Тьенто
Тье́нто (исп. tiento, от tentar – ощупывать, искать на ощупь), жанр испанской инструментальной музыки 16–17 вв.
Первое сохранившееся тьенто принадлежит Луису де Милану [сборник музыки для виуэлы «Наставник» («El Maestro»), 1536]. Со 2-й половины 16 в. жанр закрепился как органный. Тьенто 16 в. могло быть как пьесой импровизационного характера, подобной старинной фантазии, так и сочинением в имитационной технике. В дальнейшем тьенто представляло собой полифоническую пьесу (чаще всего 4-голосную), родственную итальянскому ричеркару.
Тьенто исполнялись органистами во время богослужений и обычно содержали указание на церковный лад. Кроме того, ряд тьенто написан на темы григорианского хорала, как, например, «Tiento sobre Ave maris stella» Х. Б. Кабанильеса (на мелодию знаменитого гимна «Ave maris stella»).
Тьенто обнаруживают тесную связь с вокальной полифонией своего времени. Они могли содержать одну или несколько тем. Многотемное тьенто подразумевало последовательное имитационное развитие каждой из них, что схоже с ренессансным мотетом. Сам тематизм также опирался на традиции вокальной полифонии испанской и нидерландской школ. Темы могли быть как вновь сочинёнными, так и заимствованными. Помимо григорианики, источниками становились темы из месс других авторов. К таким тьенто относится, например, «Tiento sobre Cum Sancto Spiritu» А. де Кабесона, основанное на музыке из мессы «De beata virgine» Жоскена Депре.
В 17 в. появляются новые разновидности органных тьенто. Одна из них – тьенто де фальсас (исп. tiento de falsas, буквально – тьенто с фальшивыми нотами), композиция в медленном темпе без виртуозных пассажей с применением острых диссонансов. Жанр перекликается с итальянскими ричеркарами на Возношение Даров (итал. ricercare per l'Elevazione).
Другая разновидность – тьенто де медио рехистро (исп. tiento de medio registro) – подразумевает выделение ведущего голоса, верхнего или нижнего. Этот жанр отразил постепенный переход в Испании от полифонического склада к гомофонному. Название его происходит от «медио рехистро» – особенности испанского органа, позволяющей включать разные регистры на левой и правой половинах одного и того же мануала. Тьенто де медио рехистро могли также называться «тьенто для правой руки» (исп. tiento de mano derecha) или «тьенто для сопрано» (исп. tiento de tiple), если солировал верхний голос, или же «тьенто для левой руки» (исп. tiento de mano izquierda) или «тьенто для баса» (исп. tiento de bajo), если солировал нижний. Встречались также тьенто de 2 tiples или de 2 bajos – с двумя солирующими сопрано или басами соответственно.
Важнейшие авторы тьенто: А. де Кабесон, С. Агилера де Эредия, Ф. Корреа де Араухо, П. Бруна, Х. Б. Кабанильес.
В 18 в. слово «тьенто» постепенно выходит из обращения, уступая таким понятиям, как интенто, а позднее – фуга. В 20 в. тьенто стало одним из символов возрождения интереса испанских композиторов к старинной музыке, как, например, у К. Альфтера («Тьенто I тона и Императорская баталья», 1986) и М. Кастильо («Прелюдия, тьенто и чакона», 1972).