«Два источника морали и религии»
«Два исто́чника мора́ли и рели́гии» (франц. «Les deux sources de la morale et de la religion»; 1932, рус. перевод 1994), главное сочинение А. Бергсона позднего периода творчества, где изложено его этико-социальное и религиозное учение. Теоретическую основу данного произведения составила эволюционная концепция, разработанная Бергсоном в работе «Творческая эволюция» под сильным влиянием философии Плотина. Однако в труде «Два источника…» она переосмысливается философом в свете идей христианского мистицизма; здесь впервые появляется представление о Боге «любви… который любит всё человечество» (Бергсон. 1994. С. 259). Именно такой Бог, по Бергсону, является источником жизненного порыва, играющего ведущую роль в эволюционном процессе.
Главная тема работы – возможность прогресса человеческого общества. Исследуя эту проблему, Бергсон различает и противопоставляет 2 модели социальности, а соответственно – 2 формы морали и религии. Первая модель – закрытое общество, при описании которого философ опирался на идеи французской социологической школы – Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, хотя и критиковал некоторые её положения. Конкретизируя применительно к социальным вопросам выдвинутую в работе «Творческая эволюция» идею о тупиковых направлениях эволюции, обусловленных победой материи над жизненным порывом и лишённых стимула к развитию, Бергсон рисует закрытые общества как косные образования, члены которых руководствуются принципом авторитаризма, непререкаемой власти вождя. Функцию поддержания социальной стабильности выполняют в таких обществах статическая мораль и религия, задача которых состоит в постоянном воспроизведении сложившихся традиционных форм поведения и общения. Статическую мораль Бергсон толкует как систему стереотипов, привычек, имитирующих инстинкт; по сути они дорациональны. Главный принцип статической морали – национализм, объединяющий членов данной общности и противопоставляющий её другой, что делает войны между ними непременной особенностью их существования. В основе статической религии, под которой Бергсон подразумевает мифологию, лежит мифотворческая способность (fonction fabulatrice), призванная защищать человека от страха смерти и связанных с интеллектом представлений об обширной области непознанного и непредвиденного. Мифотворческая способность, как и моральное обязательство закрытого общества, выражает собой жизненный инстинкт, нацеленный на выживание и стабильность закрытых обществ.
Вторая модель социальности – открытое общество – характеризуется чертами, прямо противоположными первой: здесь господствует не национальная замкнутость, а принцип любви ко всему человечеству. Если статическая мораль безлична, то в динамической морали на смену жёсткой социальной сплочённости приходит индивидуальный пример избранной личности, представляющей собой моральный образец, которому свободно следуют те, кто его воспринял. Динамическая мораль опирается на сверхрациональную «первичную эмоцию», пробуждаемую в человеке избранной личностью. Общность представителей динамической морали, среди которых Бергсон выделяет мудрецов Древней Греции, пророков Израиля, христианских мистиков, скрепляется исходящим из глубины души ответом на призыв такой личности. Великие моральные личности «протягивают друг другу руку через века, через наши человеческие грады; вместе они образуют божественный град, куда приглашают нас войти» (Бергсон. 1994. С. 71–72) (тема двух градов явным образом отсылает к учению Августина, которым Бергсон интересовался ещё в юности). Собственно же динамической религией, по Бергсону, является христианский мистицизм, главным достоинством которого философ считал то, что мистики, дававшие свидетельства о восприятии Бога в состояниях экстаза, опирались на непосредственный опыт.
Подчёркивая, что описанные им типы общества представляют собой только теоретическую модель, позволяющую лучше понять перспективы существования человечества, Бергсон доказывал, что прогресс возможен лишь в открытых обществах и дальнейшая судьба человечества напрямую зависит от распространения и усвоения принципов динамической морали и религии. В этом плане особенно важна заключительная глава книги «Два источника морали и религии» («Механика и мистика»), где изложена историософская концепция, исследуются причины войн в современную эпоху, рассмотрены противоречивые тенденции научно-технического прогресса. Излагая свои историософские взгляды, Бергсон выделил 2 тенденции, чередующиеся в истории человечества, – стремление к роскоши, приводящее к росту искусственных потребностей, и стремление к простоте, аскетизм. Используя метафору «души» и «тела» человечества, он призывал людей отказаться от искусственных потребностей, которые препятствуют духовным способностям и устремлениям. В связи с этим Бергсон отмечал опасность научно-технического прогресса, если он нацелен лишь на материальное обеспечение, на потребление и не сопровождается развитием духовной культуры. Такая дисгармония, как и национализм, свойственный закрытым обществам и неизбежно приводящий к войнам, ставит человечество на грань самоуничтожения, воспрепятствовать которому, по Бергсону, может распространение «духа простоты», аскетизма, возвещённого христианскими мистиками. Это дало бы возможность развивать подлинную демократию, основания которой философ усматривал в евангельских принципах.
Концепция, изложенная в труде «Два источника морали и религии», вызвала много обсуждений и дискуссий, связанных с тем, что в ней сталкиваются представления, восходящие к разным философско-религиозным традициям. Взгляды Бергсона оказали влияние на многих мыслителей 20 в., в том числе А. Тойнби, К. Поппера, X. Ортегу-и-Гассета, представителей экзистенциализма, персонализма и католического модернизма.