Протестантский мейнлайн
Протеста́нтский мейнла́йн (англ. mainline Protestants), группа протестантских церквей в Соединённых Штатах Америки, в основном по признаку их отличия от евангельских, фундаменталистских, харизматических и исторически афроамериканских деноминаций. В том же значении используются понятия «протестантский мейнстрим» (англ. mainstream Protestants), «исторический протестантизм» (англ. oldline Protestants). Реже встречается термин «экуменический протестантизм» (англ. ecumenical Protestants).
Термин также широко используется для описания протестантских церквей в Канаде. В отдельных случаях понятие «протестантский мейнлайн» употребляется по отношению к историческим протестантским церквам Центральной и Южной Америки, Европы, а также Южноафриканской Республики.
В США основными чертами церквей протестантского мейнлайна считаются поддержка общественных сил центристской и либеральной направленности, внутренняя терпимость к широкому спектру богословских представлений и активное участие в экуменическом движении. Члены церквей протестантского мейнлайна в среднем превосходят другие протестантские сообщества уровнями образования и материального благосостояния. Они играют непропорционально много ведущих ролей в политической, деловой, научной и культурной жизни США. Абсолютное большинство «мейнлайнеров» США имеют европейское происхождение и белый цвет кожи.
В США к церквам протестантского мейнлайна принадлежат 54 млн человек, что составляет 16,4 % населения страны (данные на 2020).
Понятие
Большинство исследователей согласны, что понятие «протестантский мейнлайн» возникло в середине 1920-х гг., в ходе споров между фундаменталистами и модернистами в американском протестантизме. Для данного термина существует 2 версии значения слова mainline, которое в буквальном переводе означает «магистраль», «главная дорога». Согласно 1-й версии, он указывал на историческую связь ряда церквей с американским протестантизмом 17–19 вв. Согласно другому предположению, слово mainline является отсылкой к т. н. Филадельфийскому Мейн-Лайну (англ. Philadelphia Main Line) – престижным районам в пригородах Филадельфии, штат Пенсильвания. Эти районы были расположены вдоль построенной в 1830–1850-х гг. главной магистрали (англ. Main Line) ныне несуществующей Пенсильванской железной дороги. Состоятельные жители Филадельфийского Мейн-Лайна отличались своей приверженностью к церквам, которые обычно относят к протестантскому мейнлайну. Если эта этимология верна, то данный термин изначально описывал церкви по признакам не вероучения или церковного устройства, а географического расположения и социальной базы, отчасти являясь синонимом понятия «религиозный истеблишмент».
Близкое (иногда тождественное) «протестантскому мейнлайну» понятие «протестантский мейнстрим» в смысле «основной протестантизм» или «протестантизм большинства» указывает на ту же группу церквей по признаку количества их членов: до середины 1960-х гг. эти церкви объединяли большинство американских протестантов. В дальнейшем численность членов церквей протестантского мейнлайна резко сократилась как в абсолютных числах, так и по отношению к другим протестантским церквам, в первую очередь евангельским. В Европе, Австралии и Новой Зеландии понятие mainstream в отношении христианства, протестантизма или отдельных церквей, как правило, используется как указание на их ортодоксальную триадологию и христологию в противоположность неортодоксальным христианским группам.
Понятие «исторический протестантизм» изначально указывало на исторические корни церквей. После того как многие из исторических протестантских церквей США пережили разделения в ходе фундаменталистско-модернистских споров, апелляция к древности происхождения утратила смысл и данный термин превратился в редко используемый синоним понятия «протестантский мейнлайн».
Выражение «экуменический протестантизм» чаще используется за пределами США. Оно описывает протестантские церкви по признаку их участия в официальном экуменическом движении. Прежде всего это касается членства во Всемирном совете церквей и в национальных экуменических организациях, например в Национальном совете церквей Христа США.
В странах Латинской Америки используют как буквальный перевод этого понятия на местные языки (исп. protestantismo de línea principal, португ. protestantismo de linha principal), так и близкие термины со значением «классический», «исторический», «доминирующий» или «традиционный протестантизм». Франкоканадское выражение les protestants de la ligne principale используется редко.
