Эффект Гиффена
Эффе́кт Ги́ффена, экономическое явление, обозначающее исключение из закона спроса для товаров низшей категории, являющихся базовыми продуктами для потребителей с низким доходом (близким к уровню прожиточного минимума). Эффект Гиффена был впервые упомянут английским экономистом А. Маршаллом как случай, когда бедные покупатели, вынужденные отказаться от покупок более качественных товаров, увеличивают, а не снижают объём покупок своего базового продукта, несмотря на относительное увеличение цены на него. Маршалл ссылался на наблюдения английского статистика и журналиста Р. Гиффена (1837–1910), утверждавшего, что повышение цены на хлеб пробивает такую брешь в семейном бюджете беднейших рабочих и настолько увеличивает предельную полезность денег для них, что они вынуждены сокращать потребление более дорогих мучных продуктов и мяса и покупать больше хлеба, который остаётся для них самым дешёвым продуктом питания.
В 1939 г. эффект Гиффена был интерпретирован Дж. Р. Хиксом как особый случай разнонаправленного действия эффекта замещения и более сильного эффекта дохода (см. статью «Эффект дохода и эффект замещения»). Американский экономист П. Сэмюэлсон приписывал Гиффену описание того, что во время голода в Ирландии в 1840-х гг. рос спрос на картофель, оставшийся, несмотря на удорожание, единственным доступным (дешевле хлеба) продуктом питания для бедноты. В 21 в. предметом научных споров среди экономистов стало моделирование парадокса Гиффена в условиях дополнительных ограничений выживания низкодоходных категорий потребителей при общей экономической нестабильности или резких институциональных изменениях.