Перипатетическая школа
Перипатети́ческая шко́ла [περίπατος – место для прогулок, от περιπᾰτέω – ходить кругом, прохаживаться; также Ликей (греч. Λύκειον) по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за восточной окраиной Афин], философская школа Аристотеля. Термин «перипатетик» происходит от слова περίπατος – (крытая) галерея, служившая лекционным залом (ср. аналогичное происхождение термина «стоики» от στοά – портик), приобретённая вместе с окружающим садом в собственность Теофрастом и завещанная им школе; ошибочно восходящее к Гермиппу объяснение от περίπατέω – прогуливаться.
Хронологически различают: 1) перипатетиков 4–2 вв. до н. э.; 2) возрождение аристотелизма в 1 в. до н. э., связанное с именем Андроника Родосского; 3) перипатетиков 1–3 вв. н. э., частично совпадающих с кругом комментаторов Аристотеля. Под перипатетиками в узком смысле иногда понимают философов, непосредственно связанных со школьной традицией в Ликее и относящихся главным образом к 1-му периоду, а начиная с Андроника говорят о греческом аристотелизме и аристотеликах. Схолархи школы 1-го периода: Аристотель (335/334–323/322); Теофраст (323/322–288/286); Стратон из Лампсака (287/286–269/268); Ликон из Троады (272/268–228/225); Аристон с Кеоса (228/225–?); Критолай из Фаселиды (в старости участвовал в посольстве в Рим; 156/155); Диодор из Тира – приблизительно до 110 г.; Эримней – около 100 г. до н. э. К 1-му поколению перипатетиков – непосредственных учеников Аристотеля – принадлежат Теофраст и Евдем (самые догматические аристотелики), Гераклид Понтийский (связанный также с Древней Академией), Дикеарх и Аристоксен, к ним близок по возрасту Деметрий Фалерский; к 4–3 вв. до н. э. относятся Хамелеон из Гераклеи Понтийской, Клеарх из Сол, Фаний из Эреса и Праксифан с о. Лесбос; к 3 в. до н. э. – Иероним из Родоса; около 200 до н. э. – Гермипп из Смирны; ко 2 в. до н. э. – Сотион из Александрии и Аристон Младший, ученик Критолая. Фрагменты утраченных сочинений перипатетиков 4–2 вв. до н. э. (кроме Теофраста) и свидетельства о них изданы с комментариями в собрании Ф. Верли.
Во времена Аристотеля и Теофраста Ликей соединял в себе функции своего рода академии наук (систематическая разработка всех областей знания на основе метода Аристотеля, координация научной работы между отдельными членами школы) с функциями высшей школы афинской молодёжи; лекции Теофраста посещали до 2 тыс. слушателей (отсюда новоевропейское понятие лицея). Последним крупным систематиком и теоретиком был Стратон, затем происходит загадочное исчезновение аристотелизма из перипатетической школы (ср. параллельное исчезновение платонизма из эллинистической Академии): большинство перипатетиков 3–2 вв. до н. э. занимаются историческими биографиями, литературоведением и популярной этикой – феномен, который объясняют обычно судьбой библиотеки Аристотеля. Согласно Страбону («География», 13, 1, 54), Теофраст завещал библиотеку, вместе со своими книгами, Нелею из Скепсиса (Малая Азия), наследники Нелея поместили её в подвал, где она, пролежав около 200 лет, пострадала от сырости и моли; в течение всего этого времени, по Страбону, перипатетики были лишены трактатов Аристотеля и имели в своём распоряжении только опубликованные научно-популярные («эксотерические») диалоги. В 1 в. до н. э. свитки купил библиофил Апелликон из Теоса. После смерти Апелликона Сулла, ограбивший Афины в 86 г. до н. э., вывез их в Рим, где через грамматика Тиранниона они попали в руки Андронику Родосскому и были изданы, вероятно, вскоре после 43 г. до н. э. (традиция называет Андроника 11-м схолархом Перипатетической школы).
Перипатетическая традиция от Андроника до Александра основательно изучена в капитальном труде филолога П. Моро «Аристотелизм среди греков» [«Der Aristotelismus bei den Griechen» (Bd 1–3, 1973–2001). Помимо Андроника, Апелликона и Тиранниона, к перипатетикам 1 в. до н. э. принадлежат Аристон из Александрии, Боэт Сидонский, Ксенарх из Селевкии, Стасей из Неаполя, Кратипп из Пергама, Николай Дамасский и в значительной мере – плодовитый доксограф Арий Дидим. Предполагаемые схолархи школы после Андроника: Кратипп (около 45 до н. э.), Ксенарх, Менефил (конец 1 в. до н. э.), Аспасий Афродисийский, Термин (около 160), Александр из Дамаска (около 170), Аристокл из Мессены, Сосиген (Созиген), Александр Афродисийский, Аммоний (около 230), Проксен (около 270). К первым векам н. э. принадлежат также Адраст Афродисийский, Александр из Эг (учитель Нерона), Аристотель из Митилены (2 в., учитель Александра Афродисийского), Птолемей Хенн из Александрии (автор биографии Аристотеля), Анатолий Александрийский (учитель Ямвлиха), автор сочинения «О декаде» (около 280). Все перипатетики, начиная с Андроника, занимались главным образом текстологией и истолкованием Аристотеля, из сочинений большинства из них, за исключением Аспасия, Птолемея Хенна, Александра Афродисийского, Анатолия, ничего не сохранилось, кроме фрагментов и косвенных свидетельств. Вершина аристотелизма первых веков н. э. – Александр Афродисийский. Начиная с 4 в. н. э. собственно перипатетическая традиция исчезает (условно причисляют к перипатетикам константинопольского ритора 4 в. Фемистия), задачу комментирования Аристотеля берут на себя неоплатоники.