Счастье
Сча́стье, высшее благо как самоценное, самодостаточное состояние жизни. В содержании счастья выделяются 2 принципиально различных компонента: а) то, что зависит от самого субъекта, определяется его собственной активностью, и б) то, что от него не зависит, задано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). Соотношение добродетели и счастья стало центральной проблемой этики, в решении которой сложились 3 основные традиции, сформировавшиеся ещё в Античности. Первая традиция видит в нравственных добродетелях средство для достижения счастья, которое может отождествляться с удовольствием (гедонизм), пользой, успехом (утилитаризм), отсутствием страданий и безмятежностью души (эпикуреизм). Эта традиция получила название эвдемонизма в собственном смысле. Вторая традиция – стоическая – рассматривает счастье как следствие добродетели, считая, что нравственное совершенство человека не зависит от его судьбы, конкретных обстоятельств жизни, совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью и само по себе оказывается счастьем. Третья традиция – аристотелевская – видит в добродетели и путь к счастью, и самый существенный его элемент. Счастье как высшее благо включает в себя как зависящее от самого индивида внутреннее благо – «разумную деятельность души в полноте добродетели», так и внешние блага, не вполне зависящие от индивида, – богатство, почёт, телесную красоту, удачливость и другие вещи; на счастье человека влияют также внешние обстоятельства. В Средние века доминирующим становится религиозно-этическое понимание счастья как «блаженства», достигаемого на пути «стяжания» подаваемой Богом благодати.