Церкви протестантского мейнлайна
Американский протестантский мейнлайн включает в себя 2 группы церквей. Первая группа является протестантским мейнлайном «по преимуществу»; часто само это понятие отождествляется именно с этими церквами. К ним относятся т. н. Семь сестёр американского протестантизма (термин введён американским религиоведом У. Хатчисоном в 1989) – некогда крупнейшие протестантские церкви США, ныне крупнейшие или наиболее влиятельные среди протестантского мейнлайна. К «Семи сёстрам...» относятся:
Объединённая методистская церковь (ОМЦ) – третья после Римско-католической церкви и Южной баптистской конвенции христианская община США (по данным на 2020, 12,7 млн членов по всему миру, из которых 6,3 млн членов в США);
Евангелическо-лютеранская церковь в Америке (ЕЛЦА) – крупнейшая лютеранская община в США (по данным на 2020, 3,1 млн членов);
Епископальная церковь США (ЕЦ США) – поместная церковь в составе Англиканского содружества, старейшая англиканская церковь за пределами Британских о-вов (по данным на 2020, 1,7 млн членов в США);
Пресвитерианская церковь (США) (ПЦ США) – крупнейшая реформатская и пресвитерианская община в США (по данным на 2020, 1,2 млн членов);
Американские баптистские церкви (АБЦ) – историческое баптистское объединение, история которого восходит к Первой баптистской церкви в Америке (1638) (по данным на 2020, 1,1 млн членов);
Объединённая церковь Христа (ОЦХ) – объединение нескольких конгрегационалистских церквей, исторически восходящих к первым колонистам Новой Англии (по данным на 2020, 0,77 млн членов);
Христианская церковь «Ученики Христа» (ХЦУХ) – крупнейшая историческая реставрационистская церковь (по данным на 2020, 0,35 млн членов).
Ассоциация архивов данных по религии, Исследовательский центр Пью и ряд других агентств и отдельных исследователей относят к протестантскому мейнлайну также ряд менее крупных североамериканских церквей. Из них 100 тыс. и более членов имеют Кооперативный баптистский союз, Объединённая церковь Канады, Англиканская церковь Канады, Религиозное общество Друзей (квакеры), Реформатская церковь в Америке, Евангелическо-лютеранская церковь в Канаде, Англиканская церковь Мексики, Меннонитская церковь (США). От 10 до 100 тыс. членов имеют Церковь братьев, Пресвитерианская церковь Канады, Международный совет местных церквей, Национальная ассоциация конгрегационалистских христианских церквей, Альянс баптистов, Моравская церковь в Северной Америке, Меннонитская церковь (Канада), Универсальный союз городских местных церквей, Латвийская евангелическо-лютеранская церковь в Америке. Менее 10 тыс. членов имеют Эстонская евангелическо-лютеранская церковь заграницей, Венгерская реформатская церковь в Америке, «Ученики Христа» в Канаде, Конгрегационалистские христианские церкви. Причисление этих церквей к мейнлайну основано на схожести их истории, догматического и нравственного учения, а также социальных позиций с «Семью сёстрами...».
Признаки принадлежности к протестантскому мейнлайну
Понятие «протестантский мейнлайн» зародилось как описательное и обозначало протестантское большинство, исторические и традиционные церкви. Этот статус был единственным критерием, отличавшим «мейнлайнеров». Однако ко 2-й половине 20 в., когда эти церкви перестали объединять большинство американских протестантов, религиоведы стали указывать признаки, по которым ту или иную церковь можно было считать принадлежащей к мейнлайну. Среди этих признаков особое место занимают традиционность, прогрессивизм и социальная активность, внутрицерковный плюрализм, политический центризм, социальный либерализм и элитарность.
