Оксфордская школа (объединение философов)
О́ксфордская шко́ла, объединение философов и учёных, существовавшее при Мертон-колледже Оксфордского университета в 14 в. и прославившееся разработкой метода изучения природы, основанного на математизации физических процессов. Главная роль в становлении школы принадлежит Р. Гроссетесту, обосновавшему приложимость геометрических законов самоумножения света ко всей физической реальности, а также сформулировавшему учение о порождении, суммировании и соотношениях бесконечных величин и доктрину о «мультипликации видов» (лат. multiplicatio specierum), развитую позднее Р. Бэконом.
Среди представителей Оксфордской школы – Ф. Брадвардин, стремившийся выработать математический способ описания движений тел посредством придания физическим процессам количественных показателей, и группа его учеников (т. н. калькуляторы – лат. calculatores): Уильям Хейтсбери [William of Heytesbury, Guillelmus Hentisberus, около 1313 – 1372/1373; «Правила решения софизмов» (лат. «Regulae solvendi sophismata», ок. 1335)], Джон Дамблтон [John of Dumbleton, Johannes Dulmenton, умер около 1349; «Сумма логики и естественной философии» (лат. «Summa Logica et Philosophiae Naturalis», около 1349)], Ричард Суайнсхед (Суисет) по прозвищу Калькулятор [Richard Swineshead (Suiseth), Calculator, умер около 1358; «Книга калькуляций» (лат. «Liber calculationum», ок. 1350)], а также Ричард Килвингтон (Richard Kilvington, 1302/1305 – 1361) и др. Соединяя физику Аристотеля и учение Евклида о пропорциях, калькуляторы стремились создать единую систему «математической физики» на основе арифметико-алгебраического выражения качества (учение о «широте форм» – лат. latitudo formarum, где понятие «форма» означает конфигурацию какого-либо качества, а «широта» – предельный диапазон соответствующего качественного изменения, исчисляемый градусами интенсивности).
При этом скорость трактовалась как особое качество (лат. qualitas motus), присущее движущемуся телу; свойственный ему градус интенсивности соответствует мгновенной скорости, обусловливающей быстроту или медлительность движения. И эта скорость лишь потенциально связана с пространственно-временны́ми определениями, поскольку не включает в себя ни понятие времени, ни понятие пути.
Главное достижение калькуляторов – теорема о среднем градусе скорости, или «мертонское правило» (англ. Merton rule), согласно которому равномерно ускоряющееся или замедляющееся движение эквивалентно равномерному движению со средней скоростью (эта теорема впоследствии была применена Г. Галилеем и к анализу свободного падения тел). Сочинения калькуляторов способствовали введению новых математических понятий (переменной величины, логарифмов, дробных показателей, бесконечных рядов и др.), включавшихся, однако, в устоявшуюся систему перипатетической физики. Разработанное в Оксфордской школе общее учение о пропорциях (метод «конфигурации качеств», лат. configuratio qualitatum) нашло своё применение также в теологии, этике, эстетике и др. Идеи Оксфордской школы были восприняты представителями парижской школы, особенно Николаем Оремом.