Эллисон Ральф
Э́ллисон Ральф, Ральф (Ралф) Уолдо Эллисон (англ. Ralph Waldo Ellison) (1.3.1913, Оклахома-Сити – 16.4.1994, Нью-Йорк, США), афроамериканский писатель, литературный критик, эссеист. Наиболее известен по роману «Человек-невидимка» («Invisible Man», 1952; Национальная книжная премия в области художественной литературы, 1953). В своих произведениях Эллисон раскрывал проблемы, с которыми сталкивалось афроамериканское сообщество в начале 20 в. Писатель не ограничивался анализом расизма и социального неравенства в США, в круг его интересов входили также общенациональные проблемы (например, распространение марксистских идей) и их влияние на темнокожее население Америки. Не менее важным для автора был вопрос идентичности – афроамериканец рассматривался им не только как представитель своей расы и сообщества, но и как индивид.
Биография
Отец Р. Эллисона Льюис был разнорабочим, доставлял уголь и лёд, умер в 1916 г. в результате несчастного случая. Мать – И. Эллисон (урождённая Милсап), после смерти мужа работала домашней прислугой и уборщицей, чтобы прокормить сыновей. Ральф был назван отцом в честь американского мыслителя и поэта Р. У. Эмерсона, одного из основоположников философского-литературного движения трансцендентализма.
В 1933 г. Р. Эллисон поступил в институт Таскиги (расположен в штате Алабама, с 1985 имеет университетский статус) – высшее учебное заведение для темнокожих, основанное афроамериканским общественным деятелем Б. Т. Вашингтоном. Изначально Эллисон рассчитывал на музыкальную карьеру – играл на трубе и хотел стать композитором, однако проблемы с успеваемостью и финансовые трудности вынудили его отказаться от этой идеи. В период обучения в Таскиги под влиянием преподавателя, Мортезы Дрексела Спрага, начал интересоваться литературой, познакомился с творчеством Г. Филдинга, В. Скотта, Дж. Остин, Т. Харди, Э. Бронте, Ч. Диккенса и Э. Троллопа, а также Т. С. Элиота, Дж. Джойса, Г. Стайн и Ф. М. Достоевского. Помимо литературы и музыки Эллисон изучал скульптуру и даже рассматривал возможность стать скульптором.
В 1936 г. Р. Эллисон прервал обучение из-за финансовых проблем и отправился в Нью-Йорк на заработки, а также чтобы углубиться в изучение скульптуры. Он поселился в Гарлеме, одном из центров афроамериканской культурной жизни, где познакомился с местными интеллектуалами, включая поэта и представителя т. н. Гарлемского ренессанса Л. Хьюза и писателя Р. Райта. Именно Райт дал старт литературной и публицистической карьере писателя, заказав ему в 1937 г. рецензию на роман У. Турпина «Низины» («These Low Grounds», 1937) для журнала New Challenge, специализировавшегося на афроамериканской тематике. Райт и Эллисон работали с изданиями марксистской направленности и сотрудничали с Коммунистической партией США, однако в период Второй мировой войны отказались от её дальнейшей поддержки. Одной из причин стало недостаточное внимание партии к проблемам темнокожего населения Америки, а также её отказ от классовой политики в пользу социального реформизма. В 1937–1944 гг. Эллисон писал литературные рецензии, статьи и рассказы для различных изданий, включая журналы New Masses, Direction, Common Ground и The Negro Quarterly (в последнем работал также редактором).
В 1945 г. Р. Эллисон приступил к созданию романа «Человек-невидимка», над которым проработал пять лет. После выхода романа Эллисон стал одним из главных афроамериканских авторов. Новый статус обеспечил ему позицию преподавателя в нескольких высших учебных заведениях Америки [Чикагский, Йельский, Рутгерский и Нью-Йоркский университеты, Бард-колледж (признанный нежелательной организацией)]. Писатель продолжил заниматься эссеистикой и малой прозой. При жизни автора вышли два сборника эссе: «Тень и поступок» («Shadow and Act», 1964) и «Вылазка на территорию» («Going to the Territory», 1986). В 1954 г. Эллисон приступил к написанию второго романа, который так и не был завершён. 16 апреля 1994 г. умер от рака поджелудочной железы.
После смерти писателя его друг и литературный наследник Дж. Ф. Каллахан поспособствовал изданию сборников эссе и рассказов [«Лечу домой и другие рассказы» («Flying Home and Other Stories», 1996), «Собрание эссе Ральфа Эллисона» (The Collected Essays of Ralph Ellison, 1995)], которые включали и ранее не публиковавшиеся тексты. Каллахан также выступил редактором черновиков второго романа Эллисона, которые впоследствии были опубликованы в двух вариантах и под двумя заголовками – «Девятнадцатое июня» («Juneteenth», 1999) и «За три дня до расстрела» («Three Days Before the Shooting…», 2010). Редактором второго варианта помимо Каллахана выступил профессор Калифорнийского университета и литературный критик А. Брэдли.
Особенности творчества
Творчество Р. Эллисона в контексте афроамериканской литературы отличалось акцентом на конфликте индивида с окружающим его миром. Если такие авторы, как Р. Райт, рассматривали проблемы темнокожего населения Америки через призму расизма и тем самым выражали несогласие с устоявшимся общественным порядком, то Эллисон прежде всего стремился показать человеческие отношения в универсальном смысле, учитывая при этом сложившуюся социальную ситуацию. Произведения афроамериканских авторов начала 20 в. в той или иной степени выражали экзистенциальный взгляд на мир. Социолог У. Э. Б. Дюбуа отмечал «двойное сознание» темнокожих американцев, которые всегда вынуждены оценивать свои поступки в рамках расистского общества и по этой причине более склонны к экзистенциальной тревоге. Эллисона же больше интересовала абсурдность бытия с точки зрения угнетаемого сообщества.