Традиционность
Церкви протестантского мейнлайна играли важную роль в американской истории с ранних её этапов. С самого начала британского присутствия в Америке англиканская традиция определяла облик южных колоний, конгрегационалистская – северных. В период 1-го «Великого пробуждения» (1720–1740-е гг.) влияние приобрели деноминации, в которых «пробуждение» нашло себе основную поддержку – баптисты, пресвитериане и методисты; к концу 19 в. эти группы численно превосходили англикан (Епископальную церковь США) и конгрегационалистов. К середине 19 в. за счёт иммигрантов из Германии и скандинавских стран в США укрепились позиции лютеранства.
Исторический признак является достаточно условным, поскольку в организационном плане все «Семь сестёр...», за исключением Епископальной церкви США, были образованы в 20 в.
При этом многие церкви, которые не принято относить к мейнлайну, также имеют продолжительную историю в Америке. Одна и та же ветвь протестантизма может быть представлена и «мейнлайнерами», и теми, кто к ним не принадлежит. Из крупных и традиционных американских церквей, имеющих «параллели» в протестантском мейнлайне, к нему не относятся: Южная баптистская конвенция – крупнейшая протестантская церковь в США (по данным на 2020, 14 млн членов); Лютеранская церковь Миссурийского синода – вторая по численности лютеранская община в США (по данным на 2020, около 1,5 млн членов); Пресвитерианская церковь в Америке – вторая по численности реформатская и пресвитерианская община в США (по данным на 2020, 0,38 млн членов); Англиканская церковь в Северной Америке – вторая по численности англиканская община в США (по данным на 2020, 0,12 млн членов) и ряд других церквей.
Прогрессивизм и социальная активность
Среди церквей протестантского мейнлайна распространено убеждение, что понятие греха имеет не только персональное, но и социальное измерение. Этот подход развился в период борьбы с рабством в США. Протестантские богословы – противники рабства считали это явление «социальным грехом», который, в отличие от греха личного, преодолевается изменением устройства общества и государства. Часть протестантских церковных деятелей пытались защитить рабовладение, ссылаясь на Ветхий Завет и историю раннего христианства. В ответ противники рабства прибегли к теории морального прогресса, согласно которой нравственные нормы не даны раз и навсегда в тексте Библии, но постепенно раскрываются Богом по мере развития христианского общества. Будучи спроецированной на христианское богословие, идея морального прогресса привела к изменению взглядов на концепцию Божественного Откровения. Если прежде в протестантизме оно целиком отождествлялось с моментом создания библейского текста (причём считалось, что каждая из книг Библии написана в определённый момент конкретным автором, служившим лишь орудием передачи Откровения), то теперь Божественное Откровение (или хотя бы его восприятие и усвоение людьми) чаще представлялось как процесс, протекающий в истории, в том числе современной. Это позволяло рассматривать новые научные открытия и социальные достижения не как вызовы единожды данной библейской истине, но лишь как новые данные Богом условия, исходя из которых христиане должны переосмыслять своё понимание Священного Писания. Такой подход привёл к тому, что в 20 в. многие протестантские церкви в значительной мере приняли библейскую критику, научные представления о происхождении мира и человека, идеи гендерного равенства, современные взгляды на вопросы сексуальности.
Сами по себе прогрессивизм и социальная активность не являются исключительным достоянием мейнлайна. Целый ряд американских протестантских церквей, не относясь к мейнлайну, придерживаются данных позиций. В первую очередь это крупные исторически афроамериканские церкви методистской традиции – Африканская методистская епископальная церковь, Африканская методистская епископальная сионская церковь и Христианская методистская епископальная церковь. Суммарное количество приверженцев этих групп, по данным на 2020 г., составляет около 5 млн человек. В 21 в. наблюдается тенденция к включению этих церквей в понятие протестантского мейнлайна. Данная тенденция вызывает неприятия в среде самих этих церквей, отождествляющих понятия «мейнлайн» с истеблишментом, близостью к официальным властям и расовым неравноправием.
