Тверской Отроч в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь
Тверско́й О́троч в честь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы мужско́й монасты́рь (Отроч монастырь), обитель Русской православной церкви. Располагался в г. Тверь.
История обители
Вопрос о времени основания обители
В заглавии «Повести о Тверском Отроче монастыре» [время составления датируется приблизительно 1670–1680-ми гг. (Семячко. 1994. С. 39)] датой основания обители указан 1265 г., при этом далее в тексте говорится, что это случилось на четвёртый год после заключения брака великого князя владимирского Ярослава Ярославича и княгини Ксении Юрьевны. Однако, согласно летописным данным, их брак состоялся именно в 1265 г. (Полное собрание русских летописей. Т. 18. Москва, 2007. С. 72; Т. 25. Москва, 2004. С. 145). В «Повести...» также упоминается основание в обители Ярославом Ярославичем и Ксенией Юрьевной каменного Успенского собора, который, если считать эти сведения достоверными, возвели до смерти Ярослава Ярославича в 1271 г.
Археолог Е. Л. Хворостова после археологического изучения в 1982 г. вновь открытых кладок первого каменного собора, отнесла постройку ко времени «скорее всего, ранее 1570 года», и, возможно, началу 16 в. (Хворостова Е. Л. Отчет об архитектурно-археологических исследованиях в Успенском соборе Отроча монастыря в г. Калинине М., 1983 // Архив Тверской областной картинной галереи. С. 8), однако к 2001 г. с большими оговорками согласилась с его датировкой последней третью 13 в. (Хворостова. 2001. С. 346, 348). Археологи и искусствоведы В. А. Булкин, О. М. Иоаннисян и А. М. Салимов на основании раскопок 1986–1987 гг. предложили датировку «конец 1260-х – начало 1270-х гг.» как допустимую (Булкин. 1989. С. 99, 106). В своих новейших исследованиях Салимов обосновал более широкий вариант датировки: середина – 2-я половина 13 в. (Салимов. 2015. С. 70, 71).
Дополнительным аргументом в пользу существования монастыря в 13 в. могут служить изученные Т. И. Макаровой и Т. В. Николаевой дробницы с епитрахили из обители, которые, по мнению исследовательниц, датируются 2-й половиной 13 в. (Макарова. 1976. С. 102–106).
Первым упоминанием монастыря в письменных источниках, по всей видимости, следует считать летописную запись под 6797 г. (1289/1290 мартовский год), в которой говорится, что игумен [монастыря] Андрей «отъ святыя Богородица изъ общего манастыря» был поставлен на епископскую кафедру в Твери (ПСРЛ. T. 18. С. 82; Т. 7. Москва, 2001. С. 179; Т. 23. Москва, 2004. С. 93; Т. 24. Москва, 2000. С. 105; Т. 25. С. 157). Название «Отроч» указывало на особый характер обители: здесь принимали постриг представители элиты, по разным причинам ушедшие с политической арены или княжеской службы. По мнению Макаровой и Николаевой, название обители связано с характерным для 12–13 вв. культом трёх отроков в пещи огненной (Макарова. 1976. С. 110), что также подтверждает возникновение обители в 13 в. Упоминание монастыря в источниках как «общего» логично понимать как «мужской и женский», а не «общежительный».
Таким образом, можно говорить о том, что монастырь возник во 2-й половине 13 в., сразу став высокостатусной обителью, находившийся под патронатом тверских князей.
История обители в конце 13 в. – 1918 г.
По мнению В. А. Кучкина, игуменом Отроча монастыря в правление тверского князя и великого князя владимирского Михаила Ярославича был его духовник Александр (Кучкин. 1974. С. 230–233).
