Геронтий (митрополит Московский и всея Руси)
Геро́нтий (ум. 27.5.1489, Москва), русский церковный деятель, митрополит Московский и всея Руси (1473–1489); русский святой.
Биография до 1473 г.
Не позднее 1445 г. стал архимандритом московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря [Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца ХIV – начала ХVI в. (АСЭИ). Т. 2. 1958. С. 346, 368], который, наряду с московским в честь Преображения Господня мужским монастырём (Спаса на Бору) и угрешским во имя святителя Николая Чудотворца мужским монастырём, имел статус обители великих князей московских, что свидетельствует о близости Геронтия к великому князю московскому Василию II Васильевичу. В 1445–1447 гг., во время обострения Московской усобицы 1425–1453 гг., поддерживал великого князя московского, который 28 марта 1447 г. дал Симонову монастырю жалованную тарханную и несудимую грамоту с широким объёмом привилегий (полный судебный иммунитет, замена всех налогов полтиной оброка) (АСЭИ. Т. 2. 1958. № 349, ср.: № 345, 351) взамен сгоревших в пожаре 1445 г. 29 декабря 1447 г. Геронтий был участником Собора в Москве, направившего князю Дмитрию Юрьевичу Шемяке грамоту с требованием примириться с Василием II и с угрозой отлучения от Церкви в случае неповиновения Собору. В числе других церковных иерархов сопровождал московское войско в походе против Дмитрия Шемяки в 1449 г. В 1451 г. Геронтий вместе с духовником Василия II Трифоном и духовником великой княгини московской Софьи Витовтовны архимандритом Феодосием (Бывальцевым) был «послухом» при составлении её духовной грамоты (Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. 1950. № 57. С. 178).
Между 1451 и 1453 гг. хиротонисан во епископа Коломенского, по всей видимости, митрополитом Киевским и всея Руси Ионой. В 1453 г. коломенский епископ был отправлен к можайскому князю Ивану Андреевичу с просьбой о помощи в отражении набега татар [Акты исторические (АИ). 1841. С. 104. № 56; Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века (РФА). Москва, 1986. [Сб. 1]. № 60. С. 204].
Участник церковного Собора 1455 г., рассматривавшего вопрос о строгости поста накануне праздника Богоявления. Наряду с собравшимися в декабре 1459 г. в Москве архиереями Геронтий подписал послание западнорусским епископам с призывом не признавать поставленного в Риме митрополита Григория Болгарина. Участник интронизации митрополитов Московских Феодосия (Бывальцева) (3 мая 1461) и Филиппа I (11 ноября 1464), хиротоний епископа Тверского Геннадия (Кожина) (22 марта 1461), епископа Рязанского Феодосия (8 декабря 1472) и архиепископа Новгородского Феофила (15 декабря 1471). Принимал участие в перенесении мощей и останков митрополитов из Успенского собора Московского Кремля в 1472 г. в связи с началом строительства нового здания собора [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 25. 1949. С. 293–296; Т. 26. 1959. Стб. 247; Т. 28. 1963. Стб. 131–132].
Во главе митрополии (1473–1484)
По всей видимости, Геронтий стал первым митрополитом Московским и всея Руси, избранным Освященным собором и великим князем московским из нескольких кандидатов и прошедшим трёхчастную процедуру поставления: 1) наречение; 2) введение на митрополичий двор; 3) интронизация (ПСРЛ. Т. 25. С. 301; Плигузов А. И. Комментарий к документу № 14 / А. И. Плигузов, Г. В. Семенченко // РФА. Москва, 1988. [Сб. 4]. С. 918). Наречён митрополитом на соборе 23 апреля 1473 г., 4 июня введён на митрополичий двор, 29 июня состоялась интронизация.
