Андрей Васильевич (удельный князь угличский)
Андре́й Васи́льевич (Андрей Васильевич Большой Горяй) (13.8.1446, Углич – 6.11.1493, Москва), удельный князь угличский (1462–1491). Из московских Рюриковичей. Сын великого князя московского Василия II Васильевича Тёмного и Марии Ярославны. Брат Ивана III Васильевича, Юрия Васильевича, Бориса Васильевича, Андрея Васильевича Меньшого. Дед князя И. И. Кубенского.
Биография до 1462 г.
Родился во время ссылки отца, незадолго до этого ослеплённого двоюродным братом Дмитрием Юрьевичем Шемякой. В 1447 г. Василий II возвратил себе великокняжеский стол и семья вернулась в Москву. Краткие известия о взаимоотношениях внутри семьи Василия II позволяют с достаточной уверенностью говорить, что Андрей был любимцем матери. Возможно, его прозвище Горяй [упоминается в Псковской второй летописи: Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 5. Санкт-Петербург, 1851. С. 39] связано с тем, что он родился в печальное время для семьи («горяй» – сын «горя»). В таком случае это могло быть домашним прозванием. Согласно гипотезе филолога Н. Д. Русинова, прозвище Горяй («горящий, горячий»; образовано от глагола «горѣти») могло отражать вспыльчивый характер князя. Однако в источниках Андрей, напротив, предстаёт спокойным, рассудительным и твёрдым человеком, никакой особой «горячности» в его характере не прослеживается. Предпочтение матерью Андрея другим детям могло вызывать ревность и неприязнь к нему старшего брата, Ивана III.
Во время похода ордынского царевича Мазовши на Москву летом 1451 г. Андрея Большого вместе с матерью и другими «меншими детми» вывезли в Углич. 18 января 1456 г. вместе со всей великокняжеской семьёй участвовал в торжественной церемонии по случаю отпуска Смоленской иконы Божией матери из Москвы в Смоленск. В начале 1460 г. вместе с отцом и старшим братом Юрием ездил в Новгород, где стал свидетелем описанного в летописях (см., например: ПСРЛ. Т. 6, вып. 2. Москва, 2001. Стб. 130–142) и агиографических источниках (Житие Варлаама Хутынского // Великие Минеи Четии. Ноябрь. Дни 1–12. Санкт-Петербург, 1897. С. 198–222) чудесного воскрешения Григория Тумгеня (Тумгана), юноши из великокняжеской свиты, у гроба Варлаама Хутынского.
Формирование удела
По завещанию отца (1462) Андрею были выделены Углич, Устюжна, Бежецкий Верх, Звенигород, волости Рожалово, Велетово и Кистьма (в Верхневолжье), подмосковное село Сущёвское (Сущёво), село Вышелес (к юго-востоку от Москвы), треть Москвы «по половинам» с братом Юрием и двор в Московском Кремле, ранее принадлежавший Дмитрию Шемяке [Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. (ДДГ). Москва, 1950. № 61. С. 195, 199].
В 1473 г. получил от матери Романов (ныне в черте г. Тутаев), Усть-Шексну (ныне в черте г. Рыбинск) и соляной колодец в Ростовском уезде (эта передача закреплена в 1473 в договоре Андрея Васильевича с Иваном III: ДДГ. № 70. С. 232–249).
В 1481 г., согласно новому договору, Иван III передал брату Можайск, ранее принадлежавший дмитровскому князю Юрию Васильевичу, а также одобрил передачу Андрею 15 сёл от матери (в основном в Ростовском уезде) и сёл в Юрьевском уезде, завещанных дмитровским князем Андрею Большому (ДДГ. № 72. С. 252–268).
Деятельность в 1462–1478 гг.
Зимой 1467/1468 г., во время похода Ивана III во Владимир в ходе начавшейся казанско-русской войны 1467–1469 гг., был оставлен «на Москве» с младшим братом Андреем Меньшим (ПСРЛ. Т. 8. Санкт-Петербург, 1859. С. 153). В августе – сентябре 1469 г. вместе со старшим братом, дмитровским князем Юрием Васильевичем, возглавлял поход на Казань, закончившийся миром «на всей воле» Ивана III. Участвовал в новгородских походах Ивана III 1471 и 1477–1478 гг., в отражении набега на русские земли хана Большой Орды Ахмеда в 1472 г. Участие Андрея Васильевича в походах являлось исполнением союзнических обязанностей по договорам с Иваном III, угличское войско составляло часть общей великокняжеской армии. Во время первого новгородского похода Андрей, его братья и их воины получили большую добычу («вельми ополонившеся и людiе ихъ сребромъ и конми и порты»: ПСРЛ. Т. 24. Петроград, 1921. С. 191). О военной добыче во время второго новгородского похода в летописях ничего не сказано.
Отношения с Иваном III в 1460–1470-х гг.
До 1472 г. источники не содержат никаких свидетельств о расхождениях Андрея Большого с Иваном III. Между 1464 и 1472 гг. братья заключили договор (первый из четырёх) на условиях подчинения младшего брата старшему, военного и политического союза, незыблемости границ, общих обязанностей по выплате ордынского выхода и подтверждения прав служилого сословия (в том числе права перехода от одного сюзерена к другому).
Первым серьёзным конфликтом между братьями стала ситуация, сложившаяся после кончины в 1472 г. второго сына Василия II, дмитровского князя Юрия Васильевича. Иван III не стал делиться с младшими братьями землями ставшего выморочным удела, а также, вопреки завещанию Юрия, не передал Андрею предназначавшиеся ему сёла. Очевидно, что эта ситуация оказала негативное влияние на дальнейшие взаимоотношения Андрея Большого, ставшего после смерти Юрия старейшим из братьев великого князя московского, и Ивана III. В разрешении конфликта между сыновьями активное участие приняла Мария Ярославна, которая компенсировала сыну потери и обиду из своих владений. По итогам между Андреем и Иваном III был заключён новый договор (14 сентября 1473), согласно которому за угличским князем закреплялись пожалования матери, а он сам обязался «не вступаться» в новые приобретения Ивана III – Дмитров, Можайск, Медынь и др.
Новое обострение отношений с великим князем московским и «удельный мятеж» 1480 г.
Вновь отношения с великим князем московским обострились у Андрея к концу 1470-х гг. Сторону Андрея Васильевича принял и его младший брат, волоцкий князь Борис Васильевич. Возможно, это было связано с тем, что великий князь единолично завладел Новгородской землёй и не поделился с братьями. Свидетельством конфликта являются летописные сообщения о строительстве нового Успенского собора Московского Кремля: 30 апреля 1472 г. во время закладки присутствовали все братья, а при его освящении 12 августа 1479 г. – только вологодский князь Андрей Васильевич Меньшой.
В феврале 1480 г. вместе с братом Борисом выступил против великого князя. Непосредственным поводом к этому стал арест по приказу Ивана III боярина князя И. В. Оболенского Лыко, перешедшего на службу к волоцкому князю. Согласно летописным известиям, братья упрекали Ивана III в том, что он «какову силу чинить надъ ними»: запрещает право «отъезда», не поделился уделом умершего дмитровского князя («князю великому вся отчина его досталося, а им подѣла не далъ ис тое отчины») и территориальными приобретениями в Новгородской земле: «…Новгородъ Великый взяли съ нимъ, ему ся все подостало, а имъ жеребья изъ него не далъ…» (ПСРЛ. Т. 20, первая половина, ч. 1. Санкт-Петербург, 1910. С. 336). Братья со своими отрядами пришли в Великие Луки и вступили в переговоры с великим князем литовским и королём польским Казимиром IV Ягеллончиком. При этом военные действия против Ивана III не велись. От выступления удельных князей против старшего брата пострадали только псковичи, с которыми Андрей и Борис вели переговоры о приглашении на княжение, но не добились успеха. Псковичи отказались, опасаясь Ивана III, и в отместку войска удельных князей разорили окрестности Пскова. Горожанам удалось прекратить грабежи, заплатив князьям 215 руб.
В историографии распространено обвинение Андрея и Бориса в том, что они вступили в союз с врагом Русского государства, однако обращение к Казимиру IV было обусловлено тем, что он являлся одним из душеприказчиков Василия II Тёмного. Кроме того, Казимир IV не принял участия в русской междоусобице и ограничился тем, что выделил Витебск для обеспечения жён и детей Андрея и Бориса. Можно утверждать, что т. н. удельный мятеж являлся в первую очередь демонстрацией братьями своего несогласия с ущемлением Иваном III их традиционных прав как участников общей коалиции князей московского дома.
Конфликт удельных князей с Иваном III стал одним из факторов, спровоцировавших поход хана Большой Орды Ахмеда на русские земли. Ордынская угроза способствовала примирению братьев (в октябре 1480). Андрей и Борис вернулись и вместе со своими войсками приняли участие в Стоянии на Угре.
Результатом примирения между Иваном III и Андреем Большим стало заключение договора 2 февраля 1481 г. Сравнение чернового и белового экземпляров договора показывает, что первоначальные договорённости изменились (вместо Калуги был дан Можайск, а из 24 сёл, переданных Марией Ярославной, Андрей получил только 15). В остальном договор 1481 г. подтверждал положения предыдущих соглашений.
Деятельность в уделе
Андрей Васильевич многое сделал для развития своего удела. При нём была вдвое расширена территория кремля в Угличе, где в 1470–1480-х гг. выстроен крупный архитектурный комплекс с деревянно-каменным дворцом и каменным Спасо-Преображенским собором. Центральное сооружение дворца (Палата угличских князей) сохранилось до настоящего времени (в 1890–1892 реставрировано Н. В. Султановым). Согласно гипотезе Н. К. Голейзовского, иконы и фрески Спасо-Преображенского собора были выполнены Дионисием; он также, возможно, расписал внутренние помещения дворца. В Угличе при князе Андрее Васильевиче работала книгописная мастерская. В частности, в 1485 г. там была создана «Угличская псалтирь» (ныне хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки: ОР РНБ. F.I.5; в литературе принято также название «Шараповская псалтирь» по имени писца рукописи – Фёдора Климентьева сына Шарапова) – памятник древнерусского книжного искусства (рукопись украшают около 300 миниатюр).
Князь оказывал покровительство подвижникам Паисию Угличскому, Кассиану Греку (Кассиану Учемскому) и Варлааму Улейминскому, содействовал развитию монастырей, которыми они управляли (Паисиев в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь, Кассианова Учемская во имя Успения Пресвятой Богородицы мужская пустынь, Николо-Улейминский монастырь). Н. К. Голейзовский предположил, что Андрей Васильевич планировал канонизацию святых, деятельность которых была связана с его уделом, – Саввы Сторожевского и Ферапонта Белозерского.
Совершал пожалования в крупнейшие монастыри: Троице-Сергиев, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы, Новоспасский в честь Преображения Господня и др. Сохранилась жалованная грамота Андрея Васильевича Троице-Сергиеву монастырю (1474–1478) с его собственноручной подписью, что является уникальным княжеским автографом на актовом материале Московского великого княжества и Русского государства (ныне хранится в Отделе письменных источников Государственного исторического музея: ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 2. Карт. 4. Л. 4; опубликована в издании: Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв. Т. 1. Москва, 1952. № 434. С. 325).
Есть также известия о благоустроительной деятельности князя в Бежецком уезде – в одном из актов упоминается дорога, построенная по распоряжению Андрея Васильевича (Акты Российского государства. Москва, 1998. С. 295, 296).
