Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже
Европе́йская конве́нция о внешнеторго́вом арбитра́же, международное соглашение о процедурных арбитражных правилах. Принята в г. Женева 21 апреля 1961 г. Предметом её регулирования является рассмотрение и разрешение внешнеторговых (коммерческих) споров посредством арбитража. Конвенция применяется в отношении арбитражных соглашений, решений арбитража и арбитража (как процедуры) по спорам, вытекающим из отношений международной торговли между физическими и юридическими лицами, которые имеют постоянное местонахождение в различных договаривающихся государствах (участниках Конвенции). Конвенция регулирует вопросы компетенции третейского суда, заключения и действительности арбитражного соглашения, процедуры арбитража, включая назначение арбитров, основания отмены решения арбитража и др.
Согласно ст. 45 Конституции РФ лица свободны в выборе способов защиты права. В РФ и за рубежом одной из наиболее распространённых форм защиты права наряду с судебной является арбитраж – рассмотрение и разрешение споров третейским судом. По сравнению с иными, альтернативными способами защиты права арбитраж имеет ряд преимуществ, таких как автономия воли сторон, конфиденциальность рассмотрения спора, возможность определения процедуры рассмотрения спора сторонами, беспристрастность и независимость выбираемых сторонами арбитров, окончательность решения (недопустимость его пересмотра другим третейским или государственным компетентным судом). Решение третейского суда или иностранного арбитража обязательно, окончательно и может быть принудительно исполнено на основании решения государственного компетентного суда о признании и приведении в исполнение соответствующего решения.
Третейские суды могут рассматривать как внутренние споры, так и споры с участием иностранного элемента (споры международного характера). Лица имеют право передавать спор как на разрешение третейского суда, сформированного на территории государства, в котором они находятся (внутренний арбитраж), так и на рассмотрение третейского суда, расположенного в другом государстве (международный арбитраж).
В Российской Федерации правовое регулирование отношений в сфере внутреннего третейского разбирательства и международного арбитража осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, являющимися в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и Законом РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», иными законами и нормативными правовыми актами.
Международными договорами в сфере третейского разбирательства, в частности, являются Конвенция Организации Объединённых Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (Нью-Йоркская конвенция) и рассматриваемая Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Конвенция).
Конвенция вступила в силу 7 января 1964 г. Целью разработки и принятия Конвенции, согласно её преамбуле, стало содействие региональной европейской торговле, в том числе путём устранения затруднений в функционировании арбитража. СССР подписал Конвенцию 21 апреля 1961 г., 14 мая 1962 г. ратифицировал (указ Президиума ВС СССР от 14 мая 1962 № 67-VI). В настоящее время в Конвенции участвует 31 государство, из них три государства (Буркина-Фасо, Куба, Казахстан) не являются европейскими.
Для применения Конвенции необходимо соблюдение двух критериев. Стороны спора – физические и юридические лица – должны иметь местонахождение в различных договаривающихся государствах на момент заключения арбитражного соглашения (субъективный критерий), и спор должен вытекать из отношений международной торговли.
Конвенция не даёт определения постоянного места жительства физического лица. В комментариях к Конвенции отмечается, что место жительства рассматривается скорее как вопрос факта, нежели права (не принимаются во внимание административная регистрация по месту жительства, гражданство и т. п.) (The European Convention on International Commercial Arbitration. 2019).
Местонахождение юридического лица определено в Конвенции как место, где находится контора юридического лица, которое подписало арбитражное соглашение. В Конвенции не используются такие термины, как «постоянное» или «основное» местонахождение, поэтому Конвенция распространяется и на случаи заключения соглашения филиалом или представительством юридического лица (Benjamin. 1961. P. 480). Также разработчики не использовали критерий места регистрации или инкорпорации юридического лица. Этот критерий отличается от критериев, установленных Конвенцией о международных договорах купли-продажи товаров (Вена, 1980) и Типовым законом ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (Нью-Йорк, 1985). Сторона может иметь несколько мест ведения бизнеса, однако релевантным будет то место, где заключено арбитражное соглашение.
Конвенция является единственным международным актом, который регулирует вопрос субъективной арбитрабельности споров. Арбитрабельность может быть двух видов. Первая обозначает, что определённый спор или правоотношение не может быть предметом рассмотрения в третейском суде на основе национального права или соображений публичного порядка. Вторая арбитрабельность – субъективная (лат. ratione personae), предполагается, что определённые лица не могут передавать спор на рассмотрение арбитража ввиду их статуса или выполняемых функций. Государства, публично-правовые образования, а также, в отдельных случаях, корпорации с государственным участием являются основными участниками международной торговли. Согласно Конвенции, юридические лица, которые по применимому к ним национальному закону рассматриваются как юридические лица публичного права, также вправе заключать арбитражные соглашения (ст. II). При подписании или ратификации Конвенции либо присоединении к ней каждое договаривающееся государство может сделать заявление об ограничении упомянутой возможности условиями, указанными в его заявлении.
Место арбитража не имеет значения с точки зрения применимости Конвенции. Однако важно понимать, что компетентные суды государств, не являющихся участниками Конвенции, не обязаны её применять. Дата, на которую фиксируется соблюдение условий применения Конвенции, определяется датой заключения арбитражного соглашения.