Принято считать, что именно в Отроче монастыре подвизался учёный монах Акиндин, который в Послании Михаилу Ярославичу (начало 1310-х гг.) назвал себя «мнихом лавры светые Богородицы» [Два послания к великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому: Константинопольского Патриарха Нифонта I и русского инока Акиндина – о поставлении на мзде (против митрополита Петра) // Памятники древнерусского канонического права. Санкт-Петербург, 1880. Ч. 1. Стб. 150]. Постриженником монастыря был архиепископ Новгородский Моисей. В 1360–1367 гг. на покое в обители жил епископ Тверской Феодор II, которому княгиня Анна Кашинская (вдова князя Михаила Ярославича) «села... подавала въ монастырь» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 72).
Не позднее начала 1360-х гг. в монастыре была введена архимандрития [единственная на тот момент среди монастырей Тверского великого княжества (Давиденко. 2012. С. 305–306)]. На возможное участие архимандрита монастыря в примирении великого князя тверского Василия Михайловича с его племянниками (холмским князем Всеволодом Александровичем и микулинским князем Михаилом Александровичем) указывает их совместная жалованная тарханная несудимая грамота, данная обители в 1362–1364 гг. [Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. (АСЭИ). Т. 3. Москва, 1964. № 116. С. 152–153]. В ней, в частности, указаны 6 монастырей, которые «тягнут» (т. е., по всей видимости, были приписными) к Отрочу монастырю: в честь Воскресения Господня «за Волгою» (не локализован), в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Бору (ныне деревня Красный Бор Калининского района Тверской области), в честь Преображения Господня на реке Сози (ныне деревня Спас-на-Сози Калининского района Тверской области), Воскресения Господня на реке Шоше (ныне деревня Шоша Конаковского района Тверской области), астраганский в честь Успения Пресвятой Богородицы на реке Шоше (ныне затоплено Иваньковским водохранилищем), в честь Покрова Пресвятой Богородицы «на Гостомле» (ныне, вероятно, деревня Гостовня Зубцовского района Тверской области) (АСЭИ. 1964. Т. 3. № 116. С. 152). В жалованной тарханной и несудимой грамоте князя тверского Бориса Александровича с братией (около 1435–1437) к указанным шести добавился ещё один монастырь — в честь Воскресения Господня «в Бардинском» на реке Шоше (точно не локализуется) (АСЭИ. 1964. Т. 3. № 117. С. 153).
Д. Г. Давиденко выдвинул предположение, что архимандрит Корнилий, который приходил в августе 1399 г., перед самой кончиной, к постригшемуся в схиму великому князю тверскому Михаилу Александровичу, был настоятелем Отроча монастыря. (Давиденко. 2012. С. 305–306).
Несколько настоятелей во 2-й половине 15 – начале 16 вв. последовательно стали епископами Тверскими: Моисей (рукоположен в 1458, архимандрит до 1458), Геннадий (Кожин) (рукоположен в 1461, архимандрит в 1458–1461), Вассиан (Стригин-Оболенский), (рукоположен в 1477, архимандрит в 1461–1477).
В 16 в. монастырь использовался как место заключения: между 1532 и 1537 гг. в обитель был переведён Максим Грек (находился, скорее всего, до 1547), в 1568–1569 гг. митрополит Московский и всея Руси Филипп II (Колычев), который, по наиболее распространённой версии, был умерщвлён в своей келье Г. Л. Скуратовым-Бельским.
Большой урон монастырь понёс в Смутное время. В 1608 г. по указу царя Василия Ивановича Шуйского монастырские ценности были перевезены в Москву, но после занятия столицы польско-литовскими войсками они исчезли. В 1609 г. монастырь пострадал во время захвата Твери отрядом Я. Кернозицкого. После Смутного времени обитель достаточно быстро восстановилась.
