Киприан (митрополит Киевский)
Киприа́н (около 1330, Тырново, Болгарское царство, ныне Велико-Тырново, Болгария – 16.9.1406, Москва), греческий, литовский и русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский (с 1375); русский святой. Происходил, по всей видимости, из знатной семьи: вопрос о его родстве с Григорием Цамблаком и, соответственно, принадлежности Киприана к этой болгаро-византийской фамилии является дискуссионным.
Биография до 1375 г.
Вероятно, ещё в молодости принял постриг – очевидно, в Келифаревском монастыре у Феодосия Тырновского, где познакомился с будущим патриархом Евфимием Тырновским и другими приверженцами исихазма. Получил хорошее славянское и греческое образование. Отправился в Константинополь, где сблизился с патриархом Филофеем Коккином (1353–1354, 1364–1376), затем провёл некоторое время на Афоне. Считается, что Киприану адресовано послание Евфимия Тырновского к «Киприану, иноку Святой горы».
Вернувшись в Константинополь, стал келейником Филофея Коккина. В качестве доверенного лица патриарха Константинопольского выполнил ряд ответственных дипломатических поручений. Около 1373 г. послан патриархом в Великое княжество Литовское (ВКЛ) и Московское княжество, чтобы проверить обвинения, выдвинутые великим князем литовским Ольгердом против митрополита Киевского и всея Руси Алексия, и примирить главу Русской Церкви с великим князем тверским Михаилом Александровичем и великим князем литовским. Во время этой миссии Киприан познакомился в Москве и сблизился с Сергием Радонежским и его племянником, игуменом московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Феодором.
Борьба за митрополию (1375–1390)
2 декабря 1375 г. хиротонисан во епископы патриархом Филофеем Коккином; при поддержке Ольгерда поставлен в митрополиты литовской части Киевской кафедры с условием объединить под своей властью после смерти митрополита Алексия всю Киевскую митрополию. Это беспрецедентное поставление при живом предшественнике вызвало резко отрицательную реакцию в Москве. После приезда в Киев (июнь 1376) Киприан безуспешно попытался распространить свою юрисдикцию на Новгород. Во время пребывания в ВКЛ привёл в порядок хозяйственные дела западной части митрополии (пришедшие в упадок, поскольку митрополит Алексий из-за противодействия Ольгерда не мог контролировать там ситуацию) и вернул ей ряд утраченных владений. После смерти в 1378 г. митрополита Алексия попытался приехать в Москву, однако великий князь владимирский Дмитрий Иванович, видевший в Киприане литовского ставленника, отказался его принять. Вероятно, планируя свой приезд, Киприан рассчитывал на поддержку Сергия Радонежского, Феодора Симоновского и других влиятельных представителей монашества. По пути он был схвачен вместе со свитой, заключён под арест и с бесчестием выдворен за московско-литовскую границу. В 1378–1389 гг. был вынужден бороться за митрополичий престол с претендентами, выдвигавшимися великим князем Дмитрием Ивановичем и поддерживавшимися в Константинополе – Михаилом (Митяем), Пименом, архиепископом Суздальским Дионисием. С этим были связаны поездки Киприана в Константинополь зимой 1378/1379 г. (по пути в последний раз побывал на родине в Болгарии) и в 1386–1387 гг. В 1380 г. церковный собор в Константинополе под председательством патриарха Нила лишил Киприана кафедры, однако он не подчинился этому решению и продолжил борьбу за неё. После Куликовской битвы 1380 г. великий князь Дмитрий Иванович Донской примирился с Киприаном, и весной 1381 г. он прибыл в Москву в качестве митрополита Киевского и всея Руси. Во время набега Тохтамыша 1382 г. нашёл убежище в Твери, у великого князя тверского Михаила Александровича, и вернулся в Москву лишь в октябре того же года. Вероятно, митрополит не исключал возможности передачи ханом Тохтамышем ярлыка на великое княжение Владимирское великому князю тверскому и хотел в безопасности дождаться решения вопроса. Своим поведением Киприан навлёк на себя гнев великого князя владимирского и был вновь изгнан в ВКЛ. Согласно московско-литовскому договору 1383 г., обе стороны должны были добиться низложения прежних митрополитов – Пимена и Киприана – и поставить нового общего (Дионисия). От очередного лишения кафедры Киприана спасла переориентация великого князя литовского Ягайло на династический союз с Польшей, заключённый в 1386 г.