В качестве главы Русской Церкви возглавил хиротонии: иеромонаха Никиты (Семешкова) во епископа Коломенского (25 июля 1473), игумена тверского Отроча в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Вассиана (Стригина-Оболенского) во епископа Тверского (6 декабря 1477), игумена боровского Пафнутиева в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Герасима (Смердкова) во епископа Коломенского (29 июля 1481), игумена Ферапонтова в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Иоасафа (Оболенского) в архиепископа Ростовского (22 июля 1481), бывшего коломенского пресвитера и своего духовника Симеона во епископа Рязанского (1481), инока Троице-Сергиева монастыря Сергия в архиепископа Новгородского (4 сентября 1483), архимандрита Симонова монастыря Нифонта во епископа Суздальского (9 декабря 1484), архимандрита московского в честь праздника Чуда Архистратига Михаила в Хонех мужского монастыря Геннадия (Гонзова) в архиепископа Новгородского (12 декабря 1484), архимандрита ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря (по другим данным – ростовского в честь Преображения Господня, во имя святителей Иакова Ростовского и Димитрия Ростовского мужского монастыря) Тихона (Малышкина) в архиепископа Ростовского (15 января 1489).
По благословению Геронтия были возведены: деревянный храм апостола Иоанна Богослова в загородной резиденции московских митрополитов в селе Голенищеве (1473) и каменная церковь положения Ризы Пресвятой Богородицы (Ризоположения; 1485) на территории митрополичьего двора в Московском Кремле; также на митрополичьем дворе были построены новые ворота и кирпичная палата (1474).
В марте 1474 г. Геронтий вместе с епископами Коломенским Никитой, Сарским Прохором и Пермским Филофеем «печаловались» перед великим князем московским Иваном III Васильевичем за опального князя Д. Д. Холмского (АСЭИ. Т. 3. Москва, 1964. № 18).
В 1478 г. в ходе возникшего спора между верейско-белозерским князем Михаилом Андреевичем и архиепископом Ростовским Вассианом I Рыло вокруг юридической принадлежности Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Геронтий первоначально поддержал Михаила Андреевича (АСЭИ. Т. 2. № 315; Т. 3. № 223). Архиепископ Ростовский настаивал на своём праве судить игумена и братию и собирать в свою пользу церковные пошлины и через великого князя московского Ивана III добился того, чтобы вопрос был рассмотрен на соборе в Москве. «Убояся соборного суда», митрополит переменил своё решение и обратился к Ивану III с просьбой примирить его с Вассианом I Рыло (ПСРЛ. Т. 12. 1901. С. 189–190); одновременно была изъята и уничтожена грамота Геронтия, данная Михаилу Андреевичу.
Возглавлял церемонию великого освящения нового Успенского собора Московского Кремля 12 августа 1479 г., торжественно перенёс в него останки мощи митрополита Петра, останки митрополитов Феогноста, Киприана и Фотия (ПСРЛ. Т. 25. С. 325).
Освящение Успенского собора положило начало длительному спору о хождении «посолонь» или «противосолонь» (т. е. по солнцу или против солнца) при освящении храмов, в который оказались втянуты Геронтий, великий князь московский Иван III, архиепископ Ростовский Вассиан I Рыло и архимандрит Геннадий (Гонзов) (подробнее о сути вопроса: Успенский Б. А. «Хождение посолонь» и структура сакрального пространства в Московской Руси // Иеротопия : создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Москва, 2006. С. 534–554). Геронтий провёл крестный ход против движения солнца, что вызвало негативную реакцию Ивана III (ПСРЛ. Т. 6, вып. 2. 2001. Стб. 286). В результате спора, на котором большинство русского духовенства поддержало Геронтия [лишь Вассиан I Рыло и Геннадий (Гонзов) выступали за хождение «посолонь»] стороны «не обретоша истины» (ПСРЛ. Т. 6, вып. 2. Стб. 287).
В 1480 г. митрополит участвовал в примирении Ивана III с его братьями, удельными князьями Андреем Васильевичем Большим Горяем и Борисом Васильевичем (ПСРЛ. Т. 12. С. 200).
