Феодосий (митрополит всея Руси)
Феодо́сий (Бывальцев) (ум. 1475, Троице-Сергиев монастырь, ныне Троице-Сергиева Лавра), русский церковный деятель, писатель, митрополит всея Руси (1461–1464); русский святой. Происходил из рода служилых землевладельцев Угличского княжества.
Биография до 1461 г.
Не позднее 1451 г. стал архимандритом московского в честь праздника Чуда архистратига Михаила в Хонех мужского монастыря. Был духовником великой княгини московской Софьи Витовтовны. Между 29 марта и 23 июня 1454 г. митрополитом Киевским и всея Руси Ионой поставлен архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским. В 1457 г. у Феодосия возник конфликт с митрополитом по вопросу о строгости поста накануне праздника Богоявления. Архиепископ Ростовский не был лишён сана только в результате заступничества великой княгини московской Марии Ярославны.
Во главе митрополии (1461–1464)
3 мая 1461 г. по завещанию митрополита Ионы поставлен митрополитом всея Руси (из его титула исчезло упоминание Киева, которым владел непризнававшийся в Москве униатский митрополит Григорий Болгарин). 1 февраля 1462 г. хиротонисал своего казначея Давида в епископа Рязанского. При Феодосии (до 27 марта 1462) и, возможно, по его инициативе было составлено «Слово от святых писаний еже на латыню…», осуждающее решения Ферраро-Флорентийского собора и обосновывавшее законность автокефалии Русской Церкви. На рубеже 1462/1463 г. участвовал в переговорах великого князя московского Ивана III Васильевича с новгородской делегацией во главе с архиепископом Ионой о заключении мирного договора между Московским великим княжеством и Новгородской республикой (заключён не был). В 1464 г. в Москве по благословению иерусалимского патриарха Иоакима Феодосий поставил его брата Иосифа митрополитом Кесарии Филипповой (Палестина).
Принятые Феодосием меры для повышения церковной дисциплины (например, требование пострига в монашество вдовых священников) вызвали недовольство среди духовенства и среди мирян, поскольку многие церкви остались без священников.
Последние годы
13 сентября 1464 г. ушёл с митрополичьей кафедры, согласно официальному объяснению, по болезни, назначив своим преемником епископа Суздальского Филиппа (впоследствии митрополит Филипп I). Поселился в Чудовом монастыре. По предположению некоторых исследователей, позднее (или незадолго до кончины) перешёл на жительство в Троице-Сергиев монастырь, однако эта точка зрения не подтверждается прямыми указаниями источников.
Автор нескольких сохранившихся посланий по разным церковным проблемам (в т. ч. в Новгород и Псков о неприкосновенности церковных имуществ), «Сказания об исцелевшем хромце» (чуде при гробнице святого митрополита Алексия в Чудовом монастыре), «Похвального слова святым апостолам Петру и Павлу».
Скончался во время пребывания в Троице-Сергиевом монастыре, похоронен там же.
Канонизация
Канонизирован Русской Православной Церковью, что подтверждено включением в 2009 г. его имени в Собор Московских святых (день памяти – воскресенье перед 26 августа старого стиля), и в Собор всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).