Последние годы
В сентябре 1485 г. Андрей Васильевич с угличской ратью участвовал в походе великого князя московского на Тверь. 30 ноября 1486 г. был заключён четвёртый договор между братьями, повторивший условия предыдущего с дополнением насчёт принадлежности Тверской земли Ивану III (ДДГ. № 82. С. 322–328). Несмотря на это, отношения между братьями во 2-й половине 1480-х гг. оставались непростыми. Вероятно, одним из событий, повлиявших на обострение отношений, стала смерть матери, великой княгини Марии Ярославны (ум. 4.7.1485), которая всегда заступалась за Андрея перед старшим сыном, Иваном III. О сложностях между братьями свидетельствует эпизод, описанный в летописи под 1488 г. Один из служилых людей великого князя, Мунт Татищев, сообщил по секрету боярину угличского князя Игнатию Образцу, что князя Андрея «хощеть князь великый... поимати» (ПСРЛ. Т. 20, первая половина, ч. 1. С. 353). От страха Андрей якобы намеревался бежать в Великое княжество Литовское (ВКЛ), но решился на откровенный разговор с великим князем. Иван III поклялся брату, что не собирался его арестовывать, дав весьма странную клятву («кляся небомъ, и землею и Богомъ силнымъ Творцемъ всеа твари»: ПСРЛ. Т. 8. С. 217), формулировка которой является предметом обсуждения среди историков (подробнее об этом см., например: Успенский. 2021).
В мае 1491 г. Иван III призвал братьев, Андрея и Бориса, оказать военную помощь союзнику Москвы, хану Менгли-Гирею I. Согласно летописным данным, прислал свою рать только Борис (ПСРЛ. Т. 8. С. 223; Т. 12. Санкт-Петербург, 1901. С. 228). Нет возможности дать объяснение неисполнению Андреем своих обязательств по договору с Иваном III, однако нельзя исключить, что официальная летопись умалчивает об объективных причинах неучастия угличского войска в походе либо преувеличивает значимость этого военного мероприятия.
20 сентября 1491 г. Андрей был «поиман» в Москве и заключён на Казённом дворе. Эту дату ареста сообщают Устюжский летописный свод, содержащий наиболее подробное описание событий (Устюжский летописный свод. Москва; Ленинград, 1950. С. 98–99; ПСРЛ. Т. 37. Ленинград, 1982. С. 97–98), а также Никоновская летопись (ПСРЛ. Т. 12. С. 231). В то же время в Львовской и Софийской второй летописях названа дата 5 сентября (ПСРЛ. Т. 20, первая половина, ч. 1. С. 356; Т. 6, вып. 2. Стб. 331). Представляется, что сообщение Устюжского летописного свода заслуживает большего доверия ввиду полноты его описания. Одновременно были арестованы в Угличе сыновья Андрея, Иван и Дмитрий. В этих действиях принимали непосредственное участие князья В. И. Патрикеев и И. И. Патрикеев, а также их шурин, князь С. И. Ряполовский (ПСРЛ. Т. 37. С. 98).
Согласно Никоновской летописи, обвинялся в нарушении крестоцелования великому князю московскому, в организации заговора против него совместно с братьями, в отъезде с братом Борисом от Ивана III, посылке грамот в ВКЛ и Большую Орду (ПСРЛ. Т. 12. С. 231).
В историографии высказано мнение о заговоре Андрея Васильевича против Ивана III или властолюбивых стремлениях в случае его смерти (Н. С. Борисов, А. И. Алексеев, А. Н. Горстка), однако эти выводы опираются на факт ареста, известие официальной летописи и сообщение В. Н. Татищева о «речи» Ивана III перед митрополитом Зосимой и боярами с обоснованием заключения Андрея (Татищев В. Н. Собрание сочинений. Т. 6. Москва, 1996. С. 79). С учётом специфики т. н. татищевских известий допустимо предположить, что речь Ивана III о причинах ареста брата могла быть реконструирована Татищевым на основе его собственных представлений о прошлом.
Представляется, что арест Андрея Васильевича был инициирован придворной группировкой князей Патрикеевых, готовившихся к борьбе за власть после смерти Ивана III. Это могло являться своего рода превентивной мерой, т. к. нет данных о том, что угличский князь демонстрировал властолюбивые намерения, собирался конфликтовать со старшим братом или с его наследниками.
Был женат (с 27 мая 1470) на княжне мезецкой Елене Романовне (ум. 2.4.1483). Она была похоронена в Вознесенском соборе московского в честь Вознесения Господня женского монастыря в Московском Кремле.
Умер в заточении.
Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Историческая память
В 18 в. в Угличе было создано «Житие святаго и благовернаго князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его благоверных князей Иоанна и Дмитрия, новых страстотерпцев», в котором Андрей Васильевич именуется «страстотерпцем» (сохранившееся в единственном списке в составе сборника 1780-х гг.: ГИМ. Увар. № 818. Л. 142–167 об.; подробнее см.: Сосновцева. 2015).
В 2023 г. открыт памятник князю в Угличе (скульпторы Н. Г. Захарова, К. Ю. Александров, при участии Т. В. Царёвой и М. В. Кириллова-Угрюмова).
Потомки князя
Из четверых детей Андрея Васильевича (в том числе две старшие дочери) наиболее известны сыновья.
Иван Андреевич (наиболее вероятно, 1480 – 19.5.1522). Согласно житию, был крещён в Великих Луках, что определяет его рождение во время отъезда отца из своего удела в знак протеста против действий старшего брата Ивана III (подробнее: Голейзовский. 2002). После ареста отца заключён вместе с младшим братом под стражу в Угличе. Всю дальнейшую жизнь провёл в заключении (точно известно о его содержании в оковах в 1508–1514 в Переславле-Залесском: Опись архива Посольского приказа 1626 г. Ч. 1. Москва, 1977. С. 57). Перед смертью пострижен в монашество и схиму с именем Игнатий игуменом Спасо-Прилуцкого монастыря Мисаилом. Дата смерти определяется по сообщениям Летописного свода 1497 г., летописца Ивана Слободского и жития (ПСРЛ. Т. 28. Москва; Ленинград, 1963. С. 161; Т. 37. С. 195; Жития Игнатия Вологодского, Игнатия Ломского, Герасима Вологодского и Кассиана Угличского. Санкт-Петербург, 2008. С. 54). Указания новгородских летописей на 1523 г., скорее всего, ошибочны (ПСРЛ. Т. 3. Санкт-Петербург, 1841. С. 198; Т. 30. Москва, 1965. С. 202). В конце 16 в. причислен Русской православной церковью к лику святых. День памяти – в Соборе Вологодских святых (3-е воскресенье после Троицы).
Дмитрий Андреевич (не позднее 2.4.1483 – 23.6.1544) также был заключён в тюрьму после ареста отца и содержался в «железах». Вплоть до 1540 г. находился в заключении (точно известно о его содержании в оковах в 1508–1514 в Переславле-Залесском). 20 декабря 1540 г. Иван IV Васильевич повелел освободить своего двоюродного дядю «из тюрмы ис тына» в Переславле-Залесском (ПСРЛ. Т. 34. Москва, 1978. С. 26; Кром М. М. «Вдовствующее царство». Москва, 2010. С. 268). По сообщению летописи, великий князь приказал сформировать двор Дмитрия и обеспечить его «платьем» и «запасами». «И ездити было ему по посадом по церквам молитися вольно, куды хотел. И пожил немного и там преставися, а у великого князя на Москве не бывал» (ПСРЛ. Т. 34. С. 26). Дата кончины (23 июня), указанная в житийных памятниках, согласуется с известием Пискарёвского летописца о смерти князя, помещённым под 7052 (1543/1544) г., после сообщения об убийстве князя А. М. Шуйского (из рода Шуйских), которое произошло 23 декабря 1543 г. (ПСРЛ. Т. 34. С. 179–180). Местное почитание известно с 17 в. Канонизация подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых (празднование установлено в 1841). День памяти – 3-е воскресенье после Троицы.
Братья были погребены в Спасо-Прилуцком монастыре рядом с могилой основателя обители преподобного Димитрия Прилуцкого (ум. 1406). Над их могилами были установлены деревянные надгробницы, покрытые покровами. В 1882 г. над захоронениями созданы медные сени, «на столбцах», посеребрённые, а местами позолоченные, а также изготовлены деревянные гробницы, причём на гробнице Игнатия изображён его образ в схиме (Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Вологда, 1902. С. 37–38). После закрытия монастыря в 1924 г. надгробия были утрачены, восстановлены в 1992 г., после возобновления в обители монашеской жизни. В настоящее время мощи преподобных князей покоятся в нижней церкви во имя преподобного Димитрия Прилуцкого соборного храма обители.