы, Северной Америки, Азии, многие из которых до 1980-х гг. считались недостаточно яркими для использования в садоводстве. Среди работ Аудолфа: сад «Миллениум» в природном парке Пенсторп в графстве Норфолк (2000, реконструирован в 2009), сад имени четы Лури в парке «Миллениум» в Чикаго (открыт в 2004), парк на железнодорожной эстакаде Хай-Лайн в Нью-Йорке (открывался поэтапно с 2009 по 2019), сад в кампусе компании Vitra в г. Вайль-ам-Райн (земля Баден-Вюртемберг; 2020–2021), Олимпийский парк имени королевы Елизаветы в Лондоне (2014).
Пит Аудолф. 2022
Живописцы
Доу Геррит
До́у Ге́ррит (1613–1675), голландский художник, основоположник лейденской школы тонкой живописи. Автор небольших по формату работ с тщательно выписанными деталями и достоверно переданной фактурой, часто с занимательным сюжетом и элементами иллюзионизма, эффектным искусственным освещением. Наследие Доу включает в себя автопортреты («Автопортрет с палитрой в нише», 1664, Лувр, Париж), жанровые сцены («Шарлатан», 1652, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам; «Женщина, страдающая водянкой», 1663, Лувр), в том числе в лавках и кухнях («Лавка домашней птицы», около 1670, Национальная галерея, Лондон), изображения отшельников и учёных [«Старик, рассматривающий глобус (Гераклит?)», около 1628, Эрмитаж, Санкт-Петербург]. Его работы пользовались большой популярностью у современников и потомков до 2-й половины 19 в. Среди учеников – Ф. ван Мирис Старший.
Геррит Доу. Автопортрет с палитрой в нише. 1664
Живописцы
Мор Антонис
Мор Анто́нис (между 1516 и 1520 – около 1576), нидерландский живописец. Автор монументальных парадных портретов, а также религиозных и мифологических композиций. С 1547 г. состоял в гильдии живописцев Антверпена. Работал в Испании и Португалии (1550–1553; 1559–1561), Англии (1554–1555); состоял на службе у кардинала А. П. де Гранвелы (его портрет – 1549, Музей истории искусств, Вена), династии Габсбургов (в том числе императоров Карла V и Филиппа II). Среди произведений: портрет принца Вильгельма I Оранского (1555, замок Вильгельмсхёэ, Кассель), «Филипп II при Сен-Кантене» (1557, Эскориал).
Антонис Мор. Автопортрет. 1558
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Droog
Droog, нидерландское дизайнерское бюро. Образовано в 1993 г. по инициативе промышленного дизайнера Г. Баккера и историка искусств Р. Рамакерс. Произведения «Droog» отличает ироничный подход к созданию функциональных бытовых предметов, осмысление проблемы консьюмеризма и идеи индивидуального творческого метода в дизайне. Бюро также занимается урбанистическими проектами, организацией выставок и публикацией изданий о современном дизайне. В разные годы с бюро сотрудничало порядка 200 дизайнеров, в их числе: Э. Анник, М. Баас, Ю. Бей, А. Бреквелд, М. Вандерс, М. Гиксе, Х. Йонгериус, К. Кабел, Й. Лаарман, К. Маэда, М. Минале, М. ван дер Полл, В. Сомерс, Ф. Тьепкема, Н. Фаркаш, С. Хатауэй, Р. Хуттен.
Светильник «Milk bottle lamp» дизайна Тежу Реми и стул «Knotted Chair» дизайна Марселя Вандерса в экспозиции магазина мебели «Droog at home» в Амстердаме
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Лейденская школа тонкой живописи
Ле́йденская шко́ла то́нкой жи́вописи, голландские художники, работавшие около 1630–1710 гг. в г. Лейден. Для их произведений характерны ювелирно тонкое письмо и миниатюрный формат, преобладание жанровых сцен и камерных портретов. Главные представители – Г. Доу, основатель школы, и его ученик, Ф. ван Мирис Старший, родоначальник династии живописцев, также принадлежавших к лейденской школе.
Франс ван Мирис Старший. Мальчик, пускающий мыльные пузыри. 1663
Живописцы
Кёйп Алберт
Кёйп А́лберт (1620–1691), голландский живописец, мастер пейзажа. Испытал влияние Я. ван Гойена, «итальянистов» (Н. Берхем и др.). Идиллические виды нидерландской сельской местности («Пастухи со стадом», середина 1640-х гг., Далиджская картинная галерея, Лондон), речные ландшафты («Вид реки Маас в Дордрехте», около 1650, Национальная галерея искусства, Вашингтон), портреты в пейзаже («Конный портрет Питера де Ровере», 1650, Маурицхёйс, Гаага). Для произведений характерно золотое «итальянское» освещение, тщательная передача натуры, в композиции – значительная роль неба с эффектными облаками. Оказал влияние на английских пейзажистов последней трети 18 – 1-й трети 19 в., мастеров барбизонской школы.
Алберт Кёйп. Пастух с пятью коровами у реки. Ок. 1650–1655
Живописцы
Гертген тот Синт-Янс
Ге́ртген тот Синт Янс (около 1455/1465 – около 1485/1495), нидерландский живописец. Ведущий мастер живописи Харлема последней четверти 15 в. Наряду с А. ван Оуватером – основоположник голландской школы живописи. Ключевая работа мастера – алтарный триптих «Распятие» для главного алтаря церкви Святого Иоанна монастыря ордена госпитальеров (иоаннитов) в Харлеме (сохранились 2 стороны правой створки: внутренняя, с композицией «Оплакивание Христа», и внешняя – «Сожжение останков Иоанна Крестителя»; обе – после 1484, Музей истории искусств, Вена).
Гертген тот Синт-Янс. Ночное Рождество. Ок. 1490
Скульпторы
Верве Клаус де
Ве́рве Кла́ус де (Claus, Claux de Werve) (около 1380 – 1439), скульптор нидерландского происхождения, работавший в Бургундии. Ученик и племянник К. Слютера. С 1396 г. в качестве помощника учителя, с 1406 г. – придворного скульптора работал в Дижоне. Вероятно, завершил строительство гробницы герцога Филиппа Храброго в Дижоне (1410). Среди самостоятельных произведений – «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Полиньи») (около 1415 – 1417, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Клаус де Верве. Мадонна с Младенцем (Мадонна Полиньи). Ок. 1415–1417
Живописцы
Исраэлс (семья художников)
И́сраэлс, семья нидерландских художников 19 – 1-й трети 20 вв. Йозеф Исраэлс (1824–1911), жанровый живописец, акварелист, гравёр; испытал влияние французского салонного искусства, позднее – Ж.-Ф. Милле и барбизонской школы; глава гаагской школы художников-реалистов. Автор многочисленных картин (преимущественно из жизни голландских рыбаков), нередко отмеченных драматизмом («После шторма», 1858, Стеделейкмюсеум, Амстердам). Его сын – Исаак Исраэлс (1865–1934), живописец и график; испытал влияние французского импрессионизма.
Йосеф Исраэлс. Автопортрет. 1894
1
2