В феврале 1389 г. церковный собор под председательством патриарха Константинопольского Антония IV восстановил Киприана в сане митрополита Киевского и всея Руси.
На митрополичьей кафедре в Москве (1390–1406)
В марте 1390 г. по приглашению великого князя московского Василия I Дмитриевича митрополит приехал в Москву, которая с этого времени стала основным местом его пребывания (только в 1396 и 1404 он на длительный срок выезжал в ВКЛ). В последний период пребывания на кафедре сохранял хорошие отношения со всеми светскими правителями, на владения которых распространялась его митрополичья власть, и упрочил свой авторитет. В 1396 г. митрополит совместно с польским королём Владиславом II Ягелло (Ягайло) и великим князем литовским Витовтом обратился к патриарху Антонию IV с предложением созвать в Киеве Вселенский собор для обсуждения возможности заключения церковной унии между католической и православной церквами, которую Киприан в соответствии с византийской традицией рассматривал как восстановление церковного единства, утраченного после разделения церквей 1054 г. (собор не состоялся). В конце 1390-х гг. Киприану удалось добиться ликвидации в Польше отдельной Галицкой митрополии и восстановить тем самым единство Киевской митрополии. Он вернул в митрополичий диоцез городецко-нижегородскую часть Суздальско-Нижегородской архиепископии. Безуспешно пытался добиться от Новгорода признания традиционной для митрополитов практики апелляционного суда, упразднённой де-факто после смерти митрополита Алексия.
В декабре 1402 г. и в июне 1404 г. (существует альтернативная датировка этого договора – 1392) заключил соглашения с великим князем московским Василием I Дмитриевичем. Первое из них подтверждало княжеские уставы 10–12 вв. и другие документы, защищавшие привилегии РПЦ, второе зафиксировало административный, налоговый и судебный статус населения в вотчинах митрополии на землях Великого княжества Владимирского, условия и порядок военной службы митрополичьих бояр и слуг, нормы сборов с причта и прочее.
На протяжении всего своего пребывания на митрополичьей кафедре Киприан сохранял тесные связи с Константинопольским патриархатом (при этом его отношения с конкретными патриархами различались) и выступал как защитник интересов Византии. Он сумел добиться сохранения практики поминания византийских императоров в церковных «многолетиях», на отмене которой настаивал Василий I Дмитриевич. В 1398 г. по совету Киприана в ответ на просьбу патриарха Константинопольского Матфея и византийского императора Мануила II Палеолога о финансовой помощи, вызванную осадой столицы Византии турецкими войсками, русские князья отправили в Константинополь 20 тыс. руб. В 1400 г. патриарх Матфей в условиях продолжающейся турецкой осады Константинополя прислал к Киприану новую грамоту с просьбой о денежной помощи Византии, в которой назвал митрополита «другом ромеев» (Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1908. Приложение. № 46. С. 316).
Совершил более 15 епископских хиротоний, в том числе иеромонаха Московского Симонова монастыря Михаила (во епископа Смоленского, начало 1383); Исаакия (во епископа Черниговского и Брянского, упоминается с 1389); архимандрита нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря Евфросина (в архиепископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого, 1389); постриженника Киево-Печерского монастыря и своего протодиакона Арсения (во епископа Тверского, 24 июля 1390); Феодосия (во епископа Туровского, 1390); архимандрита коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления мужского монастыря Григория (во епископа Коломенского, 1392); Феогноста II (во епископа Рязанского, не ранее 1392); Григория (в архиепископа Ростовского, Ярославского и Белозерского, 19 марта 1396); Иассона (Насона) (во епископа Смоленского, 6 апреля 1396); Исаакия (во епископа Пермского, 20 января 1398), архимандрита Московского Симонова монастыря Илариона (во епископа Коломенского, 26 августа 1406); Тимофея (во епископа Сарского и Подонского, июль 1404); Иоанна Гоголя (во епископа Владимиро-Волынского и Берестейского, 1405); Митрофана (во епископа Суздальского и Тарусского (9 сентября 1406).
