«Творческая эволюция»
«Тво́рческая эволю́ция» (франц. «L’Évolution créatrice», 1907; рус. перевод 1909, 1914), одна из важнейших работ А. Бергсона, ставшая вскоре после выхода в свет философским бестселлером. Опираясь на идеи, изложенные в предыдущих сочинениях [«Опыт о непосредственных данных сознания« («Essai sur les données immédiates de la conscience, 1889», рус. пер. 1910, 1914) и «Материя и память» («Matière et mémoire, 1896»; рус. пер. 1911, 1914)], Бергсон разработал философскую концепцию, в которой ярко выразились особенности французской философии жизни. Теория эволюции, онтологическое и гносеологическое учение представлены в «Творческой эволюции» с позиции спиритуализма, утверждающего приоритет духовного начала в мире. Критикуя трактовки эволюции, предложенные Г. Спенсером, Ч. Дарвином, неоламаркизмом, вдохновляясь плотиновским учением об эманации, а также рядом виталистских идей, Бергсон описал эволюционный процесс во Вселенной, импульс к которому, полученный от сознания или сверхсознания (см. Бергсон. 1998. C. 256), продолжается в «жизненном порыве», который делится на множество параллельных линий и продвигается от простейших форм до высшей формы – человеческого сознания. Сверхсознание, трактовка которого в «Творческой эволюции» ещё не имеет явных религиозных коннотаций, выступает как длительность Вселенной, охарактеризованная Бергсоном как «основа нашего бытия и сама субстанция вещей» (Бергсон. 1998. С. 71). Представление о такой длительности возникло по аналогии с длительностью человеческого сознания, которую Бергсон рассмотрел в «Опыте о непосредственных данных сознания»; соответственно, такие свойства, как творчество, свобода, непредвидимость будущего, которыми характеризовалась длительность сознания, в «Творческой эволюции» приписаны процессу развития мира.
Жизнь, по Бергсону, движется путём дивергенции и диссоциации, причём важнейшую роль в этом процессе играет взаимодействие жизненного порыва с косной, инертной материей: сопротивление материи приводит к тому, что прогресс осуществляется только на нескольких линиях, остальные оказываются тупиковыми и увязают в круговороте (в своих представлениях о материи Бергсон опирался на закон возрастания энтропии, выдвинутый Н. Л. С. Карно и Р. Клаузиусом). Однако материя является не только препятствием, но и необходимым условием прогресса, поскольку именно во взаимодействии с ней возникают новые формы жизни. Своё эволюционное учение Бергсон противопоставил механистическим и телеологическим трактовкам эволюции, полагая, что только концепция жизненного порыва позволяет объяснить формирование одинаковых органов на разных эволюционных линиях. Именно теория эволюции объясняет, по Бергсону, свойства человеческого интеллекта, его возможности и границы. Созданный в процессе эволюции для воздействия на материю, интеллект выполняет практические функции, нацелен на фабрикацию, которая, в отличие от организации, используется в основном в сфере неорганизованной материи. Будучи одной формой жизни, интеллект неспособен познать жизнь в целом, эволюцию как таковую. Имея дело преимущественно с отношениями, с искусственными системами, он не постигает реальность, представляющую собой движение, изменение. Для интеллекта характерен «кинематографический метод»: он схватывает отдельные фрагменты реальности. Он создаёт псевдоидеи, засоряющие познание, такие как «беспорядок» и «ничто», анализ которых, по Бергсону, показывает, что они имеют чисто субъективный характер и обусловлены прежде всего практическими функциями интеллекта. Понять реальность, жизнь способна интуиция, которая вырастает из другой эволюционной линии, приводящей к инстинкту: интуиция есть осознанный инстинкт, или, в другой формулировке, самопознание духа. Она обладает двумя важнейшими свойствами: во-первых, даёт непосредственное знание о реальности; во-вторых, способна познать целое, а не только отдельные части. Хотя интеллект и интуиция связаны общностью происхождения, они представляют собой разные способы познания. Если интеллект является главным инструментом науки, то философия, по Бергсону, должна опираться на интуицию.
С этой темой связано представление Бергсона о роли человечества в эволюционном процессе. Поскольку жизненный порыв постепенно утрачивает полученный изначально импульс, то дальнейшее его движение возможно только через совершенствование форм жизни, что предполагает развитие человеческого сознания как высшей её формы, т. е., по Бергсону, преодоление рамок интеллекта и усвоение интуитивного способа познания, расширяющего возможности для творчества и свободы.
«Творческая эволюция» стала высшей точкой в философской карьере Бергсона и принесла ему широкую известность в философском и научном мире. Влияние идей, высказанных в этом сочинении, испытали многие философы и учёные, в том числе А. Уайтхед, П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа, В. И. Вернадский, М. Шелер, И. Р. Пригожин.