В 1481 г. спор о хождении по солнцу или против солнца во время крестного хода возобновился. Иван III запретил освящать новопостроенные церкви до принятия решения по этому вопросу (ПСРЛ. Т. 6, вып. 2. Стб. 313). В ответ, возмущённый таким решением митрополит удалился в Симонов монастырь, забрав с собой ризницу, при этом оставив митрополичий посох в Успенском соборе, что свидетельствовало о желании Геронтия оставить кафедру в том случае, если Иван III не признал бы его правоты. Вероятно, в окружении Геронтия было составлено полемическое сочинение о порядке освящения храмов, в котором утверждалось, что ходить «посолно» «есть ересь и Святому Писанию сопротивно» (Клосс. 1997. С. 387). Исход спора решила позиция духовенства, поддержавшего митрополита, за исключением нового архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского) и архимандрита Геннадия (Гонзова). Великий князь московский сначала отправил к митрополиту своего сына Ивана Ивановича Молодого, а после того, как его миссия не увенчалась успехом, был вынужден приехать в Симонов монастырь лично и принести свои извинения. После этого Геронтий вернулся на митрополичий двор (ПСРЛ. Т. 6, вып. 2. Стб. 314).
В январе 1482 г. за нарушение архимандритом Геннадием (Гонзовым) устава относительно строгости поста накануне праздника Богоявления Геронтий добился заточения архимандрита в ледник под митрополичьей палатой и освободил только по настоятельной просьбе Ивана III и членов Боярской думы («выпечалова его у митрополита»; ПСРЛ. Т. 6, вып. 2. Стб. 315).
События 1478–1482 гг. способствовали охлаждению отношений митрополита и великого князя московского. Прекратились великокняжеские пожалования митрополичьему дому. Шло планомерное сокращение иммунитетных прав митрополичьей кафедры, Иван III начал практику пожалований её земель в условное владение служилым людям. С 1480-х гг. действовало запрещение: «Во Твери, в Микулине, в Торжку, в Оболенску, на Белеозере, на Рязани, мимо тех городов людей иных городов людем вотчин не продавати и по душам в монастыри без докладу не давали» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи. Т. 1. Санкт-Петербург, 1836. № 227. С. 219). Распоряжения великого князя московского позволяли светским вотчинникам выкуп у монастырей родовых вотчин, что было прямо связано с нарушением ряда на поминовение (АСЭИ. Т. 1. Москва, 1952. № 423). По наблюдениям М. С. Черкасовой, контроль правительства над монастырскими вотчинами и доходными промыслами был значительно ужесточён (Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XVI–XVII вв. Москва, 1996. С. 94, 97–101). Иван III грубо нарушил завещания своих братьев в части передачи сёл во владения монастырям (Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. 1950. № 68. С. 223; № 80. С. 302; АСЭИ. Т. 1. № 266, 267); не останавливался он и перед конфискациями монастырских вотчин [Киселёв В. А. Великий князь московский и ярославские монастыри: (из истории политической борьбы на рубеже XV–XVI вв.) // Ярославская старина. Ярославль, 1995. Вып. 2. С. 9–14; Фролов А. А. Конфискации вотчин новгородского владыки и монастырей в последней четверти XV в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 4 (18). С. 54–62]. По словам Л. В. Черепнина, «общее направление политики московского правительства в сторону ограничения монастырей в их праве получать земельные вклады не подлежит сомнению» (Черепнин. 1951. С. 32).
В 1484 г. митрополит Геронтий заболел и удалился на покой в Симонов монастырь, взяв с собой ризницу и митрополичий посох, что свидетельствовало о его нежелании оставлять кафедру. Тем не менее, когда Геронтий выздоровел и постарался вернуться на митрополичий двор, ему было запрещено покидать Симонов монастырь, а неоднократные попытки выезда оттуда заканчивались водворением его обратно в обитель (ПСРЛ. Т. 6, вып. 2. Стб. 319). Иван III был склонен найти ему замену, направлял к нему бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря Паисия (Ярославова) с целью убедить митрополита добровольно отказаться от кафедры. В качестве преемника Геронтия Иван III остановился на кандидатуре Паисия (Ярославова), однако последний решительно отказался от поставления. После этого Иван III 4 ноября 1484 г. возвратил Геронтия на митрополию (ПСРЛ. Т. 6, вып. 2. Стб. 319).
Судьба и деятельность в 1485–1489 гг.
В последние годы митрополит Геронтий не вступал в конфликты с великим князем московским, хотя спорные ситуации возникали неоднократно. Так, например, митрополит не выступил против конфискаций церковных и монастырских вотчин в Новгородской земле в 1480-х гг. Иосиф Волоцкий объяснял пассивность митрополита невежеством («грубостью одержим»), но главным образом страхом перед великим князем московским («бояшеся дръжавного»: Иосиф Волоцкий. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. Казань, 1882. С. 9).