Конвенция распространяется на споры, вытекающие из отношений международной торговли. В отличие от Нью-Йоркской конвенции, которая использует термин «коммерческие споры», в Конвенции употребляется термин «международная торговля». Однако дефиниция данного термина не приводится. На практике единого понимания споров, вытекающих из отношений международной торговли, не сложилось. Конвенция применяется и к деятельности совместных предприятий, и к спорам акционеров. Так, Апелляционный суд Лиона (Франция) в деле France-Embryon v. Renato Argonautathe указал, что любой спор с участием предпринимателей, касающийся разногласий экономического характера, должен рассматриваться как коммерческий.
Согласно Конвенции, «арбитраж» обозначает разбирательство споров как арбитрами, назначенными по каждому отдельному делу (арбитраж ad hoc), так и постоянными арбитражными органами (подпункт «b» п. 2 ст. I). В случае передачи спора на рассмотрение постоянного арбитражного органа дело рассматривается в соответствии с регламентом такого учреждения. При рассмотрении спора арбитражем ad hoc стороны самостоятельно назначают арбитров (или устанавливают методы такого назначения), устанавливают местонахождение арбитражного органа и правила процедуры, которых должны придерживаться арбитры. Конвенция подробно устанавливает порядок назначения арбитров при передаче спора на рассмотрение арбитража ad hoc.
Передача спора на разрешение арбитража осуществляется арбитражным соглашением. Для целей Конвенции под арбитражным соглашением понимается арбитражная оговорка в письменной сделке или отдельное арбитражное соглашение, подписанное сторонами или содержащееся в обмене письмами, телеграммами или в сообщениях по телетайпу, а в отношениях между государствами, в которых ни один из законов не требует письменной формы для арбитражного соглашения, – всякое соглашение, заключённое в форме, разрешённой этими законами (подпункт «а» п. 2 ст. I).
Конвенция устанавливает условия, которые могут содержаться в арбитражном соглашении. Так, стороны могут определить вид арбитража, место арбитража, порядок назначения арбитров, конкретный арбитражный орган (учреждение), который будет рассматривать спор (ст. IV). Конвенция содержит уникальные положения, с помощью которых могут быть восполнены пробелы в арбитражном соглашении (например, отсутствие в соглашении точного указания на арбитражное учреждение, которое компетентно рассматривать возникший спор, или порядка назначения арбитров). Сторона или арбитры вправе обратиться в торговую палату места арбитража или специальный комитет, состав и порядок деятельности которого определён в приложении к Конвенции, для разрешения соответствующих вопросов.
Конвенция предусматривает возможность заявить об отсутствии компетенции данного арбитражного учреждения для рассмотрения спора (ст. V). Такое заявление делается не позднее представления стороной искового заявления или возражений по существу дела в случае, если это заявление основывается на отсутствии или недействительности арбитражного соглашения или утраты им силы. Такие возражения не могут быть выдвинуты позднее в ходе арбитража, а также в государственном суде при обращении в него для рассмотрения дела по существу или для признания и приведения в исполнение принятого решения арбитража.
Заявление об отсутствии компетенции у государственного суда (при наличии арбитражного соглашения) подаётся в государственный суд после возбуждения производства по делу до или в момент представления возражений по существу иска. Конвенция устанавливает применимое право для принятия решения по вопросу о наличии или действительности арбитражного соглашения. Суд, в котором возбуждено производство по делу, может не признать действительность арбитражного соглашения, если по закону его страны спор не может быть предметом арбитражного разбирательства.
Конвенция допускает подачу в государственный суд заявлений о временных мерах или мерах предварительного обеспечения.
Согласно ст. VII Конвенции стороны могут по своему усмотрению устанавливать право, подлежащее применению арбитрами при разрешении спора по существу. При отсутствии такого соглашения арбитры применяют закон, установленный на основании коллизионной нормы, определяемой арбитрами. При этом уточняется, что в любом случае арбитры будут руководствоваться условиями договора и торговыми обычаями. Также Конвенция допускает принятие решения по справедливости (лат. ex aequo et bono), на основании общих принципов права (т. н. решение в качестве «дружеских посредников»), если между сторонами на этот счёт имеется договорённость и если применимый закон это разрешает.
По общему правилу арбитры должны вынести мотивированное решение, кроме случаев, когда стороны пришли к соглашению о возможности вынесения исключительно резолютивной части решения (ст. VIII).
Конвенция содержит положения об основаниях отмены решения арбитража судом государства, в котором и по законам которого принято это решение (ст. IX). Основанием для отмены решения арбитража (признания его недействительным) служит любое из следующих:
стороны арбитражного соглашения были недееспособны, или это соглашение было недействительно по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания – по закону страны, где решение было вынесено;
сторона, требующая отмены решения, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитраже, или по другим причинам не могла представить свои объяснения;
указанное решение было вынесено по спору, не предусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре;
состав арбитражной коллегии или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон.
Конвенция содержит положение о том, что отмена арбитражного решения является основанием для отказа в признании и экзекватуре такого решения в любом договаривающемся государстве.
В целом можно констатировать, что Конвенция являлась и является достаточно своевременным и актуальным инструментом регулирования отношений в сфере международного арбитража. Однако необходимо признать, что в практике российских судов обращение к положениям Конвенции не является частым, в первую очередь из-за ограниченного числа государств – участников Конвенции и дублирующих положений Нью-Йоркской конвенции, а также Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже.