Феогност (митрополит Киевский и всея Руси)
Феогно́ст (ум. 11.3.1353, Москва), русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский и всея Руси (1327/1328–1353); русский святой. Грек по происхождению.
Биография
Был поставлен главой Русской Церкви Константинопольским патриархом Исаией. По примеру своего предшественника, митрополита Петра, поселился не во Владимире, куда резиденция митрополитов была перенесена в конце 13 в., а в Москве. При Феогносте в Москве возведены каменные церкви Иоанна Лествичника (1329; тогда же был пристроен к Успенскому собору придел апостола Петра), Спаса (Преображения Господня) на Бору (заложен в 1330), архангела Михаила (1333; Архангельский собор); в 1344 г. греческие иконописцы расписали Успенский собор, заложенный митрополитом Петром. В междукняжеских конфликтах Феогност всегда выступал на стороне великого князя владимирского Ивана I Даниловича Калиты. Будучи вместе с ним в Новгороде (1329), митрополит наложил церковное запрещение на Псков, требуя выдачи по требованию хана Узбека скрывшегося там после Тверского восстания 1327 г. бывшего великого князя тверского Александра Михайловича.
В мае 1328 г. Феогност, пребывая, вероятно, в Галицко-Волынском княжестве, вместе с южнорусскими епископами поставил на Владимиро-Волынскую кафедру Афанасия, а на Галицкую – Феодора. Тем самым митрополии всея Руси были вновь подчинены территории, ранее входившие в созданную по инициативе галицкого князя Юрия Львовича в 1302/1303 г. Галицкую митрополию (Перемышльская, Владимиро-Волынская, Луцкая и Холмская епархии). Тогда же, по-видимому, была упразднена и возникшая около 1317 г. по инициативе литовского великого князя Гедимина Литовская митрополия. Вернувшись в Северо-Восточную Русь, Феогност в октябре 1329 г. поставил на Ростовскую кафедру Антония, в 1330 г. – иеромонаха Даниила во епископа Суздальского, Феодора I – во епископа Тверского.
Вновь приехав на Волынь в 1331 г., Феогност совершил ряд хиротоний – Трифона во епископа Луцкого, Василия Калику – в архиепископа Новгородского . Тогда же он отказал псковичам в праве иметь собственного архиерея, оставив Псков в пределах Новгородской епархии. В 1332 г. поставил епископом Черниговским Павла.
В 1334 г. Феогност возглавил хиротонию нового Сарайского епископа Афанасия; в 1334–1343 гг. митрополит разрешил спорный вопрос между Сарайской и Рязанской епархиями о владении Червлёным Яром (степной местностью на Дону) в пользу последней. В 1335 г. поставил новым епископом Черниговским Иоанна.
В 1339 г. Феогност отправил послание в Константинопольскую патриархию с прошением о канонизации своего предшественника, митрополита Киевского и всея Руси Петра, получив официальное одобрение этой инициативы патриархом Иоанном XIV Калекой.
В начале 1340-х гг. благословил преподобного Сергия Радонежского на создание Троице-Сергиева монастыря (приехавшие от него священники освятили деревянный храм во имя Живоначальной Троицы будущей обители). В 1340 г. пребывал в Брянске, в 1341 г. – в Новгороде. В 1342/1343 г. вместе с новым великим князем владимирским Семёном Ивановичем ездил в ордынскую столицу Сарай к хану Джанибеку, был задержан в связи с рассмотрением вопроса о введении налогового обложения Русской Церкви, но в итоге Феогносту был выдан ханский ярлык «со алою тамгою» (не сохранился, очевидно, подтверждал традиционные церковные привилегии). В 1343 г. вернулся на Русь. В октябре того же года на Сарайскую кафедру Феогност поставил нового епископа Исаака, не позднее февраля 1344 г. на Тверскую – Феодора II, в 1345 г. на Смоленскую – Евфимия, в 1346 г. возглавил хиротонию архимандрита московского в честь Преображения Господня (Спаса на Бору) мужского монастыря Иоанна в епископа Ростовского (это назначение открыло эпоху определения из Москвы в епархии промосковских епископов), в 1347 г. – Нафанаила в епископа Суздальского.
В 1347 г. Феогност наложил временное церковное запрещение на Москву в связи с вступлением великого князя Семёна Гордого в неканонический 3-й брак, который митрополит отказался благословить. В том же году добился от пришедших к власти в Константинополе императора Иоанна VI Кантакузина и патриарха Исидора I Вухира ликвидации Галицкой митрополии, которая была возобновлена в начале 1340-х гг. литовским православным князем Любартом Гедиминовичем (из династии Гедиминовичей), поставившим в её главе митрополита Феодора.
Незадолго до 1353 г. Феогност благословил основание новой Коломенской епархии (Коломна была вторым по значимости городом Московского княжества), выделив её территорию из состава Рязанской епископии; первым епископом Коломенским стал Афанасий.
В 1352 г. поставил епископом и своим наместником во Владимире иеромонаха одного из московских монастырей Алексия, после чего отправил от своего имени и от имени великого князя владимирского Семёна Гордого посольство в Константинополь с просьбой поставить Алексия на митрополию после своей кончины.
Автор поучения о «к духовным чадом… о смеренолюбьи».
Умер во время эпидемии чумы.
Был похоронен в приделе во имя апостола Петра Успенского собора Московского Кремля. Останки Феогноста переносились из него в 1472 и 1475 гг. (наряду с останками других московских святителей – Киприана, Фотия, Ионы) в связи с постройкой нового Успенского собора и были перезахоронены в нём в 1479 г.
Канонизация
Не позднее 17 в. стал почитаться Русской Церковью как один из святителей Московских, что подтверждено включением его жития, составленного на основе рассказа о Феогносте «Степенной книги» конца 50-х – начала 60-х гг. 16 в., в печатный «Пролог» (Москва, 1661–1662). Дни памяти: 14 марта ст. ст.; в Соборах Московских святых (последнее воскресенье перед 26 августа ст. ст.), Волынских святых (10 октября ст. ст.), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы). 6 марта 2017 г. имя Феогноста включено в Собор Московских святителей (5 октября ст. ст.).