В 17–19 вв. целый ряд архимандритов монастыря стали архиереями: Авраамий (Юхов) (архимандрит обители в 1680–1681) был рукоположен во митрополита Белгородского и Обоянского (1684), Серапион (Лятошевич) (1740–1741) – во епископа Можайского и Волоколамского (1745), Тихон Задонский (Соколов) (1760–1761) – во епископа Кексгольмского и Ладожского (1761), Арсений (Верещагин) (1768–1771) – во епископа Архангелогородского и Холмогорского (1773), Михаил (Добров) (1823–1831) – во епископа Оренбургского и Уфимского (1831), Арсений (Москвин) (1831–1832) – во епископа Тамбовского и Шацкого (1832; впоследствии митрополит Киевский и Галицкий), Серафим (Протопопов) (1857–1866) – во епископа Старорусского (1866), Нафанаил (Соборов) (1866–1872) – во епископа Новомиргородского (1872).
В 1764 г. монастырь отнесён к обителям 2-го класса. Монастырь пострадал при пожаре в Твери в 1773 г. В 1771 г. на землях монастыря, неподалёку от него, тверскими купцами Н. и С. Арефьевыми был построен Богаделенный дом, в котором с 1810 г. размещалось Тверское приходское духовное училище. В 1809–1810 г. в монастыре временно располагалась Тверская духовная семинария, с 1810 г. действовало Тверское уездное духовное училище. В 1851 г. уездное и приходское духовные училища были объединены, во 2-й половине 1860-х гг. духовное училище выведено из обители. В 1883–1918 гг. настоятелями монастыря считались главы Старицкого викариатства Тверской епархии, при этом непосредственное управление монастырём находилось, за некоторыми небольшими исключениями, в руках казначеев.
Главной святыней монастыря являлась икона Успения Пресвятой Богородицы, находившаяся в местном ряду иконостаса собора (впервые упомянута в описании обители в 1626, после 1918 её дальнейшая судьба неизвестна).
Численность братии монастыря в 1764 г. – начале 20 вв. не превышала 30 человек.
В ноябре 1918 г. монастырь был закрыт.
Библиотека и архив монастыря
Писцовая книга Твери 1626 г. свидетельствует о наличии в монастыре печатных и рукописных, написанных на бумаге и пергаменных («на харатье»), книг (Выпись ... 1901. С. 126). В Писцовой и межевой книге 1685–1686 гг. упоминаются «тринадцать книг письменных» (Писцовая и межевая книга Твери ... 2014. С. 198). Архив обители формировался с момента основания; дела монастыря с конца 17 в. составляют отдельный фонд Государственного архива Тверской области (фонд 190).
Земельные владения и вкладчики обители
По всей видимости, первые материальные привилегии обитель получила уже в 13 в., в 1-й четверти 14 в. они были закреплены грамотами князя Михаила Ярославича, которые не сохранились, но о них имеются упоминания в документах середины 14 в. Жалованная тарханная несудимая грамота великого князя тверского Василия Михайловича и других тверских Рюриковичей (1362–1364) подтверждала широкие финансово-экономические полномочия монастыря (АСЭИ. Т. 3. № 116. С. 152). Отроч и приписные монастыри освобождались от налогов и пошлин, что было подтверждено и грамотой великого князя тверского Бориса Александровича с братией (около 1435–1437).
К 1-й половине – середине 16 в. монастырь обладал значительными земельными владениями в Тверском уезде (более 100 деревень), также обители принадлежал монастырь в честь Преображения Господня на реке Сози. В 1584 г. царь Фёдор Иванович дал архимандриту Елевферию грамоту на сформировавшуюся близ обители Подмонастырскую слободу (Шумаков. 1896. С. 6). Несомненно, что ещё до начала 17 в. монастырь имел двор и земли в Твери. В 1622 г. владения монастыря были подтверждены жалованной грамотой царя Михаила Фёдоровича. Обитель имела владения в Кашинском уезде, на них в 1658 г. царь Алексей Михайлович дал монастырю новую грамоту взамен сгоревшей в 1656 г.
К 1764 г. монастырь владел 1275 крестьянами. После секуляризации 1764 г. церковных имуществ и введения монастырских штатов монастырь утратил свои земельные владения, ему была отведена земля под огороды и для выгона скота, сохранён монастырский сад. К 1901 г. монастырь владел землями свыше 300 га.