В 1488 г. вместе с Иваном III провёл собор, на котором рассматривались присланные архиепископом Новгородским Геннадием (Гонзовым) сведения о новоявленной ереси «жидовствующих». Сопоставление грамот Ивана III и митрополита Геронтия, присланных архиепископу Геннадию в Новгород по итогам собора, позволяет сделать вывод, что обе грамоты были составлены в великокняжеской канцелярии. Единственным существенным отличием между грамотами является следующий текст, содержащийся в грамоте митрополита Геронтия: «и ты, сыну, у собя, в своем зборе, тех обличив да понакажи духовне, по правилом святых апостол и святых отець, как достойно по божественному писанию, чтобы они покаалися и в разум истинны пришли; и толко покаются, да будут достойни милости» (цит. по: Казакова. 1955. № 15. С. 315). Отмеченное различие в текстах грамот вовсе не свидетельствует о различии позиций в отношении к еретикам, оно было обусловлено функциями светской и духовной властей. Глава Русской Церкви был озабочен соблюдением церковных канонов, а великий князь московский требовал конфисковать и прислать ему имущество осуждённых еретиков (Казакова. 1955. № 14. С. 314).
Автор ряда посланий. В частности, известно послание, направленное Геронтием Ивану III во время стояния на Угре 1480 г. (сохранилось два списка: РФА. Москва, 1987. [Сб. 2] . № 87. С. 282–284). Два послания вятчанам, опубликованные в 1841 г. и приписанные в этой публикации митрополиту Геронтию (АИ. 1841. № 97, 98), согласно исследованиям 1980-х гг. принадлежат перу митрополита Ионы (Плигузов А. И. Комментарий к документам № 16, 17 / А. И. Плигузов, Г. В. Семенченко // РФА. Москва, 1988. [Сб. 4]. С. 928–929).
Информация о дате смерти Геронтия в русских летописях представлена главным образом двумя вариантами записей. Первый из них с небольшими вариациями содержится в Симеоновской летописи, Вологодско-Пермской летописи, Сокращённом летописном своде 1493 г., Сокращённом летописном своде 1495 г. и др. Согласно ему, Геронтий скончался «28 маия, в среду в 11 час дни» (ПСРЛ. Т. 18. 2007. С. 272; Т. 26. С. 279; Т. 27. 1962. С. 288, 359–360). «Кануном Вознесеньева дня» датируют смерть Геронтия Софийская вторая летопись, Львовская летопись и др. (ПСРЛ. Т. 6, вып. 2. Стб. 325; Т. 20. 1910. С. 354). Сопоставляя эти указания и учитывая тот факт, что среда в 1489 г. приходилась на 27 мая, а праздник Вознесения Господня – на 28 мая, датой смерти Геронтия следует признать среду 27 мая накануне праздника Вознесения Господня. При этом датировки Ермолинской летописи («преставися месяца априля, погребен бысть Възнесеньев день»; ПСРЛ. Т. 23. 1910. С. 162) и ряда агиографических источников (5 мая) следует признать недостоверными.
Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.
Сохранился епископский жезл Геронтия из моржовой кости – шедевр древнерусского декоративно-прикладного искусства, изготовленный в великокняжеской мастерской (хранится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике). По предположению А. Б. Мазурова, посох был изготовлен в 1462 г. к 10-летию архиерейства Геронтия (Мазуров А. Б. О датировке и атрибуции трёх резных посохов XV века // Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в ХIV - первой трети ХVI вв. Москва, 2001. С. 435–441), по предположению А. В. Чернецова, в 1481 г. [Чернецов А. В. Резные посохи XV в. (работа кремлёвских мастеров). Москва, 1987. С. 15].
Канонизация
Канонизирован Русской Православной Церковью (упоминается в источниках как святой с конца 15 в.), что подтверждено включением в 2001 г. его имени в Собор Московских святых (день памяти – воскресенье перед 26 августа старого стиля). Память также празднуется 28 мая по старому стилю и в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).