Внутрицерковный плюрализм
Для церквей протестантского мейнлайна характерно сочетание консервативных и модернистских тенденций в богословии, богослужении и церковной политике. Духовенство и богословы этих церквей могут придерживаться очень разных взглядов даже на важные вопросы христианского вероучения. Так, 28 % «мейнлайнеров» не считают, что Библия – это «слово Божие» в традиционном смысле. Церкви мейнлайна или вовсе отказались от подробных вероисповедных документов, или признают за ними лишь историческое значение и не требуют от клириков и мирян разделять всё, что написано в данных документах. Вместо этого «мейнлайнеры» предпочитают апеллировать к кратким, допускающим множество интерпретаций исповеданиям, таким как Апостольский или Никео-Константинопольский символы веры.
В зависимости от конкретной церкви этот плюрализм может выражаться различным образом. В церквах с конгрегационалистским устройством (АБЦ США, ОЦХ, ХЦУХ) многие богословские и церковно-практические вопросы решаются на низшем уровне: одни общины могут быть крайне консервативны, тогда как другие – столь же крайне либеральны. В более иерархичных церквах (ОМЦ, ЕЦ США, ЕЛЦА) различные тенденции выражаются в форме сосуществующих церковных течений (англ. churchmanship). Характерной чертой «мейнлайнеров» является богословская умеренность, выражающаяся как в отказе от радикализма в богословских суждениях, так и терпимости к отдельным радикалам в лоне своей церкви.
Несмотря на плюрализм, важным признаком мейнлайна остаётся официальная приверженность церквей ортодоксальной христологии и триадологии. По данной причине к мейнлайну не относятся либеральные религиозные группы, в первую очередь унитарианской и универсалистской традиций, которые отошли от исторической христианской ортодоксии. Например, Унитарианско-универсалистская ассоциация, которая имеет долгую историю в Америке, обладает многими признаками мейнлайна и сама считает себя принадлежащей к нему, тем не менее не признаётся таковой большинством исследователей.
Политический центризм
Согласно данным Исследовательского центра Пью на начало 2022 г., среди американцев, считающих себя консерваторами, прихожане церквей протестантского мейнлайна составляют 15 % (члены евангельских церквей – 38 %); среди американцев, считающих себя либералами, «мейнлайнеры» составляют 12 % (евангелики – 13 %). По данным экзит-поллов на выборах в Конгресс США 2012 г., приблизительно 48 % «мейнлайнеров» поддержали Республиканскую партию, 42 % – Демократическую партию, а 10 % отдали голоса представителям других политических сил. Согласно религиоведу из Университета Восточного Иллинойса Р. Бёрджу, «сегодня, как и сорок лет назад, политическая позиция церквей протестантского мейнлайна находится чуть вправо от центра; было бы ошибкой отождествлять мейнлайн с Демократической партией».
Политический плюрализм также не является исключительным признаком мейнлайна. Он характерен для многих американских евангельских церквей. Так, среди прихожан Южной баптистской конвенции в 2012 г. Республиканскую партию поддержали 63 %, а Демократическую – 24 %.
Социальный либерализм
При том что в политической области прихожанам церквей протестантского мейнлайна свойственны умеренные взгляды, по острым для США и Канады социальным вопросам руководство этих церквей занимает однозначно либеральную позицию. К таким вопросам относятся смертная казнь (в США), аборты, отношение к однополым союзам и возможность рукоположения людей, состоящих в подобных союзах.
Все церкви протестантского мейнлайна на официальном уровне решительно выступают за безусловную отмену смертной казни при любых обстоятельствах. При этом, по данным американского Института исследования религии и общества за 2014 г., среди прихожан этих церквей за сохранение смертной казни высказываются 52 %.
По вопросу допустимости абортов все церкви протестантского мейнлайна согласны, что аборт – это зло, которое может быть допустимо лишь для предотвращения другого зла. Абсолютное большинство «мейлайнеров» верят, что жизнь человека начинается до его рождения. Вместе с тем почти все церкви протестантского мейнлайна признают, что женщины должны иметь право на легальное прерывание беременности. ЕЦ США, ПЦ США и ОЦХ официально входят в Религиозную коалицию за репродуктивный выбор. Другие церкви протестантского мейнлайна также поддерживают легализацию абортов. Против этого права выступают лишь несколько небольших церквей, например Меннонитская церковь (США). В вопросе абортов официальная позиция церквей совпадает с мнением большинства их прихожан. В среднем 60 % из них поддерживают легализацию абортов, тогда как 35 % считают, что аборты должны быть запрещены «в большинстве случаев».