На протяжении 19 в. в обитель поступали средства от частных вкладчиков [в том числе 5 тыс. руб. по завещанию графини А. А. Орловой (из рода Орловых)]. Монастырский капитал к 1901 г. составлял свыше 39 тыс. руб. (Тверской епархиальный статистический сборник. 1901. С. 605).
Судьба монастырского комплекса после 1918 г.
В 1920-е гг., после закрытия монастыря, в его помещениях разместились биржа труда и исправительный трудовой дом. При строительстве речного вокзала в г. Калинин (ныне Тверь) большинство сооружений бывшего Отроча монастыря были разобраны. В 1962 г. снесены братский корпус, угловая башня и последний фрагмент монастырской ограды. В 1994 г. Успенский собор был возвращён Русской православной церкви и открыт как приходской храм. В 2009–2010 гг. в соборе окончательно уничтожены росписи 1799–1800 гг.
Архитектурный ансамбль
Успенский собор
Главной архитектурной доминантой обители являлся Успенский собор. Согласно последним исследованиям, первый каменный одноглавый четырёхстолпный собор возведён в середине – 2-й половине 13 в. (Салимов. 2015. С. 70, 71). По всей видимости, первоначально собор задуман как трёхапсидный (Салимов. 2015. С. 60), но в ходе строительства план постройки был изменён и храм получил лишь одну апсиду. По мнению Е. Л. Хворостовой, первоначальный собор последней трети 13 в. был трёхапсидным, а в 14 в. на его месте выстроен одноапсидный храм (Хворостова. 2001. С. 346, 348–349). Небольшая церковь (её размеры – 16,5×12,3 м) имела нерасчленённые лопатками фасады с некоторой «мятостью» форм (Свод памятников. 2002. С. 160). Вероятно, в конце 14 в. в соборе устроен придел во имя митрополита Московского святителя Петра, который располагался, «по всей видимости, в юго-восточном угловом компартименте» храма (Салимов. 2015. С. 69).
Не позднее 1-й трети 15 в., возможно, в рамках устройства придела святителя Петра (Салимов. 2007. С. 43–44), храм был расписан (Шестакова. 2010. С. 48). Фрагменты фресок сохранились в нескольких местах на нижних блоках стен и были закрыты кирпичным полом (всего было найдено около 7,5 тыс. фрагментов; ныне хранятся в Тверской областной картинной галерее. Начертание букв и фрагменты орнаментов сближают росписи собора с новгородскими и псковскими стенными надписями 2-й половины 14 – начала 15 вв. и орнаментами одного из храмов конца 14 в. в Довмонтовом городе в Пскове (Шестакова. 2010. С. 42, 48).
Вероятно, в конце 15 – начале 16 вв. собор был реконструирован: возведены две дополнительные главы, фасады декорированы терракотовыми плитками с рельефным растительным орнаментом, устроен новый кирпичный пол (Булкин. 1996. С. 81–83; Салимов. 2007. С. 46–47). Придел в честь святителя Петра разобран «литовскими людьми» (Писцовая и межевая книга Твери. 2014. С. 195), после Смутного времени этот престол перенесён в трапезную церковь, а на его месте в соборе в 17 – начале 18 вв. размещались ризница и библиотека (Писцовая и межевая книга Твери. 2014. С. 195). К началу 18 в. собор обветшал и, по просьбе епископа Тверского и Кашинского Сильвестра (Холмского), был разобран.