Главный герой романа «Человек-невидимка» – безымянный афроамериканец, который описывает свою жизнь с подростковых лет до настоящего в контексте произведения времени. Невидимка рассказывает свою историю из подполья – подземного помещения, освещённого 1369 лампочками. Исследователь Дж. Эрли отмечает связь этого места действия с мифом о пещере, аллегорией Платона из диалога «Государство» (др.-греч. «Πολιτεία», около 370–360 гг. до н. э.), использованной для объяснения учения об идеях. Однако «пещера» Эллисона противопоставлена платоновской концепции – это место, в котором иллюзии не порождаются, а исчезают вследствие накопленного жизненного опыта (Early. 2009. P. 68–69). Невидимка имеет также очевидные сходства с главным героем повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья» (1864): оба персонажа оторваны от общества и разделяют мизантропический взгляд на мир. В случае с героем Эллисона одиночество и отчуждённость обусловлены разочарованием в общественных отношениях. Каждый этап жизни персонажа рассматривается как травма, причиной которой послужила «слепота» окружающих.
«Слепота» общества выражается в неспособности видеть индивида за его социальным статусом. Примером может послужить речь одного из персонажей, Гомера А. Барби, посвящённая Основателю колледжа для темнокожих, в котором некоторое время учился главный герой (эпизод восходит к реальной речи Э. Дж. Скотта, личного секретаря Б. Т. Вашингтона, которую Эллисон слышал во время обучения в институте Таскиги). Священнослужитель Барби восхваляет Основателя, однако его представление зиждется на мифе: он не знал реального индивида, а лишь имел о нём поверхностное представление. Наивность Барби подчёркивается и его физической слепотой, которая наряду с невидимостью выступает лейтмотивом романа. Так, Невидимка изначально слеп по отношению к реальной общественной жизни в целом и жизни афроамериканцев в частности. Понять подлинное положение дел ему удаётся лишь через горький опыт: например, чтобы попасть в престижное учебное заведение, ему приходится участвовать в жестокой борьбе за выживание – унизительной массовой драке, организованной на потеху богатым белым американцам. В этом контексте произведение может рассматриваться как разновидность романа воспитания или его современной версии – литературы янг-эдалт.
Благодаря композиции произведения автору удаётся продемонстрировать отношение к таким явлениям начала 20 в., как социальная мобильность в среде афроамериканцев, коммунизм в США и национализм среди темнокожего населения. Р. Эллисон постепенно раскрывает эти явления, помещая главного героя в различные социальные ситуации, некоторые из них основаны на личном опыте писателя. Проблемы, которые поднимает Эллисон, в первую очередь касаются положения темнокожих индивидов в американском обществе, но вместе с тем они носят универсальный характер. Особенно наглядно это проявляется в главах, посвящённых деятельности Братства – группы, реальным прототипом которой выступает Коммунистическая партия США. Братство принимает Невидимку в свои ряды за его ораторские навыки, и ему кажется, что он нашёл своё место в обществе. Однако ему не позволяют выражать свою афроамериканскую идентичность и индивидуальность: впоследствии герой поймёт, что для Братства он не более чем орудие на пути к власти и что лидеры видят в нём и в других «братьях» лишь «шестерёнки в машине».
Критика, влияние и награды
Подход Р. Эллисона к анализу жизни афроамериканцев вызвал критику со стороны темнокожих интеллектуалов и деятелей искусства 1960-х гг., которые обвиняли писателя в стремлении угодить белому большинству, а также ставили ему в вину нежелание признавать важность связей афроамериканцев с Африкой и в целом поддерживать самобытность культуры темнокожего меньшинства. Тем не менее Эллисон остался одной из ключевых фигур в истории афроамериканской литературы.
Сочинения Р. Эллисона стали источником вдохновения для многих творческих людей за пределами литературы. Американский фотограф Г. Паркс вместе с писателем создал для журнала Life проект, основанный на романе «Невидимка» («A Man Becomes Invisible», 1952). Фотографии проекта послужили основой для другой работы – «После "Невидимки" Ральфа Эллисона, пролог» («After "Invisible Man" by Ralph Ellison, the Prologue», 1999–2000) канадского фотографа Дж. Уолла. Американский скульптор Э. Катлетт создала памятник Эллисону, вдохновлённый «Невидимкой». Монумент был установлен в Риверсайд-парке (Нью-Йорк) в 2003 г.
Р. Эллисон был удостоен множества литературных премий и наград, в частности премии Фонда Рокфеллера (1954), Римской премии от Американской академии искусств и литературы (1955), Президентской медали Свободы (1969, вручена Л. Б. Джонсоном), французского ордена Искусств и литературы степени кавалера (1970, вручён министром культуры правительства Ш. де Голля А. Мальро), медали Лэнгстона Хьюза (1984), Национальной медали США в области искусств (1985, вручена президентом Р. Рейганом), книжной премии Анисфельд-Вольф за особые достижения (1992). В 1974 г. писателю было присвоено звание почётного доктора литературы Гарвардского университета, в 1982 г. – звание заслуженного профессора Нью-Йоркского университета.