Относительно церковного благословения однополых союзов церкви протестантского мейнлайна не имеют общей официальной позиции. ЕЦ США, ПЦ США, ЕЛЦА, ОЦХ, Англиканская церковь Канады, Евангелическо-лютеранская церковь Канады, Объединённая церковь Канады, а также множество более мелких церквей либо разрешили церковное благословение однополых союзов на общецерковном уровне, либо передали решение этого вопроса отдельным епархиями и приходам. Во всех этих церквах люди, состоящие в однополых союзах, допускаются к рукоположению в священники или пасторы.
АБЦ США и ОМЦ выступают против однополых союзов на общецерковном уровне, однако многие общины, входящие в эти церкви, не накладывают никаких церковных санкций на тех, кто живёт в однополых отношениях, а отдельные общины благословляют однополые союзы и допускают рукоположение тех, кто в них состоит.
Рукоположение женщин в священники или пасторы в церквах протестантского мейнлайна в 21 в. не обсуждают, поскольку практически все они к концу 20 в. решили этот вопрос положительно. В американском протестантизме рукоположение женщин не является признаком богословского либерализма. Первые женщины-пасторы в Америке появились ещё в 19 в. В начале 21 в. женщины-пасторы имеются у некоторых евангеликов (например, в отдельных общинах Южной баптистской конвенции) и даже в ряде фундаменталистских церквей. В церквах мейнлайна, по данным на 2017 г., женщины составляют почти треть всего духовенства. Тем не менее некоторое число прихожан церквей протестантского мейнлайна относятся к этой практике отрицательно. Согласно данным опроса, проведённого Исследовательским центром Пью в 2014 г., более 32 % «мейнлайнеров» заявили, что выступают «против» или «категорически против» рукоположения женщин. Больше всего противников женщин-пасторов имеется в АБЦ США (49 %, однако в этой церкви данный вопрос решается на уровне отдельных общин), меньше всего – в ЕЦ США (18 %).
Элитарность
Важной особенностью протестантского мейнлайна в США является то, что процент «мейнлайнеров» в американской деловой и политической элите в несколько раз превышает их долю среди всего населения этой страны, составляющую от 14,3 % (данные Исследовательского центра Пью за 2014) до 16 % (данные Института исследования религии и общества за 2020). Эта ситуация сложилась во 2-й половине 20 в., когда церкви протестантского мейнлайна пережили значительный отток прихожан, превышающий потери других религиозных групп.
Из 20 президентов США, правивших в 20 в., «мейнлайнерами» были 15. При этом из оставшихся 5 президентов У. Х. Тафт был унитарианином (которых иногда относят к мейнлайну), а Дж. Картер и Б. Клинтон, изначально принадлежавшие к Южной баптистской конвенции, поддержали основание «Нового баптистского ковенанта» – организации, призванной противодействовать «фундаменталистскому пленению» своей церкви. «Мейнлайнерами» были большинство судей Верховного суда США за всё время его существования, хотя на начало 2022 г. к мейнлайну принадлежит лишь один член Верховного суда. В Конгрессе США 117-го созыва (2021–2023) члены церквей протестантского мейнлайна составляют около 50 %.
Около четверти (23 %) взрослых американских «мейнлайнеров» живут в семьях с ежегодным доходом более 100 тыс. долл.; среди христианских общин это 2-е место после православных (29 %), хотя несколько ниже средней цифры по США (на 2014 – 26 %, на 2020 – 31,6 %). 63 % прихожан церквей протестантского мейнлайна имеют высшее или неоконченное высшее образование; среди христианских общин это также 2-е место после православных (73 %). Это существенно выше, чем в среднем по США (на 2014 – 32 %, на 2020 – 37,5 %). Сочетание значительного количества образованных людей с нижнесредним показателем по ежегодному доходу более 100 тыс. долл. указывает на высокий средний возраст «мейнлайнеров» – значительную их часть составляют пенсионеры.
Хотя исторически церкви протестантского мейнлайна были в числе лидеров борьбы против расовой дискриминации, афроамериканцы составляют лишь 3 % от числа их прихожан.
Вопрос сокращения численности
На протяжении первых нескольких десятилетий существования понятия «протестантский мейнлайн» церкви, которые оно описывало, объединяли большинство американских протестантов. Однако в период с конца 1960-х по 2016 гг. все они испытали очень значительное снижение числа прихожан. В 1970 г. 31,4 % населения США принадлежало к мейнлайну; к началу 2007 г. эта доля сократилась до 18,1 %. После этого спад ещё более ускорился. За период с 2007 по 2016 гг. количество «мейнлайнеров» сократилось более чем на 5 млн человек – с 19,4 до 12,8 % населения.
Существует множество исследований, объясняющих причины отрицательной динамики «мейнлайнеров» в указанный период. Выделяют следующие основные факторы, ни один из которых не может дать процессу исчерпывающего объяснения:
Естественная убыль. По данным Института исследования религии и общества на 2020 г., «мейнлайнеры» – самая возрастная группа американского населения. Если в среднем в США лица старше 65 лет составляют лишь 16,9 % населения, то среди «мейнлайнеров» этот показатель составляет 20 %. Средний возраст «мейнлайнеров», по данным на 2000 и 2020 гг., 50 лет; этот показатель для всего населения США составляет 38 лет. Из крупных религиозных групп США старше «мейнлайнеров» лишь евангелики. Одну из наиболее молодых групп (38 лет) составляют религиозно неаффилированные – как неверующие, так и верующие люди, которые не отождествляют себя ни с какой конкретной религией.
Низкая рождаемость. По состоянию на 2014 г., общий коэффициент рождаемости (ОКР) среди «мейнлайнеров» составлял 1,9. Это немного выше среднеамериканского показателя (1,88), однако ниже, чем в любой другой религиозной группе США. Более 40 % прихожан церквей протестантского мейнлайна не состоят в браке. Тем не менее ОКР также нельзя считать определяющим фактором, поскольку евангелики при более высокой рождаемости теряют прихожан с большей динамикой, а неаффилированные, имея ещё более низкий ОКР, в 21 в. испытывают стабильный численный рост, лишь в 2018 г. сменившийся небольшим спадом.
Общее снижение религиозности. Если в начале 1970-х гг. ту или иную форму протестантизма исповедовали 63 % американцев, то в 2012 г. – 48 %. В начале 1970-х гг. лишь около 6 % американцев не причисляли себя ни какой церкви. Это положение сохранялось до 1990-х гг., когда число неаффилированных начало быстро расти, к 2018 г. превысив четверть всего населения США.
Переход прихожан в «консервативные» церкви. В 1970–1990-х гг. значительное количество «мейнлайнеров» присоединилось к евангельским, фундаменталистским и пятидесятническим церквам. Существенное значение для статистики имело т. н. консервативное пленение Южной баптистской конвенции – начавшийся в 1979 г. процесс перемен в руководстве этой структуры, превративший её из церкви мейнлайна в евангельскую церковь. При этом общины южных баптистов автономны и ряд из них сохраняют черты принадлежности мейнлайну. Многие церкви протестантского мейнлайна пережили «консервативные» расколы, хотя количество отделившихся всякий раз было очень невелико. При этом «консервативные» церкви начиная с 1970-х гг. также теряли своих прихожан, в том числе за счёт их перехода в мейнлайн. В 21 в. отрицательная динамика начала ускоряться, и в 2020 г. «мейнлайнеры» в США численно обогнали евангеликов. Количество «мейнлайнеров», ушедших в Римско-католическую церковь никогда не было велико и уступает числу католиков, ушедших в мейнлайн. В 21 в. религиоведы признают отсутствие связи между либерализмом или консерватизмом религиозной группы в США и динамикой числа её членов.
После 2016 г. американский мейнлайн начал постепенный численный рост, к 2020 г. увеличив свою долю в населении США до 16,4 %, что превысило показатели 2010 г.