На месте древнего собора к 1722 г. иждивением купца Ивана Корыхалова и его братьев возведён ныне существующий собор с планом в форме латинского креста. «К высокому основному четверику примыкает значительно пониженный односветный пятигранный алтарь, а также более высокие (по сравнению с алтарём) двусветные объёмы: короткие боковые рукава с трёхгранными торцевыми стенами и слегка уширенная прямоугольная трапезная» (Свод памятников. 2002. С. 625). Восьмерик с гранёной кровлей увенчан небольшим световым восьмигранным барабаном с куполом. Края вертикальных граней украшены крупными лопатками, поставленными с выпуском углов. Использованы мелко профилированные карнизы, наличники с полуколонками на кронштейнах и треугольными разорванными фронтонами. В 1722 г. иждивением князей Гагариных устроен пол из чугунных плит (сохранились отдельные плиты). В 1723 г. устроен иконостас. В 1799–1800 гг. собор расписан художником М. Е. Челповским (роспись поновлена во 2-й половине 19 в., когда все изображения получили зелёные обрамления). В 1868 г. к центральной апсиде пристроены две четырёхугольные каменные палатки. В южной пристройке долгое время располагалась ризница, а в 1904 г. на средства кашинской мещанки Н. В. Егоровой в ней устроен придел во имя преподобного Серафима Саровского.
22 августа 2022 г. митрополит Тверской и Кашинский Амвросий (Ермаков) освятил отреставрированный Успенский собор.
Другие постройки
Во 2-й половине 15 в. (Салимов. 2015. С. 467) в обители возведена каменная трапезная (её размеры – около 18,5×13,5 м и до 8 м в высоту), которая впоследствии неоднократно перестраивалась. После Смутного времени сюда из собора перенесён престол святителя Петра. В начале 1670-х гг. здание подверглось серьёзной перестройке, в нём устроен новый престол во имя святителя Филиппа II (Колычева), а также установлены две главы над основным и придельным храмами (Салимов. 2015. С. 460). Между 1752 и 1754 гг. трапезная вновь перестраивалась. В 1833–1835 гг. второй ярус трапезной был реконструирован. Вместо разобранных глав 2-й половины 17 в. возведены две деревянные главы; устроен придел во имя великомученицы Варвары (Салимов. 2015. С. 463), освящённый 24 августа (5 сентября) 1834 г. архиепископом Тверским и Кашинским Григорием (Постниковым) [Гавриил (Голосов), еп. 1894. С. 297]. В 1866 г. была реконструирована северная часть первого этажа, где на средства потомственных почётных граждан А. П. и О. К. Кобелевых устроен придел во имя святителя Тихона Задонского [освящён 3(15) января 1867], одновременно обновлён придел во имя великомученицы Варвары. В 1887 г. перестроена верхняя часть трапезной, при этом объединены в единый храм престолы во имя святителя Петра и святителя Филиппа, а на месте прежних алтарей размещены ризница, архив и библиотека [Гавриил (Голосов), еп. 1894. С. 15)].
Колокольня обители выстроена не позднее 16 в. (по А. М. Салимову, возможно, каменная – в конце 15 – 1-й трети 16 вв.) и располагалась, вероятно, вблизи собора (Салимов. 2015. С. 469). Вероятно, в 1670-х гг. её разобрали, а новую колокольню пристроили к южному пряслу монастырской ограды, близ западного фасада обновлённой трапезной. В 1769 г. она пострадала от пожара, но уже к 1770 г. восстановлена.
Во 2-й половине 15 – 16 вв. возведена каменная палата с погребами, которая в 1626 г. находилась в аварийном состоянии, а к 1685–1686 гг. в перестроенном здании размещались поварня и «приспешня» (Салимов. 2015. С. 468). Это здание, с определёнными перестройками, существовало и в дальнейшем.
В 1770-х гг. к южному пряслу стены пристроен двухэтажный каменный настоятельский корпус. В 1821 г. галерея между трапезной и настоятельским корпусом была перестроена в кельи [Гавриил (Голосов), еп. 1894. С. 282–283].
В 18 в. монастырь окружён каменной оградой с башнями. В середине 1770-х гг. перестроен участок ограды, подмытый водами Тверцы. В 1780-х – начале 1790-х гг. башня на западной стороне выстроена заново. В 1800-х гг. на той же западной стороне устроены новые белокаменные ворота [Гавриил (Голосов), еп. 1894. С. 265].
В 1932–1938 и 1962 гг. бόльшая часть построек монастыря, кроме Успенского собора, были снесены.