Литературная деятельность
Автор посланий (в том числе 3 посланий к Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому и др.), грамот церковно-хозяйственного и церковно-правового содержания. Составил одну из редакций Жития святителя Московского Петра (возможно, также «Похвальное слово митрополиту Петру»), а также Службу ему. Киприану приписывается также повесть-памфлет о его сопернике наречённом митрополите Михаиле (Митяе) в составе Рогожского летописца. В этих произведениях Киприан стремился объяснить свои действия и оправдать их. Составитель или переводчик преимущественно богослужебных текстов (в частности, принадлежащих перу патриарха Филофея Коккина). Сохранилась рукопись сочинений Иоанна Лествичника («Лествица»), собственноручно переписанная Киприаном в Константинополе в 1387 г. Два других кодекса, приписывавшихся Киприану многовековой традицией (Псалтирь с восследованием и сборник сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита), представляют собой посмертные копии с рукописей, написанных митрополитом, либо принадлежавших ему, и датируются, соответственно, 1-й и 2-й четвертями 15 в. Возможно, Киприан участвовал в московском летописании конца 14 – начала 15 вв. Сочинения Киприана, а также его деятельность как переводчика и переписчика свидетельствуют о его приверженности исихазму и о стремлении к религиозному (в том числе богословскому) просвещению русской паствы.
С деятельностью Киприана в значительной мере связан начальный этап «второго южнославянского влияния» – распространение в русских землях Иерусалимского богослужебного устава и переводов библейских и богослужебных книг и аскетических сочинений, выполненных в конце 13 – 14 вв. южнославянскими (в первую очередь болгарскими) книжниками в Тырнове и на Афоне. По инициативе и при вероятном участии Киприана в конце 14 в. был осуществлен новый перевод Служебника – Евхология Великой церкви и, по-видимому, ранний перевод «Константинова дара». Со «вторым южнославянским влиянием» связано также возникновение почитания в практике Русской Церкви болгарских [Иоанн Рыльский, Иларион Мегленский (Могленский), Параскева (Петка) Тырновская, Михаил Воин, Иоаким Сарандапорский-Осоговский] и сербских (Симеон, Савва, Арсений) святых (песнопения в месяцеслове «Киприановской» Псалтири с восследованием, краткие жития в составе Стишного Пролога). В деле обновления и унификации богослужения на территории Киевской митрополии Киприан не пользовался административными методами, прибегая к поучениям и рекомендациям, отразившимся в его грамотах в Новгород и Псков.
По одной из версий, около 1394–1396 гг. в окружении Киприана был составлен «Список русских городов, ближних и дальних» – наиболее полный перечень городов на территории Киевской митрополии в то время [по другим версиям, составлен между 1375 и 1381 (В. Л. Янин), между 1387 и 1392 (М. Н. Тихомиров), в 1374–1375 (К. А. Аверьянов), и др.; Г. М. Михеев в 2013 обосновал версию о составлении списка Киприаном, но в 1373–1374]. Если указанная версия верна, то, судя по «Списку…», во 2-й половине 1390-х гг., после турецкого завоевания Второго Болгарского царства, Киприан претендовал (по крайней мере теоретически) на подчинение Киевской митрополии Видинской епархии и митрополий на территории Молдавского княжества, подвластных ранее Тырновскому патриархату. С деятельностью скриптория Киприана связано, по всей видимости, и появление на Руси древнейшего письмовника – сборника литературных образцов посланий к духовным и светским лицам, и начало распространения здесь сокращённой редакции Сербской Кормчей (т. н. Мазуринской), созданной в 3-й четверти 14 в. в Болгарии.
Перед кончиной Киприан продиктовал «прощальную» грамоту, ставшую образцом для аналогичных сочинений последующих русских митрополитов.
Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.
Канонизация
Канонизирован РПЦ. Дни памяти – 16 сентября, 27 мая (перенесение мощей) ст. ст., также поминается в Соборе Афонских преподобных и Соборе всех святых, в земле Русской просиявших (оба – 2-е воскресенье после Троицы), в Соборе Московских святых (воскресенье перед 26 августа ст. ст.), в Соборе Волынских святых (10 октября ст. ст.).